Указания по выполнению заданий и их оценке
При выполнении указанных заданий следует использовать учебники и учебные пособия по дисциплине (в том числе электронные), нормативно-правовую документацию, материалы периодической печати и интернет-страниц согласно рекомендованному списку источников.
Особенностью большинства заданий является поиск дополнительной информации, необходимой для их решения, в частности обработка отраслевых статистических данных и данных о результатах работы конкретных предприятий и организаций. Предусматривается также сбор информации в рамках проведения самостоятельного исследования по выбранной тематике.
Оценка выполненных заданий производится периодически после завершения изучения соответствующих разделов дисциплины. Отдельные задания, характеризующиеся особой сложностью и объемом работы, оцениваются индивидуально. Кроме того, качество выполнения заданий является основой оценки профессиональных компетенций, формируемых при изучении дисциплины в соответствии с требованиями рабочей программы.
По итогам работы предполагается выставление общей оценки.
При возникновении вопросов по решению заданий или необходимости их уточнения студенту следует обратиться к преподавателю за консультацией.
Допуском к экзамену является качественное проведение и защита статистического исследования по выбранной тематике, а также наличие заполненной рабочей тетради( то есть отсутствие задолженностей по темам курса).
Раздел1. Введение в статистику
Тема занятия | Методическое обеспечение занятия | Литература | Примечание (самостоятельная работа) | |
Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации | Схема органов статистики в РФ Программа курса | 1) Закон Российской Федерации «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ 2) Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Федеральной службе государственной статистики" от 02.06.2008 №420 3) Положение о Федеральной службе государственной статистики 4) Учебник под ред. Р.А. Шмойловой «Теория статистики». М.: Финансы и статистика. 1999 г. и изд. 2004 г. | 2 часа Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики. | |
Студент должен знать:
ü предмет и задачи статистики;
ü основные этапы истории статистики;
ü особенности статистической методологии;
ü понятия статистической совокупности, вариации признаков, статистического показателя, единицы статистической совокупности;
ü закон больших чисел.
Студент должен иметь представление о:
ü системе государственной статистики в Российской Федерации;
ü задачах и принципах организации государственного статистического учета, тенденциях его развития;
ü иерархической структуре органов государственной статистики;
ü функциях органов государственной статистики;
ü современных технологиях организации статистического учета
Тематика рефератов:
1. Статистика как наука об обществе и отрасль практической деятельности
2. Предмет и объект социально-экономической статистики
3. Социальная статистика в системе общественных наук
4. Организация международной статистики
5. ФСГС: задачи, функции, организация
6. Современные технологии организации статистического учета
7. Курганская область в цифрах (сообщения, характеризующие развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, здравоохранения в регионе на основе данных средств массовой информации).
8. Проблемы и перспективы развития Курганской области
План:
1. Развитие статистической науки.
2. Организация статистики в Российской Федерации.
3. Предмет статистики, методология и задачи.
4. Теоретические основы и важнейшие категории статистики.
Вопросы для самоконтроля
по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»
1. Что понимают под термином «статистика» в настоящее время?
2. На базе каких наук возникла статистика?
3. Для каких целей проводились первые статистические исследования?
4. Какие направления статистики можно выделить в период ее становления как науки?
5. Дайте определение предмета статистики и составляющих его категорий.
6. Дайте определение статистике как науке и на его основе выделите основные особенности статистики.
7. Почему вариация определяет необходимость применения статистики?
8. Для чего нужна общая теория статистики?
9. Какие отрасли статистической науки Вы знаете? Раскройте содержание и задачи каждой.
10. Что означает «в конкретных условиях места и времени» в определении статистики как науки?
11. Что такое статистический признак? Какие виды статистических признаков Вы знаете?
12. Раскройте смысл и особенности выявления статистических закономерностей.
13. Что представляет собой статистический показатель?
14. Каковы основные методы статистики?
15. Дайте определение статистического исследования и выделите основные его стадии и этапы.
16. Что первично при проведении статистического исследования: определение объекта или предмета? Почему?
17. Какие из этапов статистического исследования, на Ваш взгляд, наиболее сложные ? Почему?
18. Каковы принципы организации статистики в России в настоящее время?
19. Опишите организационную структуру Росстата РФ.
20. Каковы основные направления совершенствования деятельности Росстата?
Тренировочный тест
по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»
1 .Статистика — это:
а) Общественная наука, которая изучает международные экономические отношения;
б) Общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям;
в) Общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочение, анализ данных, относящихся к необычным явлениям в природе и обществе.
2.Предметом статистики является:
а) Количественная сторона необычных явлений в природе и обществе;
б) Международные экономические отношения;
в) Количественная сторона качественно определенных массовых социально - экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей.
З.Одна из познавательных задач статистики как науки:
а) Изучение уровня и структуры массовых социально - экономических явлений;
б) Изучение необычных явлений в природе;
в) Изучение необычных явлений в обществе.
4.Множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации называется:
а) Закономерность;
б) Статистическая совокупность;
в) Статистическая методология.
5.Система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязи социально - экономических явлений - это:
а) Статистическая методология;
б) Система показателей;
в) Статистическая совокупность.
6.Наука о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально - экономических явлений - это:
а) Экономическая статистика;
б) Общая теория статистики;
в) Социально - демографическая статистика.
7.Особое место в механизме управления экономикой принадлежит статистике, т.к.:
а) Состав информации, ее качество и актуальность определяют качественный уровень принимаемых управленческих решений;
б) Состав информации, ее качество определяют количество принимаемых управленческих решений;
в) Состав информации, ее качество определяют уровень цен на различные товары.
8. В основу организации статистической работы в России положены принципы:
а) Компьютеризация статистики; децентрализованное руководство статистикой; разнообразие организационных методологий.
б) Централизованное руководство статистикой; единое организационное строение и методологии; неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
в) Децентрализованное руководство статистикой; неразрывная связь статистических органов с органами государственного управления.
9.Система государственной статистики находится в ведении:
а) Президента России;
б) Министерства Финансов РФ;
в) Правительства РФ.
10. Руководящим организационным и методологическим центром статистики в РФ являются:
а) Центральное статистическое управление;
б) Министерство статистики РФ;
в) Госкомстат РФ;
г) Федеральная служба государственной статистики.
Практические задания
по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»
1. Определите вид следующих признаков:
а) количество работников на фирме;
б) родственные связи членов семьи;
в) пол и возраст человека;
г) социальное положение вкладчика в Сбербанк;
д) этажность жилых помещений;
е) количество детей в семье;
ж) розничный товарооборот торговых объединений.
Ответ представьте в виде таблицы:
Количественные признаки | Атрибутивные признаки |
2. Укажите, какие совокупности можно выделить в высшем учебном заведении для статистического изучения?
_________________________
3.Укажите, какие можно выделить статистические совокупности кредитных учреждений; сферы потребительского рынка; крестьянских хозяйств.
_________________________
4. Какими количественными и атрибутивными признаками можно охарактеризовать совокупность студентов Вашего колледжа?
_________________________
5. Перечислите наиболее существенные варьирующие признаки, характеризующие студенческую группу.
6. Назовите основные факторные признаки, определяющие вариацию успеваемости студентов.
_________________________
7. Какими показателями можно охарактеризовать совокупность жителей города?
_________________________
_____________
8. Какими признаками являются:
а) численность населения страны;
б) количество браков и разводов;
в) производство продукции легкой промышленности в стоимостном выражении;
г) капитальные вложения в стоимостном выражении;
д) процент выполнения плана реализованной продукции;
е) число посадочных мест в самолете;
ж) урожайность зерновых культур в центнерах с 1 га.
Ответ представьте в виде таблицы:
Прерывные признаки | Непрерывные признаки |
Домашнее задание
по теме «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Российской Федерации»
1.К каким видам (качественным или количественным) относятся следующие признаки:
а) тарифный разряд рабочего;
б) балл успеваемости;
в) форма собственности;
г) вид школы (начальная, неполная средняя и т. д.);
д) национальность;
е) состояние в браке.
Ответ представьте в виде таблицы:
Качественные признаки | Количественные признаки |
2.Приведите перечень показателей, которыми можно было бы при статистическом обследовании полно охарактеризовать следующие явления:
а) население;
________________________
б) потребительский рынок;
________________________
в) промышленность;
________________________
г) транспорт и связь.
________________________
________________________
Для этой цели используйте ежемесячный журнал Росстата России «Статистическое обозрение» или статистические ежегодники Росстата России.
3. По статистическим сборникам Росстата России выпишите данные, характеризующие динамику за четыре-пять лет. Для этой цели используйте предложенные таблицы.
Если макеты Вас не устраивают, дополните необходимые строки или столбцы.
а) численности населения;
б) производства отдельных видов продовольственных товаров;
в) экспорта и импорта;
г) курса доллара США и индекса потребительских цен на товары и платные услуги.
Терминологический словарь
Понятие статистики - общественная наука, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление данных, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям.
Предмет статистики — количественная сторона качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, отображаемая посредством статистических показателей.
Задача статистического исследования - получение обобщающих показателей и выявление закономерностей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.
Статистическая совокупность - множество единиц, обладающих массовостью, однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации.
Единица статистической совокупности - каждый отдельно взятый элемент данного множества, обладающий определенными признаками.
Признак - общее свойство, характерная черта или иная особенность единиц совокупности, которые могут быть наблюдаемы или измерены.
Вариация - колеблемость, многообразие, изменяемость значения признака у отдельных единиц совокупности явлений.
Статистический показатель - обобщающая количественная характеристика социально-экономических явлений в конкретных условиях места и времени.
Система показателей - совокупность взаимосвязанных показателей, которые отражают состояние и развитие массовых социально-экономических явлений с разных сторон. Закономерность - повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях.
Статистическая закономерность - форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных.
Статистическая методология - система приемов, способов и методов, направленных на изучение количественных закономерностей, проявляющихся в структуре, динамике и взаимосвязи социально-экономических явлений.
Общая теория статистики - отрасль статистической науки о наиболее общих принципах, правилах и законах цифрового освещения социально-экономических явлений.
Дополнительный материал
Основные аспекты организации статистики | |
Организация статистики | Единый централизованный орган - Федеральная статистическая государственная служба (Росстат). Он решает основные задачи, стоящие перед статистикой страны, осуществляет единое методологическое руководство, сводит и исследует важнейшие материалы, научно обобщает статистические данные о явлениях общественной жизни. Таким образом, Росстат выполняет ряд функций: 1) исполнительную, 2) научно-методологическую, 3) по научному обобщению и анализу статистических материалов. |
Единая система государственной статистики | Создание единой системы государственной статистики, охватывающей все важнейшие стороны развития хозяйства страны, каждой отрасли и каждой организации в отдельности, дает возможность обеспечить широкомасштабный учет и наблюдение за производством и распределением материальных благ. |
Важнейшая задача органов статистики | Регулярное информирование общественности и органов управления о происходящих изменениях в социально-экономическом развитии страны. Поэтому система статистики должна обеспечивать достоверность и надежность статистических данных, возможность использования языка статистической информации как средства международного общения. |
Современные требования, предъявляемые к статистике | Организация и методология статистических исследований должны соответствовать международным стандартам статистического учета. В соответствии с опытом, накопленным в мировой практике, рекомендациями международных статистических и экономических организаций вместо широкомасштабного, всеохватывающего сбора информации внедряется практика выборочных наблюдений. |