Экологическая политика государства в рыночной экономике

Современное общество заинтересовано в оптимальном взаимодействии с окружающей средой. Это взаимодействие многообразно и включает в себя такие направления, как ресурсопотребление, конструктивное преобразование природной среды, воспроизводство и охрана природных ресурсов, управление и мониторинг.

Система мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных целей в области природопользования и охраны окружающей среды, называется экологической политикой. Главными целями ее в современной России являются:

• обеспечение экологической безопасности устойчивого развития страны;

• создание благоприятной для жизни людей окружающей среды;

• оздоровление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах;

• участие в решении глобальных экологических проблем.

Особое внимание уделяется экологической безопасности. Последняя выражает степень адекватности экологических условий обитания человека задачам сохранения здоровья и обеспечения длительного устойчивого развития общества. В современном мире экологическая безопасность рассматривается как качественно новый вид социальных благ. Важнейшими его особенностями являются: суперприоритетность, коллективность присвоения, сложность и противоречивость взаимодействия с другими социальными ценностями, принципиально неопределенная стохастичность, неподчиненность закону убывания ценности во времени, системный характер.

Современная экологическая политика в России направлена на формирование действенного механизма взаимодействия государственных органов и природопользователей в условиях перехода страны к рынку. Стратегия такого взаимодействия впервые была разработана в Национальном плане действий по окружающей среде в 1993 г. В подготовке этого документа участвовали ученые и специалисты различного профиля, проект рассматривался всеми министерствами и ведомствами РФ. В плане предусмотрены мероприятия, охватывающие ряд направлений: совершенствование управления природопользованием и охраной окружающей среды; развитие и совершенствование природоохранного законодательства; реализации федеральных экологических программ; образование населения в области экологии; охрана и рациональное использование отдельных видов природных ресурсов. Разработка плана базировалась на итоговых документах Конференции ООН по окружающей среде 1992 г., где впервые был обоснован тезис об особой роли стран с переходной экономикой в решении экологических проблем. В период рыночных реформ повышается опасность ухудшения экологической ситуации в силу ряда причин: разрушения хозяйственных связей, нарушения проектных технологических режимов, роста аварийности производства, отсутствия средств на природоохранную деятельность у предприятий и в государственных бюджетах, неразграниченности полномочий и ответственности органов власти.

В РФ был сформирован Национальный план действийпо охране окружающей среды на период 1999-2001 гг. Актуальность экологической проблемы отмечалась в утвержденной в 2000 г. Концепции национальной безопасности России. В настоящее время основой для формирования государственной экологической политики является Долгосрочная экологическая доктрина РФ.

Разработка экологической политики в условиях рынка находится под существенным влиянием широких слоев общественности, предпринимательских кругов, бизнес которых находится в сильной зависимости от качества окружающей среды (отдых, туризм, спорт и т.д.), либо связан с производством экологической продукции, услуг. Государственные природоохранные органы активно обмениваются информацией и консультируются со всеми заинтересованными субъектами рынка, совместными усилиями разрабатывают и организуют выполнение проектов и программ, изыскивают источники финансирования.

В России экологическая ситуация отличается неоднородностью по территории. Поэтому важен дифференцированный подход к ее оценке с учетом особенностей регионов.

В условиях рыночной экономики государственное управление располагает эффективной системой рычагов, обеспечивающих реализацию экологической политики. Это законы и запреты, квоты на использование ресурсов и выбросы в окружающую среду, лимиты на природопользование, штрафы, налоги и платежи за ресурсы, налоговые и кредитные льготы, ускоренная амортизация, экологические фонды и страхование, финансирование проектов и программ, государственные заказы на проведение НИОКР, создание и ввод очистных сооружений и оборудования,, подготовку кадров и т.д. В РФ все элементы механизма реализации экологической политики находятся в стадии формирования и нуждаются в совершенствовании. Принятый специальный Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" служит правовой основой этого механизма.

Наши рекомендации