Объекты стандартов организаций
Практическая работа № 7
«Разработка стандарта организации на продукцию»
Цель работы: Изучить порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО.
Характеристика стандартов организаций.
Стандарты организаций (СТО)- документы по стандартизации, введенные ФЗ о техническом регулировании.
СТО ,по существу ,должны заменить две категории стандартов, ранее предусмотренные Законом РФ « О стандартизации»,- стандарты предприятий и стандарты научно-технических , инженерных обществ и других общественных объединений.
Требования к СТО определены ст. 17 ФЗ о техническом регулировании и национальным стандартом. Если национальный стандарт действует в общероссийском масштабе , то СТО является локальным правовым актом.
Применение СТО, как НС, направлено на достижение целей, указанных в ст. 11 ФЗ о техническом регулировании.
В частности, СТО применяются для совершествовония производства , обеспечения качества продукции, оказываемых услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок.
В соответствии с п.4.2 ГОСТ Р 1.4 СТО могут разрабатываться на продукцию, поставляемую данной организацией за внешний рынок , на основе заключенных договоров. Согласно п. 4.17 ГОСТ Р 1.4 требования стандартов к продукции подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности , если эти стандарты указаны в сопроводительной тезнической документации изготовителя или в договоре.
Объекты стандартов организаций.
Согласно СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию , процессы и оказываемые услуги, а также на продукцию , создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешние рынки, на работы , выполняемые данной организацией на стороне , и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключаемыми договорами(контрактами).
Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) не распространялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандартизации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обоснованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежом стандарты изготовителей – « фирменные стандарты» на товары, давно и прочно утвердились в практике. В работе справедливо отмечается: «СТО фирм в странах дальнего зарубежья- это настоящие стандарты развитой рыночной экономики, самая большая, конечная непосредственно «работающая» в производстве категория стандартов…»
По сравнению с национальными стандартами СТО являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители- лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающиеся требования НС, «не дожидаясь, когда подтянутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мирового уровня «задают тон» в качестве продукции . Только за счет превосходства требований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе.
Объектом стандартизации могут быть требования к качеству закупаемой продукции. Речь идет о собственных стандартах организаций-потребителей продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив долгосрочный договор на поставку соответствующей продукции с ссылкой на СТО потребителя, начнут ее производство по данному стандарту. СТО будут разрабатываться на полученные в результате НИР принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний. Примером являются действующие стандарты общественных объединений. Хорошо известны стандарты Российского общества оценщиков на такую сравнительно новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущество физических и юридических лиц).
Примерами стандартов на новые виды продукции являются стандарты научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной энергоэффективности для жилых зданий ,в регионах Сибири. Новые методы испытаний, методология экспертизы являются объектом стандартов того же НТО (по экологической экспертизе малоэтажных жилых зданий), стандартов Торгово-промышленной палаты (по экспертизе качества различных потребительских товаров).
За рубежом стандарты научно-технических и инженерных обществ давно и широко используются в сфере стандартизации. Значение стандартов некоторых обществ в ряде случаев выходит за рамки общества и страны. Так, например, стандарты ниже рассматриваемого американского общества АSТМ являются международно признанными стандартами.
Действующие в США научно-технические и инженерные общества неоднородны по структуре и назначению. Условно их можно разделить на две группы: научно-технические общества, членами которых могут быть как фирмы, так и отдельные лица; профессиональные общества, имеющие только индивидуальное членство. Большинство этих обществ возникло благодаря развитию научных исследований в различных отраслях науки и техники, а собственно стандартизацией они начали заниматься позднее.
Наиболее влиятельным инженерным обществом является АSТМ, созданное еще в 1898 г. В обществе состоят индивидуальные члены, компании, научно-исследовательские институты, учебные заведения. Работой общества руководят совет директоров и технические комитеты. Каждый комитет состоит из трех групп представителей: изготовителей, потребителей и непосредственно не заинтересованных лиц, привлекаемых в качестве экспертов. АSТМ издает свои стандарты как отдельными брошюрами, так и полным собранием, а также журнал «Исследования свойств материалов и стандарты». Финансируются административный аппарат, НИР и работы по стандартизации за счет членских взносов и средств от продажи печатных изданий.
Стандартизация в области транспортных средств (автомобилей, самолетов и вертолетов, сельскохозяйственных и землеройных машин и пр.) осуществляется Американским обществом инженеров транспорта (SАЕ). В рабочие комитеты SАЕ приглашают ведущих специалистов, инженеров из правительственных учреждений и профессоров университетов, имеющих специальные знания и опыт в данной области. Члены комитетов работают как частные лица, а не как представители организаций, в которых они заняты. Не связанные с интересами своей фирмы или учреждения, они вырабатывают, как показал опыт, лучшие решения общих для всех проблем. Финансирование программы стандартизации SАЕ осуществляется за счет добровольных взносов, большая часть которых поступает от промышленных фирм.
Такие общества, как, например, Американское общество инженеров-механиков, Американское общество инженеров-строителей, своих стандартов не имеют, но принимают активное участие в разработке национальных стандартов.
Поскольку СТО заменяют стандарты отраслей народного хозяйства, общественных объединений, стандарты предприятий, то сфера их действия является различной — от сферы отрасли народного хозяйства и сферы научно-практической деятельности до сферы отдельного предприятия.
Примером отраслевой стандартизации являются такие стандарты организации, как СТО Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций (СТО БР ИББС-1.0-2004).
В тех отраслях, где существуют крупные корпорации или отраслевые объединения предприятий, стандартизацию на уровне организаций стали называть «корпоративной стандартизацией». Речь идет о собственных системах стандартизации ОАО «Газпром», ОАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Лукойл», объединения «Госзнак». Преимущество корпоративной стандартизации заключается в возможности учета специфики деятельности конкретной корпорации (объединения или ассоциации). По мнению специалистов, корпоративная стандартизация выполняет роль отраслевой стандартизации в современных условиях.
Как и прежние СТП, новые СТО будут продолжать выполнение функций документов системы менеджмента качества, в частности будут выполнять роль внутренних документов по обеспечению и улучшению качества. Объектами стандартизации, внутри организации, выпускающей продукцию, будут являться: составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой и изготавливаемой продукции; процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции; технологическая оснастка и инструмент и пр.
Получат широкое применение СТО, распространяющиеся на деятельность по торговле. Можно привести два примера фирменных стандартов.
Так, московская компания Мг. Doors, производитель мебели на заказ, разработала единые стандарты работы с клиентами для 117 своих дилеров в различных регионах России. В этих стандартах подробно расписана работа персонала с клиентами на восьми этапах взаимодействия: первый звонок клиента, встреча в салоне, выезд к заказчику, составление технического задания и т.д. По мнению руководителей дилерских фирм, продавцы, используя стандартные правила поведения, стали «чаще доводить клиента до покупки».
В конце 2003 г. один из крупнейших производителей мужской обуви — компания Ralf Ringer (прежнее название ТД «Белка») на конференции дилеров обнародовала «Стандарты розничной торговли» — корпоративный документ, определяющий условия сотрудничества партнеров. Стандарт включает подробные рекомендации по оформлению магазина и представлению продукции компании на витринах.
Из практики известна разновидность стандартов организации — стандарты субъектов РФ. По существу, это территориальные стандарты. Так, на территории Москвы был введен новый «топливный» стандарт взамен документа, утвержденного в 1997 г. Новый стандарт содержит повышенные требования к моторному топливу и позволяет выйти на экологические нормы Евро-2, Евро-3 для автомобилей. В столице также действуют московские строительные нормы по высотному строительству (отметим, что это своды правил). Они могут стать основой территориальных строительных норм в тех регионах, где будет вестись такое же строительство.
Как самостоятельная категория территориальные стандарты не были предусмотрены основополагающими стандартами - ГОСТ 1.0 и ГОСТ Р 1.0, принятыми в 1992 и 2004 гг. Кстати, в Китае действует 10 000 территориальных стандартов (при 20 000 национальных стандартов).
Требования к стандартам организаций
Согласно СТО должны обеспечивать соблюдение требований ТР, а также национальных стандартов, разрабатываемых для содействия соблюдению требований ТР.
В СТО не должны устанавливаться требования, параметры, характеристики и другие показатели, противоречащие ТР или национальным стандартам, разрабатываемым в обеспечение ТР.
СТО не должны противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Россия.
7.3 Разработка стандартов организации.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены СТО устанавливается организацией самостоятельно с учетом принципов стандартизации (ст. 12 ФЗ о техническом регулировании) и требований ГОСТ Р 1.4. При установлении последовательности разработки СТО рекомендуется предусматривать наличие четырех следующих стадий:
— организация разработки стандарта;
— разработка проекта стандарта (первая редакция), его согласование заинтересованными сторонами;
— доработка проекта стандарта (окончательная редакция), его согласование и экспертиза;
— утверждение стандарта, его регистрация, распространение и введение в действие.
Если проект стандарта затрагивает вопросы безопасности, то он должен быть согласован с органом государственного контроля и надзора, к компетенции которого относятся эти вопросы.
Порядок разработки СТО рекомендуется включать в отдельный стандарт. Отдельный раздел его рекомендуется посвятить правилам обновления СТО.
Возможность при разработке собственных стандартов учесть специфику структуры или области деятельности является преимуществом стандартизации на уровне организации.
Согласно ГОСТ Р 1.4 СТО утверждает руководитель организации приказом и (или) личной подписью на титульном листе стандарта, в установленном в организации порядке. СТО утверждают, как правило, без ограничения срока действия.
Проект СТО может представляться разработчиком в ТК по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта, если СТО распространяется: 1) на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынки; 2) работы и услуги, выполняемые организацией на стороне.
СТО, разрабатываемые и утверждаемые одной организацией, могут использоваться другой в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией. Указанное требование объясняется тем, что СТО является интеллектуальной собственностью разработчика, а значит, и объектом авторского права.
Поскольку используемое в ФЗ о техническом регулировании и ГОСТ Р 1.4 понятие «организации» охватывает все те организации, которые в ранее действовавшем Законе РФ «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями, то применение новой категории стандартов в собственной системе стандартизации потребует переоформления действующих в организациях стандартов предприятий и стандартов общественных объединений.
По рекомендации, данной в работе, организации могут принять документально оформленное решение (путем подготовки соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятий или стандартов общественного объединения в качестве СТО. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации.
Одномоментное переоформление СТО или ТУ в СТО в большинстве случаев нецелесообразно, так как эта акция может привести к неоправданным затратам средств и времени, в том числе в связи с необходимостью перезаключения договоров поставки, замены маркировки на таре, получения новых сертификатов.
По мнению Е. П. Сорокина, в роли разработчиков типовых СТО могут выступать научно-исследовательские организации. Он приводит пример, когда ВНИИ овощеводства Минсельхоза России опубликовал в Информационном указателе стандартов значительный перечень стандартов и специально указал адрес института, где предприятия — изготовители овощной продукции могут приобрести данные стандарты.
Таким образом, новый статус СТО позволит использовать эту категорию стандарта вместо стандартов отраслей и технических условий, когда отраслевые НИИ распространяют научно-технические разработки в области конкретной продукции.
Идея придания СТО роли фирменного стандарта на выпускаемую продукцию, заложенная в ФЗ о техническом регулировании и ГОСТ Р 1.4 и обсужденная выше, пока не находит практического воплощений из-за несовершенства стандарта на СТО.
В работе обращается внимание на то, что в указанных документах не предусмотрено в обязательном порядке согласование СТО с потребителями и контрольно-надзорными органами. Отсутствие этой нормы может привести (и приводит) к возможности проникновения опасной продукции. Например; известны попытки разработки СТО на пищевые продукты с целью ухода от необходимости согласования с Санэпиднадзором.
СТО на выпускаемую продукцию не могут пока заменить такой НД, как технические условия (ТУ) и выполнить ту прорывную роль, которую играют зарубежные фирменные стандарты. Дело в том, что в большинстве случаев ТУ не «задают тон» в качестве, поскольку не содержит повышенные по сравнению с национальными стандартами требования к качеству продукции, более того, значительная часть ТУ содержат по сравнению с национальными стандартами пониженные требования к качеству продукции.
В состав обозначения стандарта, распространяющегося на продукцию, поставляемую на внутренний и внешний рынки, или работы (услуги), выполняемые на стороне, следует согласно ГОСТ Р 1.4 включать:
— аббревиатуру — «СТО»;
— код органа по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;
— регистрационный номер, присваиваемый организации;
— год утверждения стандарта.