Объекты стандартов организаций

Практическая работа № 7

«Разработка стандарта организации на продукцию»

Цель работы: Изучить порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО.

Характеристика стандартов организаций.

Стандарты организаций (СТО)- документы по стандартизации, введенные ФЗ о техническом регулировании.

СТО ,по существу ,должны заменить две категории стандартов, ранее предусмотренные Законом РФ « О стандартизации»,- стандарты предприятий и стандарты научно-технических , инженерных обществ и других общественных объединений.

Требования к СТО определены ст. 17 ФЗ о техническом регулировании и национальным стандартом. Если национальный стандарт действует в общероссийском масштабе , то СТО является локальным правовым актом.

Применение СТО, как НС, направлено на достижение целей, указанных в ст. 11 ФЗ о техническом регулировании.

В частности, СТО применяются для совершествовония производства , обеспечения качества продукции, оказываемых услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок.

В соответствии с п.4.2 ГОСТ Р 1.4 СТО могут разрабатываться на продукцию, поставляемую данной организацией за внешний рынок , на основе заключенных договоров. Согласно п. 4.17 ГОСТ Р 1.4 требования стандартов к продукции подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности , если эти стандарты указаны в сопроводительной тезнической документации изготовителя или в договоре.

Объекты стандартов организаций.

Согласно СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию , процессы и оказываемые услуги, а также на продукцию , создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешние рынки, на работы , выполняемые данной организацией на стороне , и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами(контрактами).

Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) не распространялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандартизации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обоснованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежом стандарты изготовителей – « фирменные стандарты» на товары, давно и прочно утвердились в практике. В работе справедливо отмечается: «СТО фирм в странах дальнего зарубежья- это настоящие стандарты развитой рыночной экономики, самая большая, конечная непосредственно «работающая» в производстве категория стандартов…»

По сравнению с национальными стандартами СТО являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители- лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающиеся требования НС, «не дожидаясь, когда подтянутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мирового уровня «задают тон» в качестве продукции . Только за счет превосходства требований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе.

Объектом стандартизации могут быть требования к качеству закупаемой продукции. Речь идет о собственных стандартах организаций-потребителей продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив долгосрочный договор на поставку соответствующей продукции с ссылкой на СТО потребителя, начнут ее производство по данному стандарту. СТО будут разрабатываться на полученные в результа­те НИР принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний. Примером являются действу­ющие стандарты общественных объединений. Хорошо известны стандарты Российского общества оценщиков на такую сравнительно новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущество физических и юридиче­ских лиц).

Примерами стандартов на новые виды продукции яв­ляются стандарты научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий ,в регионах Сибири. Новые методы испытаний, методология экспертизы являются объектом стандартов того же НТО (по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий), стандартов Торгово-промыш­ленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских товаров).

За рубежом стандарты научно-технических и инже­нерных обществ давно и широко используются в сфере стандартизации. Значение стандартов некоторых обществ в ряде случаев выходит за рамки общества и страны. Так, например, стандарты ниже рассматриваемого американско­го общества АSТМ являются международно признанными стандартами.

Действующие в США научно-технические и инженерные общества неоднородны по структуре и назначению. Условно их можно разделить на две группы: научно-технические общества, членами которых могут быть как фирмы, так и отдельные лица; профессиональные общества, име­ющие только индивидуальное членство. Большинство этих обществ воз­никло благодаря развитию научных исследований в различных отраслях науки и техники, а собственно стандартизацией они начали заниматься позднее.

Наиболее влиятельным инженерным обществом является АSТМ, соз­данное еще в 1898 г. В обществе состоят индивидуальные члены, компа­нии, научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой общества руководят совет директоров и технические комитеты. Каждый комитет состоит из трех групп представителей: изготовителей, потреби­телей и непосредственно не заинтересованных лиц, привлекаемых в ка­честве экспертов. АSТМ издает свои стандарты как отдельными брошю­рами, так и полным собранием, а также журнал «Исследования свойств материалов и стандарты». Финансируются административный аппарат, НИР и работы по стандартизации за счет членских взносов и средств от продажи печатных изданий.

Стандартизация в области транспортных средств (автомобилей, само­летов и вертолетов, сельскохозяйственных и землеройных машин и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта (SАЕ). В рабочие комитеты SАЕ приглашают ведущих специалистов, инженеров из правительственных учреждений и профессоров университетов, име­ющих специальные знания и опыт в данной области. Члены комитетов ра­ботают как частные лица, а не как представители организаций, в которых они заняты. Не связанные с интересами своей фирмы или учреждения, они вырабатывают, как показал опыт, лучшие решения общих для всех проблем. Финансирование программы стандартизации SАЕ осуществля­ется за счет добровольных взносов, большая часть которых поступает от промышленных фирм.

Такие общества, как, например, Американское общество инженеров-механиков, Американское общество инженеров-строителей, своих стандартов не имеют, но принимают активное участие в разработке национальных стандартов.

Поскольку СТО заменяют стандарты отраслей народно­го хозяйства, общественных объединений, стандарты пред­приятий, то сфера их действия является различной — от сферы отрасли народного хозяйства и сферы научно-прак­тической деятельности до сферы отдельного предприятия.

Примером отраслевой стандартизации являются такие стандарты организации, как СТО Банка России по обеспе­чению информационной безопасности организаций (СТО БР ИББС-1.0-2004).

В тех отраслях, где существуют крупные корпорации или отраслевые объединения предприятий, стандартизацию на уровне организаций стали называть «корпоративной стан­дартизацией». Речь идет о собственных системах стандар­тизации ОАО «Газпром», ОАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Лукойл», объединения «Госзнак». Преимущество корпоративной стандартизации заключается в возможности учета специфики деятельности конкретной корпорации (объединения или ассоциации). По мнению специалистов, корпоративная стандартизация выполняет роль отраслевой стандартизации в современных условиях.

Как и прежние СТП, новые СТО будут продолжать вы­полнение функций документов системы менеджмента каче­ства, в частности будут выполнять роль внутренних доку­ментов по обеспечению и улучшению качества. Объектами стандартизации, внутри организации, выпускающей продук­цию, будут являться: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологическая оснастка и инструмент и пр.

Получат широкое применение СТО, распространя­ющиеся на деятельность по торговле. Можно привести два примера фирменных стандартов.

Так, московская компания Мг. Doors, производитель ме­бели на заказ, разработала единые стандарты работы с кли­ентами для 117 своих дилеров в различных регионах России. В этих стандартах подробно расписана работа персонала с клиентами на восьми этапах взаимодействия: первый зво­нок клиента, встреча в салоне, выезд к заказчику, составле­ние технического задания и т.д. По мнению руководителей дилерских фирм, продавцы, используя стандартные правила поведения, стали «чаще доводить клиента до покупки».

В конце 2003 г. один из крупнейших производителей мужской обуви — компания Ralf Ringer (прежнее название ТД «Белка») на конференции дилеров обнародовала «Стан­дарты розничной торговли» — корпоративный документ, определяющий условия сотрудничества партнеров. Стандарт включает подробные рекомендации по оформлению магази­на и представлению продукции компании на витринах.

Из практики известна разновидность стандартов ор­ганизации — стандарты субъектов РФ. По существу, это территориальные стандарты. Так, на территории Москвы был введен новый «топливный» стандарт взамен докумен­та, утвержденного в 1997 г. Новый стандарт содержит по­вышенные требования к моторному топливу и позволяет выйти на экологические нормы Евро-2, Евро-3 для автомо­билей. В столице также действуют московские строитель­ные нормы по высотному строительству (отметим, что это своды правил). Они могут стать основой территориальных строительных норм в тех регионах, где будет вестись такое же строительство.

Как самостоятельная категория территориальные стан­дарты не были предусмотрены основополагающими стан­дартами - ГОСТ 1.0 и ГОСТ Р 1.0, принятыми в 1992 и 2004 гг. Кстати, в Китае действует 10 000 территориальных стандартов (при 20 000 национальных стандартов).

Требования к стандартам организаций

Согласно СТО должны обеспечивать соблюдение требований ТР, а также национальных стандартов, разра­батываемых для содействия соблюдению требований ТР.

В СТО не должны устанавливаться требования, параме­тры, характеристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обес­печение ТР.

СТО не должны противоречить национальным стандар­там, обеспечивающим применение международных стан­дартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Россия.

7.3 Разработка стандартов организации.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и от­мены СТО устанавливается организацией самостоятельно с учетом принципов стандартизации (ст. 12 ФЗ о техническом регулировании) и требований ГОСТ Р 1.4. При установлении последовательности разработки СТО рекомендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:

— организация разработки стандарта;

— разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;

— доработка проекта стандарта (окончательная редак­ция), его согласование и экспертиза;

— утверждение стандарта, его регистрация, распростра­нение и введение в действие.

Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасно­сти, то он должен быть согласован с органом государствен­ного контроля и надзора, к компетенции которого относят­ся эти вопросы.

Порядок разработки СТО рекомендуется включать в отдельный стандарт. Отдельный раздел его рекомендуется посвятить правилам обновления СТО.

Возможность при разработке собственных стандартов учесть специфику структуры или области деятельности является преимуществом стандартизации на уровне орга­низации.

Согласно ГОСТ Р 1.4 СТО утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на ти­тульном листе стандарта, в установленном в организации порядке. СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия.

Проект СТО может представляться разработчиком в ТК по стандартизации, который организует проведение экспер­тизы данного проекта, если СТО распространяется: 1) на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынки; 2) работы и услуги, выполняемые организацией на стороне.

СТО, разрабатываемые и утверждаемые одной организа­цией, могут использоваться другой в своих интересах толь­ко по договору с утвердившей его организацией. Указанное требование объясняется тем, что СТО является интеллек­туальной собственностью разработчика, а значит, и объек­том авторского права.

Поскольку используемое в ФЗ о техническом регули­ровании и ГОСТ Р 1.4 понятие «организации» охватывает все те организации, которые в ранее действовавшем Зако­не РФ «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями, то применение новой категории стандартов в собственной системе стандартизации потребует переоформления действующих в организациях стандартов предприятий и стандартов обще­ственных объединений.

По рекомендации, данной в работе, организации могут принять документально оформленное решение (путем подго­товки соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятий или стандартов общественного объединения в качестве СТО. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформле­ния стандартов предприятия (объединения) и (или) измене­ния их обозначения для отражения того, что данные стандар­ты являются стандартами организации.

Одномоментное переоформление СТО или ТУ в СТО в большинстве случаев нецелесообразно, так как эта акция может привести к неоправданным затратам средств и вре­мени, в том числе в связи с необходимостью перезаключе­ния договоров поставки, замены маркировки на таре, полу­чения новых сертификатов.

По мнению Е. П. Сорокина, в роли разработчиков типовых СТО могут выступать научно-исследовательские организации. Он приводит пример, когда ВНИИ овощевод­ства Минсельхоза России опубликовал в Информационном указателе стандартов значительный перечень стандартов и специально указал адрес института, где предприятия — из­готовители овощной продукции могут приобрести данные стандарты.

Таким образом, новый статус СТО позволит использо­вать эту категорию стандарта вместо стандартов отраслей и технических условий, когда отраслевые НИИ распростра­няют научно-технические разработки в области конкретной продукции.

Идея придания СТО роли фирменного стандарта на выпускаемую продукцию, заложенная в ФЗ о техническом регулировании и ГОСТ Р 1.4 и обсужденная выше, пока не находит практического воплощений из-за несовершенства стандарта на СТО.

В работе обращается внимание на то, что в указанных документах не предусмотрено в обязательном порядке согласование СТО с потребите­лями и контрольно-надзорными органами. Отсутствие этой нормы может привести (и приводит) к возможности проникновения опасной продукции. Например; известны попытки разработки СТО на пищевые продукты с це­лью ухода от необходимости согласования с Санэпиднадзором.

СТО на выпускаемую продукцию не могут пока заменить такой НД, как технические условия (ТУ) и выполнить ту прорывную роль, кото­рую играют зарубежные фирменные стандарты. Дело в том, что в боль­шинстве случаев ТУ не «задают тон» в качестве, поскольку не содержит повышенные по сравнению с национальными стандартами требования к качеству продукции, более того, значительная часть ТУ содержат по сравнению с национальными стандартами пониженные требования к ка­честву продукции.

В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (услуги), выполняемые на стороне, сле­дует согласно ГОСТ Р 1.4 включать:

— аббревиатуру — «СТО»;

— код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

— регистрационный номер, присваиваемый организа­ции;

— год утверждения стандарта.

Наши рекомендации