Теория ≪внешнеторгового мультипликатора≫
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Меркантилистскаятеория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI—XVIII вв., являетсяпервой
из теорий международной торговли.Сторонники этой теории считали, что стране нужно
ограничивать импорт и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых
изделий, добиваясь притока валюты (золота), т.е. экономически оправданным считали только экспорт.
В результате положительного торгового баланса приток золота в страну увеличивал возможности накоп-
ления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.
Меркантилисты не учитывали той выгоды, которую страны получают в ходе международного разделения
труда от импорта иностранных товаров и услуг. Согласно классической теории международ-
ной торговлиподчеркивается, что ≪обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна нахо-
дит в нем абсолютное преимущество≫,доказывается необходимость и важность внешней торговли.
Впервые политика фритредерства была определена А. Смитом.Д. Рикардо развил идеи А. Смита и утверждал, чтов интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором относительная выгода является наибольшей, где у нее наибольшее преимущество или наименьшая слабость.
Рассуждения Рикардо нашли свое выражение в теории сравнительных преимуществ (сравнительных издержек производства). Д. Рикардо доказал, что международный обмен возможен и желателен в интересах всех стран.
Дж. С. Милль показал, что по закону спроса и предложения цена обмена устанавливается на таком уровне, что совокупный экспорт каждой страны позволяет покрывать ее совокупный импорт.
Согласно теории Хекшера-Олина страны всегда будут стремиться в скрытом виде экспортировать избыточные факторы производства и импортировать дефицитные факторы производства. Т. е. все страны
стремятся экспортировать товары, требующие значительных затрат факторов производства, которыми они
располагают в относительном избытке. В результате
парадокс Леонтьева. Парадокс заключается в том, что, используя теоремуХекшера-Олина, Леонтьев показал, что американскаяэкономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовалиотносительно больше труда, чем капитала.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ≫ ТЕОРИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Международная торговля позволяет:
1) расширять рынок сбыта;
2) формировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны.
С середины 1960-х гг. экономисты западных странР. Вернон, Дж. Кравис, Л. Уэлс и другие активно
развивают теорию ≪жизненного цикла продукта≫.Эта теория объясняет развитие мировой торговли го-
товой продукцией на основе этапов ее жизни на рынке.
Движение на рынке нового продуктапроходит несколько фаз:
1)появление;
2)рост спроса;
3) насыщение;
4) спад.
Переход продуктаиз одной стадии в другую создает новые возможности для размещения производ-
ства в разных странах с разной степенью обеспеченности необходимыми условиями производства, так как
меняются характер производства, требуемый уровень квалификации рабочей силы и т. п.
Эффект масштабности производства.Некоторые экономисты раскрывают механизм международ-
ной торговли, используя эффект масштабности производства. Суть теории в том, что страна с большим
внутренним рынком будет экспортировать те товары,выгодность которых определяется экономией в круп-
номасштабном производстве. Страна с небольшим внутренним рынком производства будет концен-
трироваться на выпуске продукции, не требующей особых преимуществ в масштабе, т. е. уникальной
продукции,имеющей высокий спрос на мировом рынке, несмотря на сравнительно высокие продажные цены.
Одной из современных теорий международной торговли является концепция ≪технологического разрыва≫ Г. Хафбауэр, Р. Вернон- США). Страна, освоившая производство нового продукта, имеет сравнительные преимущества над другими вследствие монополии на рынке данного товара. Она обеспечивает удовлетворение как внутреннего потребления,так и внешнего спроса.Появление нового продукта в той или иной стране объясняется различиями в научно-техническом потенциале, уровне квалификации рабочей силы (в том числе и величине заработной платы), в степени восприятия производственным аппаратом достижений научно-технического прогресса.
Успешную попытку выявить новые факторы,определяющие развитие современной международной
торговли, сделал американский экономист М. Портер. Он выделяет четыре главных параметра,
определяющих развитие современной внешней торговли крупнейших промышленно развитых стран:
1) факторы производства;
2)условия спроса;
3) близкие и обслуживающие отрасли;
4)стратегия фирмы и конкуренция.
Теория ≪внешнеторгового мультипликатора≫.
В соответствии с этой теорией эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на дина-
мику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, харак-
теризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями. Он может быть вы-
числен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора(множителя). Первона-
чально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно и заработную плату,
в отраслях, выполняющих этот заказ. Затем придут в движение вторичные потребительские расходы.