Тема 6. Постмодерновый культурный канон как пространство мягкой трансформации
Мягкая трансформация – это эволюционный путь. Конца 20 – начала 21в – западные общества – постмодерн.
Общие тенденции, хар-е для западных обществ кон.20 - нач. 21 века – западные общества – постмодерн.
Общие тенденции, характерные для западных обществ кон 20 – нач. 21 век.
I.Глобальные реструктаризация капитализма и новое международное разделение труда. Осн. Фактор – телекоммуникационное общество. Трансформация всей экономической системыю Новые навыки и знания, новые професии, меняется система организации труда, растёт безработица. Сфера услуг – главный работадатель.
Деиндустрализация – главное состояние совр.общество. Меняется природа труда. Индустриальное общество – труд связан с капиталом. Модерн: человек эивёт в ощущении гарантированых перспектив. Посмодерн – краткосрочная ментальность. Трудовая биография уже не привязана к одному месту работы. Работа – это сегодня конкуренция. Работа в постмодерне везщь элитарная. Капитал сегодня жёстко связан с потребителем. Как следствие – пострудовое общество.
Посттрудовое общество, которое возникает на фоне экономики самообслуживания. Меняется структура занятости, складывается новая профессиональная дифференциация.
Роберт Райч: 4 профессиональные категории:
·Символические манипуляторы (креативный класс)
·Те, кто заняты в воспроизводстве рабочей силы ( «лечить и учить»
·Сфера личных услуг (страхование, банковское дело)
·Рутинные работтники (обнаружение телекоммуникационных сетей)
Менятется характер требований работадателей к наемному работнику (привлекательный внешне, коммуникативные способоности, доволен собой, трудоголик, амбициозный, умеющий ставить цели и их достигать, креативный).
Изменение трудового стиля, главным становится человек и его способности – фрилансинг.
II.Появление новых организационных форм и стратегий, которые лежат в основе управления.
Тенденции децентрализации, переход к локальному низовому управлению.
Адхократия – это временная ситуативная организация направленная на решение конкретной задачи или проекта.
Работа – кратковременное заниятие, весьма вариативное. Современый человек живет без устойчивой жизненой ориентации, постоянные психологические стрессы. Растёт уровень социальной эксклюзии.
Бауман выделяет 3 главные признака современности:
1)Человек утрачивает контроль над большинством соц.значимых событий и явлений
2)Снижение возможности человека контролировать свою собственную судьбу и возростание неопределенности человеческого бытия
3)Радикальный пересмотр всей системы ценностей. В основе – отказ достижения людьми долгосрочных целей и задач. Следствие этого – индивидуализация, индивидуализированое общество. Стиль недонизма, банализация зла.
III.Трансформация мироощущения людей и стереотипов (потребления) поведения, т.е меняется производство субъективности как идентичности.
Разрушение морали, разрущение доверия. Человек убегает от общества в сферу приватности.
Ф. Ферраротти: «дух вемени» проявляет себя в след. Тенденциях:
·Кризис индивида, сформированного идеями и принципами просвящения. Ощущение что «от меня ничего не зависит»
·Рациональность становится блуждающим явлением, хотя в модерне это была основная категория
·Технические процессы становятся безличными и анонимными, что приводит к кризису ответственности.
«Дух времени» менятия идентичность человека
Модер ставит вопрос : «Кто я?». Идентичность –сегодня – это __________ проблемность, которая становится пространством противоречий.
Модерн – высокоинституализированый социум. В модерене главные идентичности – это, те, которые ты приобретаешь в публичной сфере.
В условиях модернового общества проблема идентичности состояла в том как её построить, создать, а потом сохранить. Забота о долговременности идентичности.
Механимз приобретения идентичности в модерне это жесткая дисциплинарная социализация, режим добровольно- принудительный.
Идентичность модерна – человек готовится к выходу в публичную сферу. Человек модерна самоконструирует свой проект, но в очень жёстких дисциплинарных рамках.
Сегодня постмодерне главная проблема – сохранить свободу, отклонить жёсткую фиксацию.
Меняется режим постороения идентичности. В основе культурное инсценирование.
Кризис идентичности проявляет себя на след уровнях:
1.Неопределённость большинства коллективных идентичностей. Причина недоверие к большому социуму. Тенденция приватизации стиля жизни. В публичной сфере человеку некомфортна
2.Кризис личной идентичности как устойчивого внутренего состояния. Причина – эпизотичность как принцип восприятия мира – Проблема с самопознанием – Всплеск ________. Рост человеческого потенциала.
Преобладающий стиль жизни сегодня – гедонизм. Гедонизм – желание субъекта превратить свою жизнь в удовольствие.
Проявление гедонизма явл. Индивидуализация как озабоченность собственным «Я».
У.Бек «Сегодня складывается общество собственной жизни»
Гедонизм напрямую связан с консьюмеризацией. Ориентация на потреление благ.
Стили потребления выступают формой презентации статусной позиции индивида.
Диктат потребления – новая форма тоталитаризма.
Основной стиль проведения досуга хождения по механизмам – шопинг.
В Украине деформированные практики консьюмеризма (подделки)
3.Разрушение иерархии на фоне роста индивидуализма. Свобода приобретения самоидентичности, новая гибкость самоопределения.
Важен театральный аспект в идентичности – это последствие медийной культуры. Человек является потребителем зрителной информации.
Гидебор: общество спектакля «чем больше человек созерцает, тем меньше он жив». Производство образцов, симулякров. Человек превращается в «Я - образ», «Я - имидж». Институализация гегемонии внешности. Хибстеры создают образ.
З. Бауман характерезуя совр. Идентичность выделил совр.соц.типажи
· Пилигрим – тот, кто путешествует во времени, он в пути, но ещё не там где должен быть. Главное – он знает куда прийдёт, свою цель. Стабильный мир, упорядочен. Пилигрим продукт модерна.
· Турист – воплощение мобильности, в поиске постоянного опыта и впечатлений
· Игрок – мир это череда игр, он равнодушен к окружающим «ничего личного»
· Бездомный – нет места назначения, пункта назначения. Он авантюрист. Нарушение цельного биографического проекта.
· Человек на прогулке – человек не напрягается, хочет получить удовольствие от окружающего. Живет без вреда для окружающих. Своя мини – драма.
Трансформация институц. Структур и как следствие – упадок социального.
Переход от публичного к приватному. Для современного человека характере кризис институц системы.
Публичная сфера – это сфера государства, сфера организованного социального контроля, мир рынка, мир гражданского общества. Действуют здесь абстрактные соц. Связи, мир бюроккратии.
Это сфера общественного состояния, сфера реальной власти, сфера шансов личной состоятельности.
Публичность – это поле контактов, вещей, отношений, где важен не человек, не персона, а статус.
Публичная сфера в социологии – юольшая социальность. Интерес социологов к публичной сфере.
Приватность – это поле отношений, контактов, вещей, в котором акторы вступают в качеств уникальных персон.
Приватность – это осознание человеком своей личной сферы как сферы индивид выбора.
Частная жизнь центрировона вокруг субъекта. Это мир который человек выбирает сам. Это сфера индивидуального выбора.
Этикетные формы, модели межличностного общения
Джо Бейли, три измерения частного:
1. Интимность – семейное, любовь, дружба, предполагают эмоцион. открытость, доверие.
2. Бессознательное – как источник наиболее важных чувств.
3. Социальное Я – проблемы идентичности и отношения к телесному облику.
Приватность – закрытость для других, зона, в которой ослаблено доверие власти, убежище, в котором люди закрываются от жестокости внешнего мира – Бергер.
Появление приватной сферы связано с конституированием публичного в эпоху модерна. В модерне главное – публичное+ происходит активное вмешательство в сферу приватного.
В об-ве модерна язык коммуникаций приобретает характер публичного давления. Патоптикон Фуко, феномен публичного взгляда. Соц. институты публичной сферы занимаются легитимным насилием. Модерн дал человеку контролируемую свободу. Сегодня интерес смещается к приватности.
Поле публичного общения сужается, публичное перестает быть ценностью.
Публичная сфера выстраивает логику своего функционирования, пользуясь приватными сферами.
В чистом виде приватного и публичного нет. Для человека важнее приватное, публ. сфера воспринимается формально. Паноптикон сменяется синоптиконом (большинство наблюдает за меньшинством). Происходит мягкий контроль публичной сферы. Психологизм как приоритет жизненного мира человека. Бодрийяр – «иллюзия искренности» - только употребление маркеров истинности.
Демократизм об-ва измеряется уровнем возможности публичной сферы вмешиваться в приватную. СССР и Запад. Свобода зап. человека – ответственность за сои действия, членство в соц. группе воспринимается не эмоционально, а целерационально. Сов. культура – индивидуальная адаптация к системе, человек себя не ограничивает, соц. пассивность+конформизм. Значимость близкого круга, эмоциональное участие в мире другого.
СССР – в любую сферу приватной жизни могли вмешаться.
Депривация – совокупность методов, техник, которые применяются для ограничения или контроля за практиками приватности.
Технологии депривации в СССР (А. Усманова):
- ограничение физич. пространства (коммун. быт и т.д.), разные формы посягательства на индивидуальные париметры безопасности. Привычка дышать в спину друг-друга. Тюремная и лагерная изоляция
– сов. жилищная политика
– воспитывается человек-коллективист,
- подглядывание, практики обличения,
- политический контроль за подчинением индивидов коллективу(товарищеские суды, собрания), - устранение приватной жизни из дискурса вообще. Наличие быта и частной сферы противоречили сов. идеологии.
В условиях медийной культуры происходит:
Публизация приватности – телевид, ток-шоу, живой журнал, соц. сети, рекламы-поздравления, признания.
Приватизация публичного – ТВ-экраны на улицах, открытые максим. домашние кафе.