Информационно – кибернетическое направление и численные методы в современном (неоклассическом) менеджменте. Связь менеджмента с общей теорией управления.
. Информационно – кибернетическое направление – междисциплинарное научное направление, объединяющее в себе основны математики, теорию алгоритмов, существующие реальные и возможные абстрактные социальные технологии.
Развитие кибернетики обогатило менеджмент такими фундаментальными принципами, как принцип необходимого разнообразия и принцип оптимальности Беллмана .Разнообразие - это количественная характеристика системы, определяемая соотношением: где u - число возможных различных состояний системы. Согласно принципа необходимого разнообразия, разнообразие управляющей системы должно быть не меньше, чем разнообразие управляемого объекта.
При управлении социально-экономическими системами реализация этого принципа требует построения системы управления не менее сложной, чем управляемый объект. Достигаться это может за счет:
· во-первых, выделения различных подсистем управления, каждая из которых решает свою задачу на относительно самостоятельном участке, т.е. производится функциональное разделение управленческого труда;
· во-вторых, построения аппарата управления по иерархическому принципу, выделяя уровни управления;
· в-третьих, использования высоких информационных технологий для обработки больших объемов информации.
Принцип оптимальности Беллмана, названный в честь американского математика Р.Беллмана, гласит, что результат многоэтапного процесса может быть оптимальным только в том случае, если оптимальным является результат каждого этапа.
Менеджмент не является тождественным понятием «управления», хотя на русский язык переводится именно так. Управлять можно не только предприятием, но и автомобилем, например, но это не будет является менеджментом. Менеджмент обособился из общей теории управления, но связан с ней.
Управление в общем – особый вид деятельности человека, возникший как потребность и необходимое условие достижения результата совместной деятельности, выделившийся и обособившийся в процессах разделения и кооперации труда
Менеджмент – теория и практика управления фирмой и её персоналом в условиях рынка. Это управление, заведование и организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли
Менеджмент – это еще и совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, право.
Его можно рассмотреть как:
1. научную дисциплину, посвященную проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук – проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. Это менеджмент как теория управления;
2. кроме того, менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление;
3. но это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука, ведь менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
В общем, под менеджментом может пониматься:
1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка;
2. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения;
3. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления;
4. Учебная дисциплина.
14.Ситуационная школа менеджмента. Прогматическая ориентация менеджмента. Стратегическое управление и маркетинговый подход в менеджменте.
Основные положения:
· Анализ ситуационных переменных, принятие решений с учетом ситуаций
· Организационно – технические и экономические исследования труда и функций труда
· Суть теорий – результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут сильно различаться
· Осуществляя все необходимые управленческие действия менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют
· «стратегическое управление» И.Анкофор (1965)
Прагматическая ориентация - стремление объяснить и подчинять поведение человека соображениям выгоды и принципу полезности.
В менеджменте, можно сказать, что ПО провляется в том, что в обязанности менеджера входит максимально эффективно обеспечить работу человеческих ресурсов в организации разными методами, а также понять, почему работник не эффективно выполняет свои функции и постараться его мотивировать для повышения его эффективности.
Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Основные этапы стратегического управления:
· Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы
· Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности
· Определение стратегии достижения целей деятельности
· Разработка и реализация стратегии
· Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий
Содержание:
· Анализ внешней среды фирмы
· Анализ её внутренней обстановки
· Формирование миссии и целей фирмы
· Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
· Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
· Проектирование организационной структуры
· Выбор степени интеграции и систем управления
· Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»
· Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
· Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
· Совершенствование стратегии, структуры, управления
Маркетинговый подход - ориентируется на потребителя, предусматривает удовлетворение всех потребностей за деньни потребителя.
Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.
При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: 1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.