Белорусская модель социально ориентированной экономики
Кажуро Николай Яковлевич
(ЭКЗАМЕН)
Литература:
1) «Национальная экономика Беларуси» под ред. Шимова В.М. Минск БГЭУ 2010-2011
2) «Национальная экономика Беларуси: Потенциалы, хозяйственные комплексы. Направления развития, механизмы управления» под ред. Шимова В.М. Учебное пособие, Минск БГЭУ, 2009
3) «Национальная экономика Беларуси» под ред. Проходченко, Минск
Тема 1. Научные основы национальной экономики
1)Понятие национальной экономики. Задачи курса НЭБ. Его предмет и метод
2)Предпосылки становления функционирования и развития НЭБ
3)Основные макроэкономические и пропорции национальной экономики
4)Типы национальных хозяйственных систем
1. Термин «национальная экономика» вошёл в научный оборот как синоним понятий народное
хозяйство, экономика республики, экономика суверенной страны.
Слово «национальный» означает, что экономика рассматривается в масштабе нации, т.е. как единое целое. Беларусь получила суверенный статус 27 июля 1990 года, когда Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете. В ней было провозглашено верховенство конституции БССР и её законно. Независимость РФ была провозглашена 12 июня 1990 года.
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими чертами:
- суверенитет нации и государства
- территориальная целостность
- единство экономического пространства и юридической среды
- общность характеров хозяйственных институтов включает институт собственности
- наличие единого платёжного средства, т.е. национальной денежной единицы, и финансовой системы
- стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений
- эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах нации
- первая национальная стратегия устойчивого социально экономического развития РБ до 2020-го года была принята в 1997 году.
Предметом курса НЭБ является целостная система экономики как совокупности социально-экономических процессов, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы.
Объектом исследования выступает национальная хозяйственная система страны в масштабе нации (государства).
Наиболее эффективным методом исследования национальной экономики является метод системного подхода. Он предполагает рассмотрение объектов исследования как систем и ориентирует на раскрытие объекта как единого целого на основе многообразных типов и связей. Поскольку сами элементы экономической системы общества имеют в свою очередь также сложную структуру, то их принято называть подсистемами.
Для анализа национальной экономики используются и другие методы, как то:
- анализ (он означает изучение предмета исследования по частям, т.е. его отдельных сторон и свойств)
- синтез (этот метод является противоположностью метода анализа. Он означает сведение в единое целое данных, полученных на основе анализа)
- индукция (это процесс создания теории на основе умозаключения от частных единичных случаев к общему выводу, т.е. она основана на обобщении фактов)
- дедукции (она является противоположностью индукции. Это логическое умозаключение от общего к частному. Она предполагает прогнозирование будущих событий с помощью теории, когда гипотеза проверяется реальными экономическими фактами.
- научная абстракция (это метод познания, состоящий в мысленном отвлечении (абстрагировании) от внешних явлений не существенных сторон с целью выделения существенных и закономерных признаков. Он является главным методаом научного познания, который используется в экономической теории)
Существуют также различные математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни.
2. Главным стратегическим направлением в процессе трансформации экономики РБ является формирование белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Для достижения данной цели необходимо создать следующие основные предпосылки и условия:
Общие системные предпосылки – они носят конституционный, правовой и политический характер. Эти предпосылки признаны создать принципиальные рамки (правовые, политические и т.д.) для всех аспектов развития общества и государства.
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) до 2020 г.
В качестве общесистемных условий стратегического характера определены следующие:
- построение и развитие унитарного государства (отсутствие федеративных единиц) демократического социального правового государства в соответствии с конституцией РБ.
- формирование современного гражданского общества, где государство для общества, а не общество для государства
- создание социально ориентированной рыночной экономики (социальная ориентация позволяет, прежде всего, сохранить социальные завоевания народа, а также использовать рыночные механизмы для повышения эффективности экономической системы. При этом конечной целью преобразований является рост благосостояния народа и повышения в целом качества жизни (низкая инфляция, полная занятость).
В целом общесистемные предпосылки можно разделить на:
- внешнеполитические
- внутриполитические
К внешнеполитическим и внешнеэкономическим предпосылкам относятся:
- первичность суверенитета страны
- открытость экономики страны
- многовекторность внешней политики
- стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества
К внутриполитическим предпосылкам относятся:
- совершенствование политической системы в рамках конституции РБ на пути становления демократии
- оптимизация государственных структур управления
- повышение гражданской активности, создание молодёжных организации, стройотрядов
- системные предпосылки (предполагают единство экономического, институционального и правового пространства для всей страны). К системным предпосылкам относится и полный учёт специфики страны в сфере экономики. РБ имеет не только благоприятные факторы для своего развития, но и негативные аспекты.
Благоприятными факторами развития страны являются:
- высококвалифицированные кадры
- научно-технический и производственный потенциал
- большие запасы отдельных видов минеральных сырьевых ресурсов (водных, лесных, земельных)
- выгодное географическое положение
- развитая система транспортной сети
- многовекторные внешнеэкономические связи
- комплексность развития регионов страны
- несовершенность структуры экономики
- физические и морально устаревшие основные фонды и технологии
- несоответствие товарной структуры производства и потребления
- малая доля услуг в ВВП
- низкое качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг
- слабая обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами
- недостаточно благоприятный инвестиционный климат
Внутрисистемные предпосылки. Данная группа предпосылок направлена на обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.
Внутрисистемные предпосылки носят двойственный характер:
- с одной стороны, они являются необходимыми опережающими условиями построения эффективной экономики
- с другой стороны, они выступают как постоянно действующие требования к преобразованию государства, экономики, общества в целом в целях обеспечения политической и социальной стабильности в стране.
3.Главной целью экономики страны является:
- обеспечение жизнедеятельности нации
- удовлетворение её постоянно растущих материальных, духовных и культурных потребностей
- повышение уровня благосостояние людей
Поскольку общество не может перестать потреблять, поэтому оно не может перестать производить.
Базовыми функциями экономической системы страны являются:
- производство
- распределение
- обмен
- потребление материальных благ и услуг. В совокупности они выступают в качестве стадии процесса гос. производства национальной экономики.
Основными субъектами хозяйствования являются:
- домашние хозяйства
- предприятия или фирмы
- государство (правительство)
Предприятия страны формируют по производственному принципу отраслей межотраслевые отрасли национальную экономику в целом.
Выделают следующие уровни анализа экономической деятельности:
- микроэкономический (это первичный уровень анализа). На этом уровне изучаются все аспекты деятельности конкретной фирмы и домашнего хозяйства
- мезоэкономический (греч. мезо – промежуточный). На этом уровне исследуется отраслевая структура экономики.
- макроэкономический. Здесь анализируется национальная экономика как целостная система. Для её характеристики используются агрегированные величины
Среди агрегированных величин ключевым показателем является ВВП – обобщающий показатель произведённых в обществе товаров и услуг. Он представляет собой рыночную стоимость полного объёма конечной продукции, произведённой в общественном хозяйстве внутренними факторами страны за один год.
Рыночная стоимость услуг означает их денежное выражение, т.е. объём номинального и реального ВВП может быть измерен только в денежном выражении. При этом реальный ВВП рассчитывается в базовых неизменных (постоянных) базовых ценах, т.е. с учётом уровня инфляции в стране. Если сложить сумму цен на конечные продукты общества, то полученный показатель и будет составлять ВВП. Конечная рыночная стоимость означает, что при подсчёте ВВП из него исключаются все промежуточные товары, которые используются для производства конечных товаров. В противном случае будет иметь место так называемый повторный, счёт означает более чем однократный учёт стоимости одного товара. Повторный счёт приведёт к искажению реального объёма ВВП в сторону его увеличения. Поэтому при подсчёте ВВП нельзя например складывать производство железоруды и чугуна, т.к. последний включает в себя и стоимость руды.
При подсчёте ВВП используется территориальный принцип, согласно которому ВВП создаётся лишь внутренними для данной страны факторами производства. Это означает, что не имеет значения, являются ли инвесторы национальными (резидентами) или зарубежными.
ВВП может быть рассчитан тремя методами:
- производственный метод (здесь ВВП выступает как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, т.е. как сумма добавленных стоимостей создаваемых в отраслях экономики)
W = OT + ЖТ
W – полная стоимость товара
ОТ – овеществлённый труд
ЖТ – живой труд
- методиспользованиядоходов (представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг). Совокупные расходы на приобретение конечного продукта подразделяется на:
- расходы домашних хозяйств
- расходы предпринимателей на инвестиционные товары, т.е. здесь учитываются частные, валовые инвестиции, составные части которых являются чистые инвестиции, которые выступают в виде разницы между валовыми инвестициями и амортизацией
- расходы правительства на закупку товаров и услуг
ВВП = C + Ig + G ± Xn
- метод формирования ВВП по источникам доходов
При подсчёте ВНП используется национальный принцип, согласно которому, в стоимость ВНП входят лишь товары и услуги, произведённые факторами производства, находящимися в собственности граждан данной страны. Важным макроэкономическим показателем является национальный доход. Он составляет сумму чистой продукции, т.е. вновь созданную стоимость, созданную всеми предприятиями и отраслями страны. В целом все макроэкономическ ие показатели отражают не эффективность работы отдельных фирм, а общие тенденции в развитии национальной экономики.
4.Национальная хозяйственная система представляет собой сложную взаимосвязанную совокупность элементов. Современная рыночная экономика как тип экономической системы не является универсальным, пригодным для характеристики любой страны. В реальной жизни существует не один, а множество вариантов или моделей рыночной экономики, которые существенно отличаются друг от друга.
Классификация национальных экономически систем:
- по уровню развития:
- высокоразвитые
- слаборазвитые
- развивающиеся хозяйственные системы
- по структуре хозяйства:
- аграрные
- индустриальные
- по размеру территории:
- малые
- большие
- средние
При классификации моделей современных национальных хозяйственных рыночных систем используются 2 основных критерия:
- размер и инструментальное содержание государственного вмешательства в экономическую жизнь общества
- отношение собственности на средства производства
Из всех современных моделей рыночной экономики наиболее часто выделяются:
1) Американская модель (англо-американская). Она может быть охарактеризована как конституционно-классическая. Образец рынка был привнесён в эту страну эмигрантами из старого света (из Европы) в эпоху становления государственности США. Конституционно он был закреплён ещё в 18 веке (1787 г.). В основе американской модели лежит принцип свободного частного предпринимательства и стремление производителей к личной выгоде и накоплению богатства. Это так называемая либеральная модель. Здесь упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Государство по существу вмешивается лишь для защиты конкуренции. В то же время основная тяжесть расходов на оплату услуг, здравоохранение, дошкольных и детских учреждений, получение высшего образования, пенсионное обеспечение и т.д. ложится на плечи граждан этой страны.
2) Японская модель. Она обладает рядом специфических особенностей.
Её функционирование основано на:
- исторических традициях Японии (исключительное трудолюбие населения, высокое национальное самосознание, высокая исполнительская дисциплина, первичность национальных интересов перед личными)
- предприимчивости японских бизнесменов
- особые отношения между бизнесом и государством (частный капитал вкладывается, прежде всего, в производственную сферу. Государство вкладывает огромные инвестиции в социально-экономическую инфраструктуру).
В целом, японскую модель рыночной экономики можно рассматривать как государственно-институциональную, где доля госсектора в экономике не существенна, но значительное участие государства в становлении и поддержке рыночных структур.
3) Шведская модель (её отличительной особенностью является социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения). Правительство Швеции отладило эффективный механизм перераспределения созданного в обществе дохода. Главная идея курса правительства заключается в необходимости государственного регулирования экономики при сохранении рыночных отношений и сильного предпринимательства.)
4) Китайская модель смешанной экономики (определяется как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики)
Белорусская модель социально ориентированной экономики
В современном понимании, социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, их социальной защищённости и благосостояния. Здесь должен действовать лозунг «Государство для народа, а не народ для государства».
Тема 2: Экономический потенциал Беларуси
1) Понятие и состав совокупного экономического потенциала страны
2) Система потенциалов национальной экономики Беларуси
1.Совокупный экономический потенциал – способность национальной экономики производить товары и услуги в соответствии с запросами как внутреннего, так и внешнего рынка.
Уровни развития экономического потенциала характеризуется рядом показателей:
- объёмом, уровнем, производством, потреблением
- качеством товаров и услуг, производимых в стране
- накопленными и располагаемыми страной материальными и духовными ценностями
- трудовыми и природными ресурсами.
Основными факторами, которые определяют потенциал страны, являются производственные мощности:
- промышленности
- сельского хозяйства
- транспорта и т.д., а также соответствующая инфраструктура
Для наиболее точной характеристики экономического потенциала страны используются не отдельные показатели, а интегральный показатель индекса совокупного экономического потенциала. При этом совокупный потенциал зависит не только от абсолютных объёмов ресурсов и производственных мощностей, но и от степени их использования.
Национальное богатство – важный показатель, который определяет потенциальные возможности страны. Оно выступает как результат деятельности предшествующих поколений людей, а также в качестве основы производственной деятельности живущих поколений.
Национальное богатство может рассматриваться как выраженная в рыночных ценах совокупная стоимость всех экономических активов, находящихся в собственности резидентов страны.
В РБ в состав национального богатства включаются лишь воспроизводимый капитал, материальные оборотные средства и домашнее имущество семей, но не включаются возобновляемые и невозобновляемые ресурсы, а также финансовые активы.
2.Система потенциалов национальной экономики РБ включает следующие потенциалы:
1) Природно-ресурсный потенциал и экологический потенциалы.
Природно-ресурсный потенциал –совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально увлечены в хозяйственную деятельность при имеющихся технических и социально-экономических возможностях.
Совокупный размер природно-ресурсного потенциала определяется как сумма потенциалов отдельных видов ресурсов (земельных, водных и т.д.)
Земельные ресурсы – часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования.
Земельный фонд РБ – это её площадь, равная 20,760 млн га (207,6 тыс кв. км). По данному показателю РБ занимает 13-е место в Европе. Наибольшая площадь земельного фонда занятых сельскохозяйственными угодиями, которые используются в сельскохозяйственном производстве.
В целом, динамика сельхоз. угодий имеет отрицательную направленность, т.к. площадь сельхоз земель сокращается и обеспеченность каждого члена страны (в 80-е – 1,1 га/чел, сейчас – 0,9 га/чел)
Важной составляющей частью природного потенциала является лесные ресурсы.
Лесные ресурсы включают:
- стволовые запасы древесины
- технические запасы
- кормовые запасы
- охотничье-промышленные и пищевые запасы
Лесной фонд РБ – это не только покрытые лесные земли, но и земли предназначенные для лесного хозяйства (на одного жителя страны площадь лесного фонда составляет примерно 0,87 га)
Показатель лесистости страны определяется отношениям лесопокрытой площади к общей площади страны (в РБ около 40%)
Лесные ресурсы относятся к возобновляемым. Их важно не только использовать, но и преумножать.
Важное значение в развитии национальной экономики имеет экологический потенциал.
Экологическая ёмкость – показатель эффективности функционирования экологического потенциала.
Для определения экологической ёмкости можно использовать два показателя:
- первый показатель определяется отношением экологически чистой продукции и общему объёму соответствующей продукции. На макроуровне показателем экологической ёмкости ВВП является удельный вес чистой продукции в общем объёме ВВП. Он измеряется по формуле:
ЭкЕ = (ЭЧП / ВВП)*100%
где: ЭкЕ – экологическая ёмкость
ЭЧП – экологически чистый продукт
- второй показатель основан на сравнении удельной величины загрязнения с объёмом ВВП. Он измеряется по формуле:
КЗ = ОЗВ / ВВП
где: КЗ – коэффициент загрязнения
ОЗВ – объём загрязняющих веществ
В системе международных сравнений показатель, который характеризует экологический потенциал страны, является объём выбросов вредных веществ в расчёте на единицу ВВП.
При оценке экологического потенциала необходимо учитывать экологические проблемы, которые накапливались в стране во второй половине 20в.
К таким экологическим проблемам относятся:
- радиоактивное загрязнение (в результате взрыва на ЧАЭС 23% общей площади, на которой проживало 2,5 млн. чел., загрязнено радионуклидами)
- защита атмосферы (снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах РБ)
- качество поверхностных и подземных вод, в совокупности они составляют водные ресурсы страны. Сюда включаются все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. На одного жителя в РБ приходится 3,6 тыс. м3 воды местного формирования.
Обобщённым показателем эффективного использования водных ресурсов является водоёмкость ВВП. Она рассчитывается как частное от деления годового потребления воды к стоимости ВВП:
W = (R1 + R2) / ВВП
где: R1 – годовое потребление свежей воды
R2 – годовой объём оборотного водоснабжения
- рациональное использование земель в с/х производстве и других отраслях экономики
2) Демографический и трудовой потенциалы
Демографический потенциал характеризуется численностью и продолжительностью жизни населения, рождаемостью и смертностью, половозрастной структурой и т.д.
Трудовой потенциал характеризует количество и качество трудовых ресурсов и их занятость в экономике.
Трудовые ресурсы – та часть населения, которая в силу своих способностей, знаний и опыта может участвовать в создании материальных и нематериальных благ.
К трудовым ресурсам относят население трудоспособного возраста за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 группы, неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту, лиц старше и младше трудоспособного возраста, которые заняты в экономике.
К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех сфер экономики и всех форм собственности. Они составляют экономически активное население страны. Сюда относятся также и безработные, зарегистрированные в службе занятости. Уровень экономической активности населения определяется отношением экономически активного населения к общей численности населения.
Т.к. безработные, активно ищущие работу, включаются в состав трудовых ресурсов страны, поэтому уровень безработицы – частное от деления численности безработных на экономически активное население (%).
В РБ к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте 16-60 лет и женщины в возрасте 16-55 лет. По численности населения РБ занимает 5 место среди стран СНГ и 17 место в Европе.
До 1993 года в РБ происходил естественный прирост населения. Наибольшей численности оно достигло в 1994 году (10 млн. 243,5 тыс. чел), в 2011 – 9 млн. 468 тыс. С 1995 года количество умерших превышает количество родившихся (в среднем на 30-40 тыс.). В целом, прирост численности населения страны определяется суммой его механического (за счёт приезжих) и естественного прироста.
Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. Ожидаемая продолжительность жизни в РБ составляет около 62 лет у мужчин и 74 лет у женщин. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – количество лет, которые предстоит прожить одному человеку из данного поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждой возрастной группе останется неизменным.
Возрастные коэффициенты смертности определяются как отношение числа умерших в данном возрасте в течение календарного года к среднегодовой численности лиц данного возраста.
Для характеристики демографического и трудового потенциала страны используется такое понятие, как «человеческий капитал». Он включает врождённые способности и талант, а также накопление знаний. умений, опыта, образования, квалификации, физического и психологического здоровья, духовного богатства и т.д. Человеческий капитал представляет собой не просто совокупность навыков, знаний и способностей человека, а их накопленный запас.
Существует 2 подхода к оценке накопленного человеческого капитала:
- затратный подход. Он основан на суммировании совокупных расходов на образование, профессиональную подготовку, поддержание здоровья и другие затраты, относимые к инвестициям в человеческий капитал. Стоимость человеческого капитала определяется накоплением чистых инвестиций в развитии человека как будущего работника на всех стадиях его жизненного цикла.
- доходный (рентный подход). Он основан на оценке получаемых работниками доходов, которые отражают отдачу на средства, вложенные в соответствующий образовательный и квалификационный уровень.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) – среднее арифметическое из трёх важнейших индикаторов уровня жизни:
- индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении
- индекса уровня образования населения
- индекса реального ВВП
ИРЧП может изменяться от 0 до 1. Чем он выше, тем выше ИРЧП. Если показатель ИРЧП равен 0,800 и выше, то страна имеет высокий уровень развития человеческого потенциала. От 0,500 до 0,799 – средний уровень. Менее 0,500 – низкий уровень. РБ имеет уровень ИРЧП
Для простого воспроизводства населения необходимо 2,3 ребёнка в среднем на одну семью. Суммарный коэффициент рождаемости оказывает непосредственное влияние не только на численность населения, но и на динамику его возрастной структуры. Низкий уровень рождаемости в РБ приводит к старению населения. Удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше составляет в РБ около 15%. Согласно классификации ООН общество находится в стадии демографической старости, если данный показатель превышает 7%.
Стратегической целью государственной политики на рынке труда в РБ является обеспéчение продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала страны.