Требования к выбору земельного участка под строительство, проектированию, строительству, реконструкции, переоборудованию, ремонту и вводу в эксплуатацию объектов
Общие положения
1. Настоящие Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам оптовой и розничной торговли пищевой продукцией» (далее – Санитарные правила) разработаны в целях реализации Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее – Кодекс), Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года «О безопасности пищевой продукции» и определяют санитарно-эпидемиологические требования к деятельности объектов оптовой и розничной торговли пищевой продукцией (далее – объекты), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
2. Настоящие Санитарные правила не распространяются на оборот пищевой продукции, в отношении которой законодательством Республики Казахстан установлены иные требования к обороту.
3. Санитарные правила содержат санитарно-эпидемиологические требования к:
1) выбору земельного участка под строительство, проектированию, строительству, реконструкции, переоборудованию, ремонту и вводу в эксплуатацию объектов;
2) водоснабжению, водоотведению, освещению и вентиляции объектов, воздуху, микроклимату торговых и других помещений;
3) содержанию и эксплуатации объектов, оборудования;
4) условиям транспортировки, хранения, расфасовки и реализации пищевой продукции;
5) содержанию территории объектов, сбору, обезвреживанию и транспортировке отходов потребления;
6) условиям бытового обслуживания, медицинским осмотрам и гигиеническому обучению персонала.
4. В настоящих Санитарных правилах используются следующие определения:
1) продовольственный рынок – обособленный имущественный комплекс по реализации продовольственных товаров с централизацией функций хозяйственного обслуживания территории, управления и охраны, действующий на постоянной основе, изолированный от прилегающей территории, предназначенный для торговой деятельности и обеспеченный площадкой для стоянки автотранспортных средств, в пределах границ своей территории;
2) продовольственный склад – стационарное сооружение, предназначенное для хранения пищевой продукции (продовольственное сырье, пищевые продукты – мясные, молочные, кондитерские, овощи, фрукты, напитки и другие);
3) автолавка – оснащенное торговым оборудованием специализированное автотранспортное средство;
4) розничная торговля – предпринимательская деятельность по продаже покупателю (потребителю) товаров, предназначенных для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;
5) бомбаж – вздутие консервной банки в результате образования газов, в связи с размножением микроорганизмов или вследствие технологических нарушений;
6) технические документы изготовителя – документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозка и реализация пищевых продуктов, утвержденные изготовителем (стандарты организаций, технические условия, технологические регламенты, технологические инструкции, спецификации), содержащие наименование пищевых продуктов с указанием идентификационных признаков, ингредиентный состав пищевых продуктов, область применения, физико-химические и органолептические показатели, а также показатели безопасности пищевых продуктов, требования к маркировке и упаковке, сроки годности и условия хранения, перевозки и утилизации, перечни и описания процессов производства, включающих технологические операции, и последовательность их применения на соответствующие виды пищевых продуктов, программу производственного контроля, в соответствии с которыми осуществляется промышленное производство пищевых продуктов или импортных пищевых продуктов;
7) магазин – капитальное стационарное строение или его часть, обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже;
8) киоск – оснащенное торговым оборудованием некапитальное переносное строение, не имеющее торгового зала, установленное на специально отведенном земельном участке;
9) дата изготовления – дата окончания процесса (стадии) производства (изготовления) пищевой продукции;
10) дефростация – процесс размораживания (оттаивания) продуктов питания перед употреблением в пищу или выработкой из них новых изделий;
11) выносной прилавок – легко возводимое перевозное или переносное торговое место, располагаемое на специально определенном месте;
12) оптовая торговля – предпринимательская деятельность по реализации товаров, предназначенных для последующей продажи или иных целей, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
13) минимаркет – магазин с узким или ограниченным ассортиментом продовольственных товаров при площади торгового зала не более 50 м2;
14) нормативные документы – стандарты, санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные правила, и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасности пищевой продукции, материалов и изделий, контактирующих с ними, контролю за их безопасностью, к условиям их изготовления, хранения, перевозки, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий;
15) реализация – отгрузка товаров, выполнение работ и представление услуг с целью продажи, обмена, безвозмездной передачи, а также передачи заложенных товаров залогодержателю;
16) пищевые продукты непромышленного изготовления – продукты животного и растительного происхождения, полученные гражданами в домашних условиях и(или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и предназначенные для реализации только на торговых продовольственных рынках (универсальных, сельскохозяйственных);
17) торговая деятельность – предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, направленная на осуществление купли-продажи товаров;
18) субъект торговой деятельности – физическое или юридическое лицо, осуществляющее продажу продовольственных товаров в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности» (далее – Закон);
19) торговый дом, торговый центр – капитальное стационарное строение, в котором расположена совокупность торговых объектов и объектов общественного питания, управляемых как единое целое, предназначенное для торговой деятельности и обеспеченное торговыми, административно-бытовыми и складскими помещениями и площадкой для стоянки автотранспортных средств, в пределах границ своей территории;
20) торговый павильон – оснащенное торговым оборудованием капитальное строение или некапитальное переносное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест, установленное на специально отведенном земельном участке;
21) торговый автомат – автоматизированное устройство, предназначенное для продажи штучных товаров в заводской упаковке;
22) торговое место – зона работы продавца, оборудованная прилавком и торговым инвентарем с учетом ассортимента реализуемых товаров, предназначенная для осуществления торговой деятельности;
23) срок хранения – период, в течение которого пищевая продукция при соблюдении установленных условий хранения сохраняет потребительские свойства, указанные в маркировке и технической документации на продукцию;
24) санитарный день – специально отведенное время (не менее одного раза в месяц) для проведения генеральной уборки помещений, мойки оборудования и инвентаря, при необходимости, дезинфекции, дезинсекции, дератизации;
25) санитарная специальная одежда (далее – специальная одежда) – комплект защитной одежды персонала, предназначенной для защиты сырья, вспомогательных материалов и готового продукта от загрязнения механическими частицами, микроорганизмами и других загрязнений;
26) супермаркет (универсам) – магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом непродовольственных товаров повседневного спроса;
27) срок годности пищевой продукции – период времени, в течение которого пищевая продукция полностью соответствует предъявляемым требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного Союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечение времени которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению;
28) объект оптовой и розничной торговли пищевой продукцией – имущественный комплекс, используемый субъектами для осуществления торговой деятельности (торговый дом, торговый центр, магазин, гипермаркет, супермаркет (универсам), минимаркет, продовольственный рынок, продовольственный склад, холодильник);
29) пищевая продукция – продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье;
30) партия пищевой продукции – совокупность однородной пищевой продукции произведенной (изготовленной) и(или) упакованной в идентичных условиях, сопровождаемой одним документом, удостоверяющим ее безопасность;
31) товарное соседство – условия, исключающие совместное хранение и реализацию сырых и готовых продуктов, предотвращающие их загрязнение и проникновение посторонних запахов, отражающихся на качестве товара;
32) скоропортящаяся пищевая продукция–пищевая продукция, сроки годности которой не превышают 5 суток, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, требующая специально создаваемых температурных режимов хранения и перевозки (транспортирования) в целях сохранения безопасности и предотвращения развития в ней болезнетворных микроорганизмов, микроорганизмов порчи и (или) образования токсинов до уровней, опасных для здоровья человека;
33) холодильник (хладокомбинат, распределительный, холодильная камера) – специальное помещение (предприятие) складского типа, предназначенное для холодильной обработки скоропортящихся продуктов, хранения запасов мороженных и охлажденных продуктов;
34) объекты временной мелкорозничной торговли – устройства, строения, переносные торговые места, осуществляющие розничную торговлю (торговый павильон, киоск, торговая палатка, выносной прилавок, торговый автомат, автомагазин, автолавка), установленные на специально отведенном земельном участке;
35) палатка – легко возводимое строение из сборно-разборных конструкций, оснащенное торговым оборудованием и располагаемое на специально определенном месте, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.
Требования к выбору земельного участка под строительство, проектированию, строительству, реконструкции, переоборудованию, ремонту и вводу в эксплуатацию объектов
5. Выбор земельного участка под строительство, размещение объектов, проектирование строительства, реконструкции, переоборудования и ввод в эксплуатацию производится в соответствии с документами санитарно-эпидемиологического нормирования, утверждаемыми уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно пункту 6 статьи 144 Кодекса (далее – документы нормирования).
6. Не допускается проектировать строительство объекта на земельных участках при:
1) использовании его в прошлом под скотомогильники, места захоронения токсичных отходов, свалки, поля ассенизации, кладбища, а также имеющих загрязнение почвы органического и химического характера;
2) превышении нормативов радиационной безопасности;
3) размещении на земельном участке почвенных очагов по сибирской язве стационарно неблагополучных пунктов;
4) отсутствии возможности организации санитарных разрывов от объектов промышленного и гражданского назначения.
7. Объекты размещают как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения, а также допускается их размещение на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций.
8. Объекты оптовой реализации пищевой продукции размещают с исключением неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье человека.
9. Для продовольственных рынков, объектов оптовой реализации, гипермаркетов, овощехранилищ и фруктохранилищ обеспечивается санитарный разрыв не менее 50 метров (далее – м) от территории жилой застройки (жилые здания, больницы, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения).
10. Земельный участок продовольственного рынка располагают на расстоянии не менее 1,5 километров (далее – км) от полигонов твердых бытовых отходов, скотомогильников, и не менее 500 м от промышленных объектов и складов, а также объектов, являющихся источниками загрязнения рынка вредными химическими, биологическими и радиоактивными веществами, влияющих на здоровье населения.
11. Не допускается размещение продовольственных рынков в зонах отдыха, на территориях парков, скверов и других ценных историко-культурных градостроительных сооружениях.
12. Проектирование строительство и реконструкция объектов производства пищевой продукции при объектах осуществляется в соответствии с требованиями документов нормирования.
13. Все помещения располагают с учетом поточности, движения сырья и готовых пищевых продуктов, персонала и посетителей. Каждую группу помещений объединяют в отдельный блок: загрузочные, складские помещения, помещения подготовки пищевых продуктов к продаже, административно-бытовые, подсобные, торговые. Размещение загрузочных, складских помещений, помещений подготовки продуктов к продаже, торговые залы производят с учетом технологической связи между ними. Не допускается ночной завоз пищевых продуктов на объекты, размещенных в жилых зданиях.
14. Ассортимент реализуемых пищевых продуктов предусматривается в соответствии с мощностью, типом объекта, набором помещений, оснащением холодильным и технологическим оборудованием.
15. Внутренняя отделка помещений объекта выполняется с использованием нетоксичных отделочных материалов, устойчивых к моющим и дезинфицирующим средствам.
16. Полы выполняют с ровной поверхностью, без выбоин, из влагоустойчивых, влагонепроницаемых, нетоксичных материалов, допускающих санитарную обработку. Покрытие в разгрузочных помещениях на площадках для автомобилей выполняется из твердых водонепроницаемых материалов. В моечных, туалетах и душевых предусматривают трапы для выпуска воды в систему водоотведения.
17. На объектах с торговой площадью более 50 м2 выделяют изолированные и специально оборудованные помещения для предторговой подготовки пищевой продукции к реализации, в том числе: помещения для рубки мяса, подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, фруктов и овощей, бакалейно-кондитерских изделий, максимально приближенные к загрузочным помещениям (платформам) и местам реализации. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуют холодильными установками и раковинами.
18. Минимальные площади и набор помещений объекта торговли пищевой продукцией с торговой площадью до 50 м2 предусматриваются в соответствии с приложением 1 к настоящим Санитарным правилам.
Предельный ассортиментный перечень для торговых объектов площадью до 50 м2, за исключением специализированной торговли (только мясом, рыбой, кондитерскими, хлебобулочными изделиями или другой продукцией), согласовывается с территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
19. В случае организации торговли мясом, получаемого тушами, полутушами и четвертинами, на объекте выделяется помещение разрубочной, площадью не менее 10 м2 с установкой в ней моечной раковины и дополнительного холодильника. Не допускается размещение разрубочной непосредственно под жилыми этажами.
20. На объектах, расположенных в жилых зданиях, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под жилыми помещениями.
21. На объектах, работающих по типу самообслуживания, выделяют отдельные фасовочные для каждой группы пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуют холодильными установками. Все фасовочные помещения оборудуются вентиляцией, освещением и моечными раковинами.
22. Отделы (столы) заказов на объектах оборудуют следующими помещениями (отделениями): для приема и выдачи заказов, комплектовочная с фасовочной, экспедиция с холодильными установками для хранения скоропортящихся продуктов и умывальной раковиной для мытья рук.
23. На объекте оборудуют моечные помещения или участки для мытья торгового инвентаря, оборудования, для его сушки оборудуют стеллажи. Количество моечных раковин определяется типом и мощностью объекта.
24. Подсобные, административно-хозяйственные и бытовые помещения для персонала размещают отдельно от помещений для хранения и реализации пищевой продукции.
25. Объекты временной мелкорозничной торговли, в том числе в зонах отдыха, в праздничные дни, во время массовых гуляний, ярмарок размещаются в местах, оборудованных общественными туалетами или биотуалетами.