Тема 4. Рыночная экономика и ее модели
Рынок: понятие, функции. Конкуренция: понятие, виды. Структура рыночной экономики. Рыночная инфраструктура.Несовершенство (фиаско) рынка. Функции государства всовременной рыночной экономики и методы ее регулирования. Модели рыночной экономики. Трансформационная экономика.
Существует несколько определений рынка. А. Маршал указывает, что «экономисты подразумевают под термином “рынок” не какую либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». М. Фридмен считает, «рынок – способ координации действий участников, обеспечивающий им свободу выбора». Ф. фон Хайек утверждает, «рынок – естественный процесс, порожденный действиями индивида, каждый из которых преследует свои цели, из хаоса их действий складывается экономический порядок».
Для рыночной системы характерны две группы субъектов: домохозяйства и фирмы.Отношения между ними осуществляются на рынках товаров и ресурсов.
Для рынка необходимо наличие рыночной инфраструктуры, т.е. учреждений и организаций, содействующих заключению и выполнению сделок. К ней относится система оптовой и розничной торговли, товарные биржи, маркетинговые организации, фондовые, валютные биржи, банки, небанковские финансовые учреждения, центры занятости и т.д.
Рынок возникает в ходе эволюции экономической системы при определенных условиях:
- возникает разделение труда, приводящее к специализации производства и необходимости обмена продуктами труда;
- возникает частная собственность на факторы и результаты производства;
- появляется экономическая свобода человека, который подчиняется только закону и ограничен лишь общими правовыми нормами, в равной степени относящимися ко всем;
- возникает экономическая обособленность субъектов, основанная на частной собственности, позволяющая самостоятельно делать выбор, отдавать предпочтения определенным благам, вести конкурентную борьбу за ресурсы, покупателей и т.д.;
- производится большое многообразие экономических благ, в результате чего процесс купли-продажи становится регулярным, позволяющим формировать устойчивые цены.
Выделяют принципы рыночной экономики:
· свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности;
· равноправие рыночных субъектов;
· экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть субъекты ориентируются на собственные интересы и средства, а за негативные последствия принятых решений сами несут экономическую ответственность;
· экономическая конкуренция;
· свободное ценообразование;
· ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль - важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;
· всеобщность рынка, т.е. рынок охватывает абсолютно все аспекты хозяйственной жизни, определяет поведение всех хозяйствующих субъектов;
· открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу.
Рынок имеет сложную структуру. Его классифицируют по разным критериям:
а) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок товаров потребления, рынок средств производства, рынок услуг, рынок информации, рынок ценных бумаг и т.д.;
б) по степени ограничения конкуренции – рынок совершенной конкуренции, монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции;
в) по характеру продаж – рынок оптовый, розничный, теневой;
г) по охвату территории – региональный, национальный, мировой.
Рынок выполняет функции:
· информационную через постоянно меняющиеся цены, объемы покупок, изменение ассортимента товаров и т.д.
· регулирующую, так как через механизм цен определяется структура и объем производства и потребления.
· стимулирующая функция, которая проявляется через механизм конкуренции и побуждает всех субъектов предпринимать усилия по улучшению своего положения;
· посредническую, так как сводит покупателя и продавца, обособленных друг от друга.
· санирующая функция заключается в отбраковке неэффективных с точки зрения общества производств и предприятий.
К преимуществам рынка относят:
а) эффективное распределение ресурсов т.к. удовлетворяются платежеспособные потребности общества;
б) гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям. Фирмы, чтобы выжить в конкуренции, должны быстро реагировать на любые изменения на рынке, что и позволяет удовлетворять любые потребности;
в) возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации;
г) свобода выбора потребителей и предпринимателей, основанная на праве частной собственности и экономической независимости. Каждый стремится достичь своих целей с учетом вознаграждения и затрат и никто, кроме закона не может этому помешать.
Считается, что экономическая система тем прогрессивнее, чем а) больше создает стимулов для предприимчивой деятельности человека; б) больше открывает простора для реализации творческого потенциала личности; в) лучше обеспечивает координацию деятельности людей. С этой точки зрения рынок рассматривается как наилучшая из всех существующих форм организации экономической деятельности. Вместе с тем развитие рыночных отношений, по мнению многих экономистов, порождает ряд негативных явлений:
а) конкуренция может привести к монополии в результате подавления соперников или сговора с ними;
б) неравное распределение доходов в обществе;
в) учитывает только индивидуальные потребности и издержки и не может учесть потребности и издержки общества в целом(образование, загрязнение окружающей среды и т.д.);
г) не обеспечивает полную занятость ресурсов и стабильность уровня цен;
д) не учитывает перспектив развития под воздействием неэкономических факторов (НТП, социальные сдвиги в обществе и т.д.).
Рыночная экономика теоретически может рассматриваться, как рынок совершенной конкуренции, так как это помогает лучше понять механизм рынка. Для формирования рынка совершенной конкуренции необходимо выполнение следующих условий:
а) неограниченное количество продавцов и покупателей на рынке, причем каждый из них настолько мал, что не может влиять на цены;
б) продавцы и покупатели не должны сотрудничать друг с другом; отношения строятся на свободной конкуренции;
в) товары должны быть достаточно простыми и однородными, чтобы могли продаваться в различных объемах;
г) продавцы и покупатели должны иметь полную и надежную информацию о процессах, происходящих на рынке;
д) для новых производителей должна существовать возможность свободного входа на рынок и фирмы могут безболезненно прекращать производство;
е) не должно существовать преимуществ крупномасштабного производства, т.е. затраты на производство у всех фирм одинаковы независимо от размеров предприятия;
ж) в обществе должно быть примерно равномерное распределение доходов между потребителями для того, чтобы ни один покупатель не мог влиять на цены;
з) существует абсолютная мобильность факторов производства, т.е. возможность перемещения капитала и труда из одного производства в другое.
Эти условия не всегда выполнимы. Поэтому в реальности существует конкурентный рынок (рынок несовершенной конкуренции). По степени ограничения конкуренции различают рынок совершенной конкуренции, рынок монополии, олигополии, монополистической конкуренции, монопсонии и т.д. Монополия – это такая форма организации рынка, когда один продавец имеет исключительное право продавать и формировать цену продукции. Монополистическая конкуренция – такая форма организации рынка, когда существует большое количество продавцов, конкурирующих между собой на основе продажи дифференцированного продукта, и существует возможность появления новых производителей. Олигополия – такая форма организации рынка, при котором существует несколько крупных продавцов продукта, каждый из которых влияет на уровень цен, и поэтому необходимо учитывать реакцию конкурентов при формировании цен на продукцию. Для рынка факторов производства характерна ситуация монопсонии, т.е. положение, когда на рынке существует единственный покупатель товара, который может влиять на уровень цен и объем продаж.
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономической литературе конкуренция определяется как экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг, за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция существует там, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
Для классической экономической теории был характерен поведенческий подходк анализу конкуренции. Сущность конкуренции сводилась к совокупности взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке.
С конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Данная позиция в современной экономической науке столь сильна, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем.
Для характеристики уровня конкуренции на конкретном рынке используются следующие показатели: количество производителей и потребителей на рынке, тип производимой продукции, способность отдельного производителя и потребителя влиять на рыночные цены, барьеры на пути вступления в отрасль, отсутствие или наличие неценовых форм конкурентной борьбы.
По масштабам охвата экономики конкуренция (соперничество) может быть:
· индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» – выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
· местной (ведется среди товаровладельцев на какой-то территории);
· отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода) – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют рыночную стоимость. Отраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной цене, обусловливает неравенство нормы прибыли у предпринимателей. Стимулируя технический процесс и повышение производительности труда на предприятиях, она в то же время выступает как тормоз их развития, т. к. порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на спекуляцию, рекламу и другие непроизводительные цели. Отраслевая конкуренция подразделяется на:
Ø предметную – конкуренцию между фирмами, которые производят одинаковые товары (телевизоры или автомобили), но эта продукция отличается ценой и качеством;
Ø видовую – конкуренцию между фирмами, которые производят разные товары, удовлетворяющие одну потребность потребителя (производители сока и минеральной воды). Она осуществляется через обновление продукции, разнообразие ассортимента продукции.
· межотраслевой – конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли, т.е. ведется борьба за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной фирмы. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов нормы прибыли путем конкуренции выравниваются в единую общую норму прибыли.
· национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
· глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По формам конкуренция делится на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция осуществляется через механизм изменения (снижения) цены на продукцию. Неценовая конкуренция – конкуренция между фирмами за счет улучшения качества товаров, расширения ассортимента выпускаемых товаров, улучшения и расширения предпродажного и послепродажного обслуживания товаров. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Неценовая конкуренция путём улучшения сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж.
Бывает также недобросовестная конкуренция, проявляющаяся в обмане покупателей в отношении качества предлагаемой продукции; подделке товаров; закупке образцов с целью их копирования; промышленном шпионаже; переманивании специалистов, владеющих производственными секретами; запрете доступа к определенным источникам ресурсов и информации.
Конкуренция выполняет следующие функции:
· регулирования. Конкуренция заставляет предпринимателя производить ту продукцию, которая необходима потребителю. Тем самым происходит распределение факторов производства по отраслям и предприятиям, регулируются темпы роста объема производства конкретных товаров и т.д.
· мотивации.
· распределения. Конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом в общественное производство. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
· контроля.
Современный тип рыночной системы – смешанная экономическая система, т. е. система, в которой взаимодействуют рыночный механизм и регулирование экономики государством для поиска оптимального ответа на фундаментальные вопросы экономики. Она основана на многообразии форм собственности, свободном предпринимательстве и государственном регулировании экономических процессов. Государство регулирует экономику с помощью налогов, денежной системы и т.д., оказывает поддержку тем отраслям деятельности, которые важны для общества в целом – образованию, науке, здравоохранению и т.д.
Необходимость государственного вмешательства связана с:
- организацией правовой базы функционирования экономики, чтобы снизить риск невыполнения взятых на себя хозяйствующими субъектами обязательств, минимизировать негативные последствия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения субъектов. О. Уильямсон подчеркивал, что в этом нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности;
- организацией денежного обращения;
- производством товаров, имеющих большие внешние эффекты, и общественных благ (образование, содержание органов суда и прокуратуры, обеспечение национальной безопасности и т.д.);
- перераспределением доходов с тем, чтобы устранить неравенство в доходах и поддерживать лиц, не способных в силу объективных причин принять участие в общественном производстве (инвалиды, пожилые люди и т.д.);
- региональными проблемами;
- экологическими проблемами общества;
- монополизмом и поддержанием конкурентной среды;
- реализацией инвестиционных проектов с большими сроками реализации и высоким риском (финансирование фундаментальных исследований, осуществление программ космических исследований и т.д.);
- социально-экономической нестабильностью развития (экономические кризисы, безработица, инфляция).
Возможность государственного вмешательства обусловлена:
- наличием государственной собственности;
- перераспределением части национального дохода через государственный бюджет;
- наличием правовой базы и правовой системы страны;
- развитием экономической теории и опыта принятия решений в сложных социально-экономических условиях.
Объектом государственного регулирования может быть национальная экономика в целом, отдельная отрасль экономики, регион, проблема, ситуация, явление, фирма.
Государство осуществляет регулирование экономики прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.
Прямые (административные) методы непосредственно ограничивают, запрещают или разрешают субъектам определенные действия. Правительство непосредственно (прямо) вмешивается в рыночный механизм через:
а) принятие законов и других нормативных актов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов;
б) трансфертные платежи, с помощью которых перераспределяются доходы государства в форме налогов, определенным слоям общества по социальному страхованию и т.д.;
в) государственные закупки товаров и услуг.
Административные меры оказываются действенными в решении таких вопросов, как:
- противодействие монополиям через специальное антимонопольное законодательство;
- обеспечение социальных стандартов (гарантия минимальной заработной платы, максимальная продолжительность рабочего дня, минимальная продолжительность отпуска и т.д.);
- обеспечение качества товаров через систему стандартизации и сертификации продукции;
- производство общественных благ (национальная оборона, содержание суда, органов прокуратуры и т.д.);
- защита национальных интересов в мировом хозяйстве (лицензирование внешнеэкономической деятельности, квотирование и т.д.)
Косвенные (экономические) методы изменяют среду, условия, в которых находятся субъекты, и за счет этого побуждают их изменить поведение, цели в своей деятельности. Воздействие на поведение хозяйствующих субъектов осуществляется с помощью кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, валютной политики государства. Считается, что косвенные методы лучше вписываются в рыночный механизм, так как не ограничивают, а расширяют свободу выбора субъекта.
К концу ХХ века сформировались устойчивые принципы государственного вмешательства в экономику:
- исключать любые действия, разрывающие связи внутри рыночного механизма;
- влиять на поведение субъектов преимущественно косвенными методами;
- использовать косвенные методы осторожно, не подменяя и не заменяя рыночные стимулы;
- помнить, что все методы государственного воздействия оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономические процессы.
В экономической литературе различают несколько моделей смешанной экономики .
Модель с минимальным участием государства в регулировании экономики (либеральная экономика). В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. В СШАпримерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.
Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокого уровня налогообложения. Такая модель получила название «функционального социализма», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство. Шведская модель в ее классическом виде - это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».
Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сочетаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко сформулировал основные черты белорусской модели социально-экономического развития. Он отметил, что «в процессе живой, созидательной практики сложилась за эти годы белорусская модель социально-экономического развития. В ее основе — создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.