Чернобыльской аэс, и приравненых к ним лиц
Правовое регулирование труда работников, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии:
- с Трудовым кодексом Республики Беларусь [1];
- Законом от 26 мая 2012 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» [5];
- Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» [4];
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.09.2009 № 1170 «Об утверждении Положения о порядке установления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, статуса потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, а также выдачи документов, подтверждающих право на льготы» [7].
Главы 28 – 29 ТК регулируют те же вопросы, что и Закон от 06.01.2009. Поэтому при возникновении противоречий между нормами ТК и Закона от 06.01.2009 должен применяться ТК как акт, имеющий более высокую юридическую силу по отношению к обычному закону. Это следует из ч. 6 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [2].
Особенностям регулирования труда работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, посвящена глава 28 Трудового кодекса Республики Беларусь. Эта глава включает две статьи:
1) статью 325, которая предусматривает и конкретизирует преимущественное право на оставление на работе и трудоустройство при сокращении численности или штата работников указанных категорий граждан;
2) статью 326, которая определяет порядок предоставления указанным категориям граждан отпусков.
Согласно статье 325 ТК при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации имеют следующие категории работников:
1) участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
3) ставшие инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
При невозможности продолжения трудовой деятельности указанных работников на прежнем месте работы другая работа предоставляется им в первую очередь или принимаются меры для их трудоустройства в другую организацию.
Следует отметить, что статья 325 ТК практически не имеет самостоятельного регулирующего действия, ибо полностью и более качественно перекрывается ст. 43 и 45 ТК, которыми регламентируются вопросы принятия мер по переводу на другую работу и обеспечения преимущественного права и предпочтения в оставлении на работе при сокращении численности или штата работников, в том числе работников, перечисленных в ст. 325 ТК.
Статья 43 ТК предусматривает порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.
Статья 45 устанавливает преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
Так, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотренных законодательством.
При равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе отдается следующим категориям работников:
1) участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
3) инвалидам;
4) другим категориям работников, предусмотренным законодательством, коллективным договором, соглашением.
Принятием мер по трудоустройству в других организациях, о которых упомянуто в ч. 2 ст. 325 ТК, обязан заниматься не наниматель, а органы государственной службы занятости в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 «О занятости населения Республики Беларусь» [3]. Наниматель же при сокращении численности или штата обязан согласно ч. 3 ст. 43 ТК уведомить указанную службу не менее чем за два месяца до увольнения работника, указав в уведомлении его профессию, специальность, квалификацию и размер оплаты труда.
Отметим, что ст. 325 ТК применяется в сочетании со ст. 42, 43, 45 ТК.
Согласно статье 326 ТК трудовой отпуск предоставляется в летнее или другое удобное время следующим категориям работников:
1) заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
2) инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
3) участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
4) эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года.
Социальный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году предоставляется следующим категориям работников:
1) заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
2) инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
3) принимавшим участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986–1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.
Таким образом, часть 1 ст. 326 ТК регулирует особенности предоставления трудового отпуска, а часть 2 – социального. В остальном к этим отпускам применяются соответствующие общие положения главы 12 ТК «Трудовые и социальные отпуска».
Норма ч.1 ст.326 ТК регулирует те же вопросы, что и п. 4 – 7 абзаца 2 ч.4 ст.168 ТК, где говорится об обязанности нанимателя запланировать трудовой отпуск по желанию работника в летнее или другое удобное время.
Статья 168 ТК определяет очередность предоставления трудовых отпусков. Так, очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем по согласованию с профсоюзом, либо нанимателем по согласованию с работником в случае отсутствия профсоюза.
При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника:
в летнее или другое удобное время, в том числе:
- работникам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- работникам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- работникам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 – 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986 – 1987 годах – в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения.
Предусмотренный в ч. 2 ст. 326 ТК отпуск является социальным, поэтому к его регулированию применяются как общие положения главы 12 ТК «Трудовые и социальные отпуска» об отпусках, в частности, ст. 149 и 150, так и специальные ее статьи о социальных отпусках (183 и др.), а некоторые нормы могут быть использованы по аналогии с регламентированием трудовых отпусков. Например, анализируемый социальный отпуск «чернобыльцам» согласно ч. 6 ст. 183 ТК не переносится на следующий год при его неиспользовании в текущем году и не заменяется денежной компенсацией, в том числе при увольнении.
Основанием для предоставления социального отпуска, указанного в ч. 2 ст. 326 ТК, является предоставление документов, подтверждающих:
- что работники, заболевшие или перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- что работники являются инвалидами, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой;
- что работники участвовали в 1986 – 1987 годах в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне эвакуации (отчуждения) или были заняты в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе были временно направлены или командированы).
Срок отпуска, предусмотренный в ч. 2 ст. 326 ТК, является материальным, а не процессуальным, поэтому при его исчислении не применяются правила, установленные в ст. 10 ТК.
В соответствии с последней редакцией ч. 2 ст. 326 ТК на период регламентированного в ней отпуска за работником не сохраняется средняя заработная плата. Однако обратное может быть предусмотрено на локальном (в коллективных договорах и т.д.) и индивидуально договорном уровне на основании общих норм ТК (в частности, ст. 7, 23, 360 и 364).
Статья 326 применяется в сочетании со ст. 155, 168, 183 ТК.
Отметим, что согласно законодательству Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 14 календарных дней предоставляется лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС (статья 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») [12, с.458].
Согласно этой же статье указанного закона Российской Федерации гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется использование ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время.
Таким образом, регулированию труда работников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненных к ним лиц, прежде всего, посвящены нормы главы 28 ТК, в частности, статьи 325 и 326.
Особенностями регулирования труда указанных категорий работников являются преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников; предоставление в удобное для такого работника время трудового отпуска; предоставление социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году.
Полагаем, что социальный отпуск, предусмотренный ч.2 ст.326 ТК должен быть оплачиваемым, т.е. с сохранением средней заработной платы и предлагаем внести соответствующие изменения в ТК.