Источники монопольной власти
Монопольное положение фирмы возможно только при наличии непреодолимых барьеров проникновения в отрасль, что, собственно, и является причиной существования абсолютных монополий. Способствующие формированию таких барьеров факторы выступают источниками монопольной власти.
В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности или применение определенного способа производства. Такие права обеспечиваются органами государственной власти, как, например, в отношении оказания услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалитетами — в случае предоставления прав на деятельность в сфере коммунального хозяйства или торговли. Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии.
Источником монопольной власти может служить контроль над производственными ресурсами.Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого ресурса для производства какого-то товара, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.
Источником монопольной власти может быть и эффект масштаба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.
Иногда источниками монопольной власти могут выступать и предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и недобросовестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).
Типы монополий
Выделяют несколько типов монополии: закрытую, открытую, естественную монополии, монопсонию и двустороннююю монополию.
Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти. Это, однако, не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав обычно сопровождается ограничениями в отношении как уровня цен, так и нормы прибыли.
Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее, именно в условиях открытой монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.
Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем двумя фирмами или более, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корреляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.
Монопсония представляет собою рыночную структуру, для которой характерна концентрация монопольной власти у одного покупателя. Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории.
Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры.