Равновесие производства. Циклы Китчина, Жуглара, Кузнеца, Кондратьева
Вопрос о чистом излишке, поставленный в предыдущем разделе, известен как проблема равновесия производства, которая была, в частности, исследована А.Маршаллом. Рассматривая мгновенный, краткосрочный и длительный рыночные периоды, Маршалл показал, что разные виды доходов связаны с длительностью периода и ограниченностью ресурсов в коротком периоде. В случае же долгосрочного периода достигается равновесие производства, и цена продукта образуется пропорционально издержкам.
Рассмотрим пример, который приводит А. Маршалл: предположим, имеется ограниченный запас камней «тверже алмаза», которые с успехом могут заменять сталь в машиностроении и металлообработке.
Первый случай: запас камней жестко ограничен и их предложение не может быть увеличено в рамках рассматриваемого рыночного периода.
Покупатель камней рассчитывает, что они принесут ему чистый доход, превышающий процент на заплаченную цену. Однако фактически получаемый от них доход регулируется стоимостью производимой с их помощью продукции, а поскольку камни невоспроизводимы, то стоимость их не будет подвергаться контролю со стороны нового предложения этих камней.
Здесь камни аналогичны такому ресурсу, как земля, а их отдача аналогична ренте. Цены, уплачиваемые за их использование, определяются пропорционально величине чистого дохода от их использования для производства различных видов продукции.
Второй случай: предположим, в рамках рассматриваемого периода предложение камней может быть медленно увеличено – в этом случае чистый доход также будет медленно сокращаться с величины ренты (как в первом случае) до величины процента. В этом случае роль камней аналогична роли машин и оборудования (активной части основного капитала). Временный излишек, получаемый хозяйственным субъектом, использующим камни в этом случае, Маршалл называет квазирентой.
Третий случай: предложение камней может быть быстро увеличено, а сами камни быстро изнашиваются (в течение одного производственного цикла, подобно оборотному капиталу). Здесь стоимость камней будет равна издержкам их производства, а доход, получаемый от их применения, будет близок к проценту.
Отсюда основными причинами, которые могут приводить к отклонению цен на товары от издержек их производства, являются ограниченность ресурсов и время рассматриваемого рыночного периода. В течение же длительного периода эти причины устраняются, и достигается равновесие производства, для которого характерно приближение цен к издержкам производства (за исключением отраслей, где действуют условия естественной монополии и разницы природных условий, приносящие ренту).
Неоклассическая теория предоставляет весьма развитую концепцию конъюнктурных циклических колебаний, связанных с понятием равновесия по Маршаллу. Три выделенные выше Маршаллом периода, связанные с длительным отклонением от равновесия производства и обусловленные спецификой «связанности», ограниченности данного вида производственных ресурсов в рассматриваемом периоде, вызывают появление процента, прибыли (квазиренты) и ренты. В конечном же счете система автоматически стремится к достижению равновесия с приближением экономической прибыли в производстве к нулю.
Поскольку возмещение капитала не происходит автоматически, массовые закупки материальных ресурсов и производственного оборудования в периоды экономических бумов сменяются застоем и депрессией. Принято выделять следующие виды экономических циклов (циклов хозяйственной конъюнктуры; названия циклов связаны с именами исследователей, впервые выделивших волнообразные колебания в изучаемых статистических рядах; классификация предложена Э. Хансеном):
1. Циклы Китчина, связанные с колебаниями в объемах товарно-материальных запасов (средняя продолжительность 3,5 года);
2. Циклы Жуглара. Эти циклы связаны с обновлением основного капитала – машинами, другим производственным оборудованием (средняя продолжительность 7-10 лет);
3. Циклы Кузнеца (строительные). Этот вид циклов связан прежде всего с реконструкцией и массовым строительством новых жилищ (в среднем его продолжительность определяется исследователями в 18-20 лет).
4. Циклы Кондратьева (длинная волна). В процессе этого цикла полностью обновляются базовые технологии и наиболее «долгоживущие» части основного капитала – дороги, каналы, мосты и т.д. Этот цикл связан также с изменением форм хозяйствования и бизнеса, появлением принципиально новых институциональных форм, изменением структуры расселения (его среднюю продолжительность принято определять в пятьдесят лет).
При описании цикла обычно выделяют следующие фазы: оживление, подъём, кризис (верхняя поворотная точка цикла) и спад, депрессия. Рассмотрим простой механизм разворачивания цикла на основе цикла Китчина (инвестиций в товарные запасы).
На фазе оживления спрос на товары превышает предложение. В результате розничные магазины увеличивают заказы организациям оптовой торговли и непосредственно предприятиям изготовителям. Для удовлетворения растущей потребности в инвестициях в товарно-материальные запасы предприятия-производители и торговые фирмы обращаются за кредитами в банки, нанимают дополнительную рабочую силу. Растут занятость и доходы.
На фазе подъёма рост занятости сопровождается увеличением заработной платы. Торговцы продолжают увеличивать заказы на товары и одновременно, учитывая высокую конъюнктуру, увеличивают цены. Начинают расти и процентные ставки. Загрузка производственных мощностей предприятий-производителей приближается к полной.
Но рост цен, сопровождающийся ростом заказов, приводит и к росту запасов товаров в торговых фирмах. Когда величина запасов начинает превышать некоторую критическую, по мнению торговцев, величину, они начинают сокращать заказы. Это – верхняя поворотная точка цикла Китчина. Наступает кризис. Какое-то время запасы продолжают расти в силу выполнения промышленностью старых заказов, но одновременно начинает сокращаться занятость (или «замораживается» заработная плата), что приводит к сокращению потребительского спроса. Продажи падают, что приводит к дальнейшему сокращению заказов. Вдобавок возникают трудности с возвратом кредита, что приводит к увеличению банкротств. Всё это характеризует фазу спада.
Во время депрессии (в классическом механизме цикла) цены на товары снижаются. Низкая конъюнктура сопровождается низкой занятостью, постепенным снижением процентных ставок и рассасыванием товарных запасов. Наконец, объём запасов становится ниже некоторого норматива, считающегося торговыми фирмами нормальным. Они начинают увеличивать заказы, на первых порах за счёт своих собственных средств, не прибегая к кредиту. Так происходит переход к стадии оживления, и механизм цикла запускается снова.
В цикле Жуглара описанный механизм дополняется процессом модернизации оборудования, строительства новых заводов и общего расширения мощностей. В механизме циклов Кузнеца (строительных циклов) расширение мощностей дополняется инвестициями в гражданское строительство и реконструкцию жилищ, что связано в частности со сменой поколений. В большом цикле конъюнктуры (цикле Кондратьева) происходит смена не только машин и оборудования, но и технологий, что затрагивает всю цепочку – фундаментальные открытия – опытно-конструкторские разработки – производство единичных образцов – переход к массовому производству – реструктуризация производственной и социальной инфраструктуры. Таким образом, длительность цикла во многом предопределяется «сроком жизни» того или иного актива.
Необходимо отметить, что иногда специально выделяют понятия равновесия по Вальрасу и равновесия по Маршаллу, хотя они взаимно дополняют друг друга. Причина в том, что Вальрас делал акцент на анализе рыночного обмена, в его схеме цены являются абсолютно эластичными и мгновенно приспосабливаются к изменениям рыночного спроса. Маршалл же сосредоточил свои усилия на анализе процессов производства и показал, как изменяются объемы производства в ответ на складывающуюся структуру цен. Таким образом, у него оказались эластичными (но не абсолютно и не мгновенно, что и обуславливает появление прибыли) как объемы производства, так и цены предложения.
Уравнения модели Вальраса имеют прямое отношение к процессу оптимизации. Напомним запись задач линейного программирования:
Условие Вальраса о том, что цены формируются пропорционально издержкам, можно переписать следующим образом:
Содержательно это равенство, составляющее условия двойственной задачи, можно интерпретировать как то, что объем предложения производственных ресурсов и их затраты на производство продуктов (левая часть равенства) должны быть равны объему предлагаемых продуктов и их потреблению, что отчасти рассматривалось выше. Таким образом, в модели Вальраса-Маршалла реализуется оптимизационный механизм, и распределение ресурсов через такую систему означает достижение состояния народнохозяйственного оптимума, то есть достижение максимума эффекта при минимуме затрат для экономической системы в целом. Собственно, именно такое представление о структуре экономической системы принято сегодня называть “вальрасовской экономикой”, а оптимальное состояние, возникающее в результате стремления каждого экономического субъекта к максимизации прибыли — “равновесием по Вальрасу”. Последнее понятие имеет очевидные параллели с “невидимой рукой” А. Смита.
Следует отметить также то обстоятельство, что и марксистская школа, будучи наследницей классиков, отнюдь не чуждалась описанных представлений. Так, положение, при котором цены спроса и предложения равны друг другу, обычно признается равносильным положению, при котором товары продаются по своим стоимостям. В марксистской экономической традиции это положение основывается, в частности, на соответствующем анализе К. Маркса, осуществленном в "Капитале". Впоследствии в марксистской школе представления об общем равновесии приняли специфическую форму “закона стоимости”.
Предположим, что в основе цены товара лежит некоторая субстанция, стоимость. Цена в таком случае представляет собой лишь денежное выражение стоимости. Наконец, предположим, что изменения цен являются производными от изменений стоимости. Более привычная, хотя и полностью тождественная приведенной, формулировка закона стоимости гласит, что стоимость является центром, вокруг которого колеблются цены товаров. Сумма цен товаров равна сумме стоимостей. Эти чисто марксистские формулировки не оставляют сомнений в том, что анализ в рамках данного научного направления негласно предполагал наличие автоматического механизма, приводящего систему рынков в равновесие. Отчасти это подтверждается и двухсекторными моделями простого и расширенного “общественного воспроизводства”, где – хотя и с несколько других позиций – анализируется процесс достижения равновесия между сферами “средств производства” и “предметов потребления”. В связи с этим нельзя не отметить легкость “внедрения” в отечественную экономическую теорию такого инструмента, как межотраслевой баланс.
Оптимальный результат может быть достигнут в двух противоположных (и в равной степени нереальных) институциональных ситуациях:
1. В условиях абсолютной свободы и совершенной конкуренции, когда все индивидуумы имеют одинаковые права. В этом случае система цен отражает общественную систему предпочтений, а поскольку каждый субъект максимизирует свою прибыль, не в силах повлиять на цены, то они (субъекты) также одновременно реализуют цели общества при минимуме затрат и максимуме результата. Это в свое время так восхитило Адама Смита, что он выдвинул тезис о «невидимой руке», мудро и незримо управляющей обществом.
2. В условиях абсолютной диктатуры, когда все индивидуумы полностью и безоговорочно выполняют приказы диктатора. В этом случае его личная система предпочтений и есть система цен, на основе которой можно рассчитать оптимальный план производства, ориентированный на максимум результатов и минимум затрат, который впоследствии доводится до исполнителей. Если этот план будет выполнен, результат окажется аналогичным предыдущему случаю.
Эти два вырожденных случая имеют очевидные параллели в экономической теории. Первое положение является нормативной (желательной) моделью либерально-монетаристской школы Фридмена-Хайека, второе – неявной посылкой, из которой исходила отечественная школа системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ). Кроме того, эти же посылки лежат в основе представлений о функционировании отраслевых и региональных рынков, изучаемых в дополнение к современной микроэкономике.