Соотнесите характеристики типы режимов
Диагностическая работа
По обществознанию за 8-9 класс
Вариант 1
Часть 1
Из предложенных вариантов выберите один единственно верный ответ и занесите его в бланк ответа.
1. И человеку, и животному свойственно:
- инстинкты и рефлексы
- сознательная активность
- целенаправленная деятельность
- словесная речь
2. Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием:
· обучение
· свобода
· творчество
· общение
3. Ученые – обществоведы определяют общество как:
- естественные условия существования человека
- совокупность природных и социальных сил
- весь мир в многообразии его форм
- обособившуюся от природы часть мира
4. Личность в отличие от индивида:
- является биосоциальным существом;
- характеризуется неповторимыми чертами внешности;
- обладает определенными желаниями и стремлениями;
- способна оказывать влияние на общество.
5. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «духовная культура»
- ценности
- творчество
- искусство
- наука
- фабрика
Найдите и выпишите номер понятия, выпадающего из этого ряда.
6. К основным факторам (ресурсам) производства относится:
- капитал
- торговля
- спрос
- цена
7. К расходной части государственного бюджета относится:
- акцизный сбор
- подоходный налог
- государственная пошлина
- обслуживание государственного долга
8. Доход, получаемый с капитала:
· прибыль;
· дивиденды;
· рента;
· зарплата.
9. Отличительным признаком нации как этнической общности является :
- наличие публичной власти
- общность языка и духовной культуры
- многообразие отношений собственности
- суверенность во внешней политике
10. Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе:
· токарь;
· демократ;
· житель мегаполиса;
· ребенок.
11. Права человека принадлежат каждому с момента:
· совершеннолетия;
· рождения;
· получения гражданства.
12. Отличительным признаком демократического режима является:
- федеративное устройство
- право на взимание налогов
- гарантии прав и свобод граждан
- наличие публичной власти
13. В нашей стране подписывает и обнародует законы:
- Глава правительства
- Президент
- Председатель Совета Федерации
- Генеральный прокурор
14. Верховенство и полнота власти внутри страны и её независимость во внешней политике :
· политический режим
· форма правления
· форма административного устройства
· государственный суверенитет
15. Форма правления, при которой монарх «царствует, но не правит»:
· абсолютная монархия
· ограниченная монархия
· парламентская республика
· президентская республика
16. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая партия». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
· организация
· конференция
· оппозиция
· интеграция
· борьба за власть
17. К гражданским (личным) правам человека относится право:
· на жилище
· на судебную защиту чести и достоинства
· на социальное обеспечение по возрасту
· на образование
Часть 2
При выполнении заданий 1-4 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. При их выполнении к каждой позиции данной в левом столбце подберите соответствующую из правого столбца и впишите полученный ответ в таблицу.
Соотнесите характеристики типы режимов
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫ РЕЖИМОВ |
А) гарантии прав и свобод личности | 1) демократический |
Б) власть единой массовой партии | 2) тоталитарный |
В) официальная обязательная идеология | |
Г) политический плюрализм |
2. Установите соответствие:
1) человек, активно преобразующий окружающий мир, а) индивид
природу и самого себя б) личность
2) человек, имеющий собственное мнение, в) индивидуальность
мировоззрение, принципы
3) отдельно взятый представитель человеческого рода
4) непохожесть, неповторимое своеобразие человека,
набор его уникальных качеств
3. Соотнесите конкретные правила и виды социальных норм:
ПРАВИЛА | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ |
А) при входе в помещение мужчина должен снимать головной убор | 1) моральные |
Б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно проживающий в России | 2) правовые |
В) каждый день надо делать какое-то доброе дело Г) младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших Д) безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом | 3) нормы этикета |
6. Расположите по порядку четыре сменявших друг друга технологических способов производства:
1. Аграрно-ремесленный
2. Информационно-компьютерный
3. Индустриальный
4. Присваивающий
Прочтите текст и выполните задания С1—С6.
«Частная собственность — это не просто имущество (одежда, дом, автомобиль), а это экономические отношения между людьми. Частная собственность означает, что человек относится к имуществу (средствам производства, предметам потребления, деньгам) как «к своим собственным», т. е. выступает хозяином, владельцем или полновластным распорядителем. Человек и его семья становятся заинтересованными в увеличении своего имущества.
Обособляясь от других, частные собственники стремятся получить в свое владение, пользование и распоряжение все больше жизненных благ (имущества). Но чтобы их получить, они вынуждены производить товары для других, получая в обмен все необходимое для себя. Например, частный собственник пекарни, желая приобрести автомобиль, должен выпечь и продать столько хлеба, чтобы вырученных денег хватило на покупку данного автомобиля. <...>
Частнособственническая психология — это психология экономической активности и предприимчивости.
Стремясь к личному обогащению, частные собственники производят все больше и больше товаров. Более того, частная собственность формирует человека как личность свободную и независимую от других. Обладание чем-то своим, собственным, пусть и совсем малым — это фундамент формирования самостоятельной личности. <...>Частная собственность на землю, предметы и орудия труда, товары способствуют, таким образом, развитию рыночного хозяйства. Она возбуждает инициативу и самостоятельность, оживляет экономику, повышает заинтересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства.
В то же время надо понимать, что частная собственность далеко не во всем хороша. То, что попадает в руки одних, становится недоступным другим. В итоге может оказаться, что вследствие частной собственности отдельные люди могут лишиться того, что у других находится в
избытке.
Во избежание этого даже в условиях рыночной экономики государство стремится, чтобы часть благ оставалась общедоступной для всех и находилась в общественной,
государственной, муниципальной (местной) собственности» ( Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.
С.1. Составьте план текста. Для этого вы делите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С.2. Что такое частная собственность?
Используя текст, объясните, почему частная собственность является условием свободного рынка.
С.3. Как в тексте характеризуется частнособственническая психология? Что, по мнению автора,
выступает фундаментом формирования самостоятельной личности?
С.4. О каких видах частной собственности говорится в тексте? Используя обществоведческие
знания, назовите разновидности частной собственности.
С.5.Рассказывая на уроке о частной собственности, ученица отметила, что эта собственность является основой рынка, стимулирует развитие производства и прогресс общества. Поэтому сдерживать укрепление частной собственности в современной рыночной экономике нет никакого смысла. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С.6. В тексте говорится, что частная собственность «возбуждает инициативу и самостоятельность, оживляет экономику, повышает заинтересованность в более эффективном, экономном ведении хозяйства», т. е. преимущества частной собственности превосходят ее недостатки? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту
своей позиции.