Информационно – кибернетическое направление и численные методы в современном (неоклассическом) менеджменте. Связь менеджмента с общей теорией управления.

. Информационно – кибернетическое направление – междисциплинарное научное направление, объединяющее в себе основны математики, теорию алгоритмов, существующие реальные и возможные абстрактные социальные технологии.

Развитие кибернетики обогатило менеджмент такими фундаментальными принципами, как принцип необходимого разнообразия и принцип оптимальности Беллмана .Разнообразие - это количественная характеристика системы, определяемая соотношением: где u - число возможных различных состояний системы. Согласно принципа необходимого разнообразия, разнообразие управляющей системы должно быть не меньше, чем разнообразие управляемого объекта.

При управлении социально-экономическими системами реализация этого принципа требует построения системы управления не менее сложной, чем управляемый объект. Достигаться это может за счет:

· во-первых, выделения различных подсистем управления, каждая из которых решает свою задачу на относительно самостоятельном участке, т.е. производится функциональное разделение управленческого труда;

· во-вторых, построения аппарата управления по иерархическому принципу, выделяя уровни управления;

· в-третьих, использования высоких информационных технологий для обработки больших объемов информации.

Принцип оптимальности Беллмана, названный в честь американского математика Р.Беллмана, гласит, что результат многоэтапного процесса может быть оптимальным только в том случае, если оптимальным является результат каждого этапа.

Менеджмент не является тождественным понятием «управления», хотя на русский язык переводится именно так. Управлять можно не только предприятием, но и автомобилем, например, но это не будет является менеджментом. Менеджмент обособился из общей теории управления, но связан с ней.

Управление в общем – особый вид деятельности человека, возникший как потребность и необходимое условие достижения результата совместной деятельности, выделившийся и обособившийся в процессах разделения и кооперации труда

Менеджмент – теория и практика управления фирмой и её персоналом в условиях рынка. Это управление, заведование и организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

Менеджмент – это еще и совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, право.

Его можно рассмотреть как:

1. научную дисциплину, посвященную проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук – проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту. Это менеджмент как теория управления;

2. кроме того, менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление;

3. но это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука, ведь менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

В общем, под менеджментом может пониматься:

1. Деятельность по управлению организацией в условиях рынка;

2. Группа высших руководителей, имеющих возможность принимать независимые хозяйственные решения;

3. Совокупность научных знаний и практических навыков, позволяющих осуществлять процесс управления;

4. Учебная дисциплина.

14.Ситуационная школа менеджмента. Прогматическая ориентация менеджмента. Стратегическое управление и маркетинговый подход в менеджменте.

Основные положения:

· Анализ ситуационных переменных, принятие решений с учетом ситуаций

· Организационно – технические и экономические исследования труда и функций труда

· Суть теорий – результаты одних и тех же управленческих действий в разных ситуациях могут сильно различаться

· Осуществляя все необходимые управленческие действия менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют

· «стратегическое управление» И.Анкофор (1965)

Прагматическая ориентация - стремление объяснить и подчинять поведение человека соображениям выгоды и принципу полезности.

В менеджменте, можно сказать, что ПО провляется в том, что в обязанности менеджера входит максимально эффективно обеспечить работу человеческих ресурсов в организации разными методами, а также понять, почему работник не эффективно выполняет свои функции и постараться его мотивировать для повышения его эффективности.

Стратегическое управление — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Основные этапы стратегического управления:

· Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы

· Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности

· Определение стратегии достижения целей деятельности

· Разработка и реализация стратегии

· Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий

Содержание:

· Анализ внешней среды фирмы

· Анализ её внутренней обстановки

· Формирование миссии и целей фирмы

· Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы

· Анализ портфеля диверсифицированной фирмы

· Проектирование организационной структуры

· Выбор степени интеграции и систем управления

· Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»

· Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности

· Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании

· Совершенствование стратегии, структуры, управления

Маркетинговый подход - ориентируется на потребителя, предусматривает удовлетворение всех потребностей за деньни потребителя.

Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, прогнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечисленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинговый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: 1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта, качества сервиса и других факторов; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет реализации фактора масштаба, научно-технического прогресса, совершенствования системы менеджмента.

Наши рекомендации