Основные положения управления проектами

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Московский технический университет связи и информатики

Заочный общетехнический факультет

Кафедра менеджмента

Учебно-методическое пособие

По дисциплине

Управление проектами

для студентов - заочников 2 курса

(направление 080200 «Менеджмент»)

Москва 2015

План УМД на 2015/2016 уч.г.

Учебно-методическое пособие

По дисциплине

Управление проектами

для студентов - заочников 2 курса

(Направление подготовки: 080200 «Менеджмент»)

Составители: Т.В. Сидорова, к.т.н., доцент,

С.А. Сиднев, к.т.н., доцент

Г.С. Артемьева, к.э.н., профессор

Утверждено на заседании кафедры менеджмента 30.08.2014, протокол №1.

Рецензент Е.В. Демина, к.т.н., профессор

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Дисциплина «Управление проектами» предназначена для формирования практических навыков, общих умений, знаний и представлений, необходимых и достаточных для успешного управления проектами. Цель изучения дисциплины состоит в практическом освоении современного универсального инструментария управления проектами, в изучении его возможностей и ограничений, методов адаптации данного инструментария к потребностям содержания и окружения конкретного проекта, отрасли или области применения.

Задачи дисциплины:

- сформировать четкие и устойчивые представления о сущности и содержании проектного управления, его ключевых отличиях от других подходов к организации управленческой деятельности,

- изучить современное состояние и проблемы развития проектного управления, возможности, перспективах и сферах успешного использования проектного управления в современной действительности;

- обеспечить овладение основными методами управления проектом, позволяющими произвести разработку целей, оценку и обоснование, разработать график проекта, сформировать команду проекта, управлять развитием и функционированием команды, обеспечивать успех проекта и достижение им поставленных целей.

В процессе освоения данной дисциплины студенты должны приобрести теоретические, методологические и эмпирические знания в области управления проектом, сформировать и продемонстрировать следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

- владеть культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-5);

- уметь находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

- способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2);

1. - владеть методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

- уметь выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32).

По данной дисциплине студенты сдают зачет и выполняют контрольную работу. При изучении дисциплины студенты должны использовать литературу, приведенную в списке литературы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА

Основные положения управления проектами

Становление рыночных отношений в российской экономике привело к появлению новых самостоятельных направлений в отечественном менеджменте. Одним из таких направлений является управление проектами.

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений. [3]

Проект необходимо разработать и реализовать, что составляет содержание управления проектом. Наряду с термином «управление проектом» существует термин «проектное управление». Эти термины можно использовать как равнозначные. Управление проектом (проектное управление) представляет собой особый вид управленческой деятельности, базирующейся на разработке модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели.

Управление проектом -это планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленных на эффективное достижение целей проекта [3].

Управление проектом имеет три уровня: уровень целеполагания, уровень проектирования и уровень реализации. На уровне целеполагания находится основная идея – цель проекта. Далее идет этап проектирования. На этом этапе прорабатываются средства и предметы деятельности, необходимые для реализации проекта. В ходе проектирования создается, анализируется и утверждается модель деятельности и оценки её результатов, направленных на достижение поставленных целей. Такую всестороннюю модель деятельности, отраженную в совокупности документов, можно определить как бизнес-проект. Модель проекта затем воплощается в конкретных материальных объектах и при этом претерпевает те или иные изменения, связанные с воздействием внешней среды, в рамках которой происходит реализация проекта.

Таким образом, управление проектом выглядит как целенаправленное действие, обеспечивающее последовательное представление цели в виде модели, а затем перенос модели на предметную область. Здесь кроется основное отличие проектного управления от традиционного. Традиционное управление, являясь по сути управлением по отклонениям от ранее заданных целей, планов, указаний и команд, практически не касается этих целей, планов, указаний и команд. Управление же проектами связано непосредственно с разработкой целей, перемещает акцент на управление системами.

Проект как план действий имеет определенную структуру. Структурироваться проект может по различным принципам, но в любом случае необходимо понимать проект как открытую систему, взаимодействующую с окружающей её средой.

Под окружающей средой проекта следует понимать совокупность факторов и объектов, непосредственно не принимающих участия в проекте, но влияющих на проект.

В рамках самого проекта, а также его окружения взаимодействует совокупность участников проекта, т.е. субъектов деятельности. Состав участников, их роли, распределение обязанностей и т.п. зависят от типа, масштаба и сложности проекта.

Ролевая (организационная) структура управления проектами может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но в каждом проекте должны быть определены следующие роли [3]:

- заказчик проекта — физическое или юридическое лицо, которое является владельцем результата проекта;

- руководитель проекта — лицо, осуществляющее управление проектом и ответственное за результаты проекта;

- куратор проекта — лицо, ответственное за обеспечение проекта ресурсами и осуществляющее административную, финансовую и иную поддержку проекта;

- команда проекта — совокупность лиц, групп и организаций, объединенных во временную организационную структуру для выполнения работ проекта.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.Дайте определения понятиям «проект» и «управление проектом».

2.Назовите три основных уровня управления проектом и раскройте их содержание.

3.Чем проектное управление отличается от традиционного управления?

4.Что следует понимать под окружающей средой проекта?

5.Назовите ключевых участников проекта.

Жизненный цикл проекта

Помимо структуры участников проект характеризуется временной структурой. В процессе разработки и реализации проект проходит ряд последовательных этапов от инициации до полного завершения – жизненный цикл. Несмотря на различия в предметной области и содержании, все проекты имеют типовую структуру жизненного цикла.

Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных фазы: создание концепции проекта, планирование и разработка проекта, осуществление (исполнение и контроль) и завершение проекта.

Под ресурсами следует понимать совокупность объектов, необходимых для выполнения работ. Существует три основные группы ресурсов, используемых в управлении проектом:

· человеческие ресурсы – субъекты деятельности, объединённые в системы взаимодействия друг с другом и с другими ресурсами. К человеческим ресурсам относят руководителей и работников;

· материальные ресурсы – средства и предметы деятельности, используемые для выполнения работ;

· информационные ресурсы – управляющие воздействия, направляемые субъектами деятельности на объекты деятельности.

Продукты деятельности, воплощающие в себе ранее поставленные цели, называются результатами. Результаты могут быть: материальные (продукция, изделия) и нематериальные.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.Что является жизненным циклом проекта?

2.Назовите основные фазы жизненного цикла проекта.

3.Как меняется расход ресурсов от фазы жизненного цикла проекта?

4.Охарактеризуйте основные группы ресурсов, используемые в управлении проектом.

Наши рекомендации