II. Должностные обязанности
Должностная инструкция дизайнера
«Designer» в переводе с английского — конструктор, проектировщик, чертежник, рисовальщик. Более литературный перевод — создатель оригинальных художественно-эстетических решений творческих проектов.
Дизайнер — специалист с высшим профильным образованием (как правило — художественным), способный к творческому мышлению и обладающий пространственным мышлением.
Хотя должность «дизайнер» и имеет множество профилей, пожалуй, наибольшим спросом на рынке труда пользуется дизайнер по полиграфии. Однако с развитием IT-технологий в скором времени конкуренцию ему может составить WEB-дизайнер. Знание компьютера (причем не столько PC, сколько Macintosh), графических программ (традиционно Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw) становится необходимым атрибутом этой профессии. Правда, в последнее время во многих объявлениях о приглашении на работу подчеркивается обязательное умение «работать руками», что, скорее всего, относится к побочным издержкам прогресса. Поэтому настоящему дизайнеру, конечно же, не стоит забывать своего первоначального предназначения, помня о первичности идеи и вторичности образа.
Для выпуска полиграфической продукции требуется высококлассное полиграфическое оборудование, что далеко не всегда может себе позволить предприятие. Именно в этом случае и требуются услуги дизайнера по полиграфии. Здесь предстоит выбор — ввести должность штатного сотрудника или обратиться к помощи специализированных полиграфических предприятий. Конечно, оба варианта имеют право на существование и право выбора остается за руководством предприятия. Основным же преимуществом наличия на предприятии собственного дизайнера является его способность в большей степени, нежели сторонний специалист, проникнуться корпоративным духом и лучше понимать поставленные задачи.
От дизайнера по полиграфии требуется: обладание художественным вкусом; знание полиграфического дизайна, основ редактирования, основ рекламы (так как ему, скорее всего, придется заниматься разработкой визиток, плакатов, буклетов, упаковки, обложек и внутреннего содержания книг, журналов, иных изданий); организаторские навыки и способность к художественной координации воплощения проекта в жизнь.
Эти специалисты разрабатывают дизайнерский стиль, готовят художественное решение задуманных проектов, воплощают их в осязаемый зрительный образ в виде эскиза (для чего необходимо знание техники рисунка) или компьютерной графики.
I. Общие положения
1. Дизайнер относится к категории специалистов.
2. На должность специалиста по сертификации назначается лицо, имеющее профессиональное (художественное) образование (высшее; среднее) (без предъявления требований к стажу работы; стаж работы по специальности не менее 1 года)
3. Дизайнер должен знать:
3.1. Методы и средства выполнения художественно-оформительских работ.
3.2. Действующие стандарты и технические условия, методики оформления различных изданий.
3.3. Основы полиграфического дизайна.
3.4. Основы рекламы.
3.5. Техническую эстетику.
3.6. Применяемые в работе материалы и их свойства.
3.7. Технику рисунка.
3.8. Графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw, др.).
3.9. Основы экономики, организации труда и организации производства.
3.10. Основы трудового законодательства.
3.11. Правила и нормы охраны труда.
4. Назначение на должность дизайнера и освобождение от должности производится руководителем организации по представлению.
5. Дизайнер подчиняется непосредственно.
II. Должностные обязанности
Дизайнер:
1. Осуществляет своевременное и качественное выполнение художественно-оформительских работ по заказам подразделений предприятия (клиентов).
2. Разрабатывает проекты художественного и технического оформления изданий исходя из информации, полученной от непосредственного руководителя или клиента (об адресной аудитории, о цели издания, о сроках выполнения, о требуемом качестве, пр.).
3. Составляет эскизы и выполняет работы по художественному оформлению публикаций различного характера (в журналах, книгах, иных изданиях), проектов, отчетов, информационных и рекламных материалов; разрабатывает эскизы упаковки, товарных знаков, пр.
4. Консультирует своего непосредственного руководителя (клиента) о принципах и вариантах решения поставленных дизайнерских задач.
5. Согласовывает эскизы (проекты) с непосредственным руководителем (клиентом) и подготавливает окончательные макеты информационных изданий (пресс-релизов, объявлений, бюллетеней, ведомостей, прайс-листов, справочников, пр.), идентифицирующих материалов (визитных карточек, этикеток, упаковки, бланков, пр.), справочных изданий (адресных книг, учебных и иных пособий, пр.), художественно-публицистических изданий (книг, журналов, газет, пр.).
6. Создает иллюстрации к текстам (рисунки, схемы, графики, диаграммы, пр.), разрабатывает новые шрифты, стили оформления, пр.
7. Вносит исправления в проекты художественного и технического оформления по указанию художественного редактора.
8. Осуществляет авторский надзор за реализацией художественно-оформительских решений персоналом предприятия (верстальщиками, художественными редакторами, пр.).
III. Права
Дизайнер имеет право:
1. Засчитывать художественно-оформительские решения в свой личный портфолио как авторские разработки.
2. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
IV. Ответственность
Дизайнер привлекается к ответственности:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция: Дизайнер
Квалификация
1. Дизайнер относится к категории специалистов.
2. На должность дизайнера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
3. Дизайнер должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя.
4. Дизайнер должен знать:
технику рисунка
графические программы (Adobe PhotoShop, Adobе Illustrator, QuarkXPress, PageMaker, CorelDraw, др.)
применяемые в работе материалы и их свойства
методы и средства выполнения художественно-оформительских работ
основы рекламы
основы эстетики и социальной психологии
действующие стандарты и технические условия, методики
правила внутреннего трудового распорядка
правила и нормы охраны труда, правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены, противопожарной безопасности, гражданской обороны
Обязанности
Дизайнер обладает функциями:
1. Осуществление приема заказов на разработку графической части оригинал-макетов рекламных объявлений и элементов оригинал-макетов, а также пожеланий и требований, необходимых для их создания; совместно с заказчиком и ответственным менеджером согласование сроков их изготовления.
2. Создание графической части оригинал-макетов рекламных объявлений и прочих материалов и документов.
3. Создание графической части коммерческой рекламы, предназначенной для презентации рекламных возможностей потенциальным рекламодателям.
4. Осуществление контроля соответствия изготавливаемых оригинал-макетов рекламных объявлений и графических элементов оригинал-макетов требованиям Закона о рекламе, требованиям заказчика, ответственного сотрудника службы рекламы, внутренним требованиям, существующим в организации, требованиям качества.
5. Создание и передача непосредственному руководителю планов, отчетов о проделанной работе и прочих документов и прием от него необходимых документов.
6. Осуществление взаимодействия с сотрудниками службы рекламы для выполнения совместных задач.
Должностные обязанности:
1. Дизайнер создает:
Информационные, коммерческие, торговые объявления
Рекламные буклеты, плакаты, стенды, панно, баннеры
Веб-страницу в заданном стиле, компонует элементы страницы, а также соответствующим образом их оформляет
2. Дизайнер разрабатывает:
Оригинал-макеты полиграфических рекламных материалов и обложек изданий
Рекомендации по оформлению торговых, административных, служебных помещений, размещению рекламы
Общий стиль сайта
3. Дизайнер осуществляет:
Предпечатную подготовку оригинал-макетов в соответствии с технологическими требованиями полиграфического производства.
Проведение оформительских работ в помещении организации.
Изучение требований, предъявляемых заказчиками к проектируемым изделиям, технические возможности организации для их изготовления.
Отбор и анализ научно-технической информации, необходимой на различных стадиях (этапах) художественного конструирования.
Сравнительный анализ аналогичной отечественной и зарубежной продукции, оценку их эстетического уровня.
Анализ опыта других организаций в художественном оформлении помещений, размещении рекламы.
Взаимодействие с технической службой в целях поддержания компьютерной техники, используемой отделом рекламы, в рабочем состоянии и обеспечении модернизации техники и программного обеспечения.
4. Дизайнер соблюдает трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны.
5. Дизайнер исполняет распоряжения и приказы администрации организации.
6. Дизайнер информирует руководство об имеющихся недостатках в работе организации и возможных мерах по их ликвидации.
7. Дизайнеру запрещается разглашать информацию и сведения, являющиеся коммерческой тайной организации.
Права
Дизайнер имеет право:
1. Давать распоряжения и предпринимать соответствующие действия по устранению причин, создающих препятствия для осуществления дизайнером своих функциональных обязанностей.
2. Вносить предложения администрации предприятия по улучшению работы, относящейся к функциональным обязанностям дизайнера и всей организации в целом.
3. Представлять интересы службы рекламы на переговорах с рекламодателями и внешними организациями, выступать от лица службы рекламы.
4. Знакомиться с решениями непосредственного руководителя и вышестоящего руководства, касающимися деятельности службы рекламы и самого дизайнера.
5. Обращаться к руководителям и сотрудникам всех структурных подразделений организации за информацией, необходимой для выполнения задач, функций и должностных обязанностей.
6. Требовать от непосредственного руководителя и вышестоящего руководства оказания содействия в выполнении задач, функций и должностных обязанностей.
7. Требовать от технической службы своевременной закупки технических средств, комплектующих и программного обеспечения, необходимых для функционирования компьютерной техники в отделе.
8. В рамках выделенного бюджета приобретать самостоятельно необходимую литературу и специализированное программное обеспечение.
Ответственность
Дизайнер несет ответственность за:
1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения полученных заданий и поручений, нарушение сроков их исполнения.
3. Нарушение действующего законодательства РФ о рекламе, нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих документов, касающихся рекламной деятельности.
4. Невыполнение приказов, распоряжений администрации организации.
5. Действия и бездействие, совершенные в процессе выполнения задач, функций и должностных обязанностей, повлекшие за собой потерю рекламодателей, сделок, наносящие вред репутации сотрудников и подразделений.
6. Нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.
7. Разглашение коммерческой тайны.
8. Несоблюдение правил делового общения, норм служебного этикета, служебной субординации.