Основные приемы исправления и преобразования композиционной структуры средового объекта
Алгоритм средового проектирования складывается из взаимодействия композиционных и гармонизационных проработок, представляющих две стороны единого процесса дизайнерского творчества.
Первая фаза этой работы призвана преобразить условия проектной задачи в принципы ее решения, создать из описания потребности модель материально-пространственного объекта, ее удовлетворяющего. И первый из них — композиционная структура— становится основным приоритетом этапа.
Вторая фаза посвящена детальной прорисовке композиционных предложений, в ходе которой автор неизбежно корректирует часть визуальных параметров. Прежде всего ту, что мешает восприятию композиции. Т.е. на этой стадии стержнем процесса становятся гармонизирующие мероприятия.И хотя в обоих случаях технологические принципы проектных действий одинаковы — речь идет о сознательной обработке формы слагаемых средового комплекса — нацеленность этих действий различна.
Обе задачи — композиция и гармонизация — реализуются двумя подходами к визуально-процессуальным формам:
• частичное исправление в принципе устраивающих автора решений, додумывание и доделывание принятой к исполнению композиционной схемы;
• кардинальное преобразование сложившегося в натуре или в проекте предметно-пространственного строя, придание ему новых визуальных, а значит, и эмоциональных качеств и состояний.
Первый путь уточняет выбранную компановочно-композиционную идею, второй означает ее весьма существенное изменение.
Средства формирования и исправления композиции средового объекта:
- технологическое оборудование - реализует базовый функциональный процесс. Оно формирует не только объемно-пространственные комбинации наполнения, но и привносит в образ среды эмоциональный климат, характерный для данного процесса.
- визуальные коммуникации — они формируют прежде всего информационные показатели (направление движения, его скорость, места узлов пересечения и перераспределения потоков и пр.
- отделочные материалы - чисто декоративные возможности — чередования цвета, усиление яркости — дополняются функциональными: появляется «мягкость» контакта с ковровыми, текстильными фактурами, отражающий эффект зеркальных, полированных поверхностей, возникают неожиданные прочтения одного и того же материала при разных возможностях его восприятия.
- декоративная составляющая — украшения, арт-объекты, функциональные предметы наполнения (мебель, шторы, посуда/скамейки, фонари, урны). Часто именно ее воплощение составляет генеральную линию формирования средовой ситуации, причем относительно независимую от функционального назначения носителей декоративного начала.
И все это — помимо возможной корректировки собственно функциональных процессов, которая может создавать совершенно новые условия восприятия зрительных образов, работавших раньше в других эмоционально-функциональных обстоятельствах.
Приемы преобразования визуальной структуры средового объекта:
1) Масштабная координация:
-использование всех слагаемых масштабной шкалы
-безмасштабность, ведущая к монументальности
-членения, формирующие преувеличенный масштаб
2) Деформация композиционного строя:
-размещение доминанты на новом месте
-усиление существующей доминанты
-полная перестройка композиционной структуры
3) Упорядочивание «случайной» ситуации:
-внесение активного акцентного ряда
-обогащение декоративной темой
приемы активного преобразования :
1. Внесение новой доминанты— решение, весьма распространенное в практике проектирования. В этом случае к сложившейся системе элементов добавляется новый, превосходящий по силе и значимости все существующие, «забивающий» их воздействие и потому перестраивающий весь порядок композиционных соподчинений.
Отмечают два варианта этого приема: а) «новое строительство» на условно свободном месте, без ломки сложившихся форм среды; б) «реконструкция», серьезная переделка одного из имеющихся в наличии композиционных элементов. При этом композиция либо полностью изменяется, либо активно деформируется, приобретает иное художественное содержание.
2. Объединение совокупности объектов или пространств с разными эмоционально-художественными характеристиками за счет системы одинаковых (или близкихпо облику) акцентных элементов,обобщающих «случайный» исходный строй.
3. Развитие, обогащение сложившейся композиционной системыдополнительными для исходной ситуации средствами выразительности.