Преимущества от членства в НАФТА для потребителей стран-членов

Интеграция содействовала снижению цен, расширению ассортимента и повышению качества товаров во всей Северной Америке. Основной причиной снижения цен и повышения качества товаров является торговая либерализация (ликвидация таможенных пошлин и либерализация нетарифных ограничений во взаимной торговле). На средства, сэкономленные от беспошлинного импорта, приобретается большее количество товаров, в результате чего потребитель имеет лучший выбор товаров по более низкой стоимости. Также была внедрена многоязычная маркировка продукции, что привлекательно не только для потребителей в регионе НАФТА, но и в других странах. Например, в Канаде этикетки стали печататься на двух государственных языках (французском и английском), в результате чего Канада может торговать не только с Соединенными Штатами, но и с другими странами, которые говорят на этих языках, с Великобританией, Францией или другими государствами Европы.

Развитие аграрного сектора. Создание НАФТА оказало значительное воздействие на развитие аграрного сектора в США и Канаде. По причине затяжного аграрного кризиса в 80-х гг. мексиканская экономика стала зависима от импорта сельскохозяйственной продукции. Если до начала 70-х гг. Мексика импортировала 230 тысяч тонн зерна в год, то в 1971-1976 годах – более 2 млн тонн, в 1977-1982 годах – 5,4 млн тонн, в 1983-1987 годах – 6,9 млн тонн. Основными поставщиками выступили партнеры Мексики по североамериканской интеграции – США и Канада. С 1990 года Мексика ежегодно ввозит (главным образом из США) более 10 млн тонн зерновых продуктов. Таким образом, более активное включение Мексики в североамериканскую интеграцию создавало условия для более динамичного развития экономик ее партнеров – США и Канады. В частности, это позволило США увеличить занятость в сельском хозяйстве на 50 тысяч человек в 1994 г.

Несмотря на преобладание преимуществ от участия в НАФТА, есть и издержки для экономии стран. Одна из них – иностранная конкуренция – негативно отражается на уровне занятости в США и Канаде, так как многие американские и канадские ТНК перенесли трудоемкие производства в Мексику с учетом фактора дешевой рабочей силы. Но потеря рабочих мест в трудоемких отраслях сбалансирована появлением новых рабочих мест в сфере услуг и в капиталоемких и техноемких отраслях. Также к негативным факторам относится то, что из-за повышения зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики, что особенно ярко проявляется в периоды экономических спадов в США.

США и НАФТА

После вступления Соглашения в силу резко вырос объем торговли между Соединенными Штатами и их партнерами по НАФТА. В 2009 г. в американском экспорте Канада заняла 1-е место с показателем в 13,2% от общего объема (204,6 млрд долл.), Мексика -2-е (8,3% - 128,8 млрд долл.), в американском импорте Канада расположилась на 2-м месте (11,6%, или 226,2 млрд долл.), уступив Китаю (15,4%, или 296,3 млрд долл.), а Мексика - на 3-м (9,1%, или 176,6 млрд долл.).

Для определения эффекта членства в НАФТА на экономику США, проведем анализ следующих показателей.

По данным американского Управления Торгового представителя, торговля товарами и услугами США со странами НАФТА в 2014 г. составила 1,1 трлн долл., в том числе экспорт - 482 млрд долл., импорт – 596 млрд долл. В 2009 году объем американской торговли товарами с Канадой и Мексикой снизился до 735 млрд долл. (экспорт товаров - 334 млрд, долл., импорт - 401 млрд долл.). Торговля услугами с НАФТА в 2014 году составила 110 млрд долл. (экспорт услуг - 69,8 млрд долл., импорт 40,2 млрд долл.).

По сравнению с 2014 г. объем экспорта товаров США в НАФТА в 2009 году снизился на 19,1% (79 млрд долл.), но при этом вырос на 102% от уровня 1994 г. (за год до завершения Уругвайского раунда) и на 135% от 1993 г. (год до вступления в силу соглашения НАФТА). Доля НАФТА в общем объеме экспорта США в 2009 г. составила 31,6%, что немного ниже, чем в 1994 году (32,2%), следовательно, открытие зоны свободной торговли не повлияло на увеличение экспорта США в страны-партнеры по НАФТА. Это связано с тем, что и до заключения соглашения степень экономической взаимозависимости США со странами - партнерами и уровень интегрированности американской и канадской экономик была достаточно высокой.

Основными товарными группами американского экспорта в 2009 году были: машины и оборудование (52,0 млрд долл.), электрическое оборудование (44,2 млрд долл.), транспортные средства (запчасти) (41,4 млрд долл.), изделия из пластмассы (18,5 млрд долл.), а также биотопливо и нефть (17,4 млрд долл.). Экспорт частных коммерческих услуг США в две другие страны НАФТА в 2014 г. составил 69,8 млрд долл., это на 5,6% (3,7 млрд долл.) выше, чем в 2007 году. Представленные данные свидетельствуют о возрастании доли услуг и уменьшении доли промышленных товаров в структуре американского экспорта в НАФТА, при этом возрастает технологическая сложность производимых товаров.

Американский импорт товаров из НАФТА в 2009 г. составил 401,4 млрд долл., что на 27,7% ниже, чем в 2014 г. (154 млрд долл.), но 126% выше, чем в 1994 году, и на 166% в 1993 г. Доля НАФТА в 2009 году равнялась 25,8% общего объема импорта США, по сравнению с показателем 26,9% в 1994 г. Основные импортируемые товары: минеральное топливо и нефть (сырая нефть) (89,0 млрд долл.), транспортные средства (58,5 млрд), электрическое оборудование (54,1 млрд долл.). Импорт частных коммерческих услуг в США из стран НАФТА в 2014 г. составил 40,2 млрд долл., что на 0,5% выше, чем в 2007 г. (207 млн долл.), и на 127%, чем в 1994 г.[5] В результате, можно сделать заключение, что США предпочитают импортировать из стран НАФТА минеральное сырье, топливо и трудоемкие товары.

В 1993-2014 гг. в США было создано около 25,1 миллиона новых рабочих мест (см. таблицу 1). При этом, численность занятых в промышленности США сократилась до 3,65 млн человек, что было вызвано переносом трудоемких и «грязных» видов производств на территорию Мексики. Большинство новых рабочих мест возникло в сфере услуг. Подобные процессы получили название «деиндустриализация», и являются следующей ступенью развития экономики.

Уровень безработицы в США сократился в среднем до 5,1% по сравнению с показателем 7,1% за 13 лет, прошедших с момента вступления в силу соглашения. Кроме того, либерализация торговли сопровождалась более быстрым ростом уровня заработной платы. Например, за 1979-1993 гг. реальная почасовая оплата в американском бизнес-секторе в среднем ежегодно росла на 0,7%, или на 11% за весь период. В 1993-2007 гг. рост реальной заработной платы составлял 1,5% в год, а в общей сложности 23,6%. Таким образом, североамериканская интеграция оказывает положительное влияние на экономику США, что выражается в росте основных макроэкономических показателей, изменении товарной структуры экспорта в сторону повышения доли более наукоемкой продукции, в снижении безработицы. Оппоненты, выступающие против Соглашения НАФТА, считают его несправедливым по отношению к американским рабочим и корпорациям, так как оно не содержит положений о повышении трудовых и экологических стандартов в подписавших его странах, оно сталкивает рабочих в более сильной конкурентной борьбе, гарантируя при этом меньше прав и гарантий. По их мнению, Соглашение привело к увеличению торгового дефицита США и косвенно повлияло на то, что некоторые американские рабочие были вынуждены согласиться на низкооплачиваемую работу.

Сторонники членства США в НАФТА считают, что потеря части рабочих мест является следствием структурных сдвигов в американской экономике: от тяжелой промышленности в сторону легкой промышленности и наукоемких услуг. По их мнению, на уровень занятости в США большее влияние оказывает не НАФТА, а глобальные тенденции, как, например, динамичное развитие Китая и стремительный рост цен на энергоносители.

Канада и НАФТА

Хотя таможенные пошлины на подавляющее большинство товаров взаимной торговли в рамках НАФТА были ликвидированы, между Канадой и Мексикой они сохраняются на канадскую сельскохозяйственную продукцию (молочные продукты, птицу, яйца и сахар).

Хотя для Канады внешнеэкономические связи с США всегда были чрезвычайно важными (основными потребителями канадских товаров и услуг являются американцы) подписание соглашений КУСФТА и НАФТА содействовало углублению экономической взаимозависимости и взаимодополняемости между этими странами. Интеграция способствовала росту производительности труда и углублению специализации экономики Канады, повышению конкурентоспособности канадского экспорта и увеличению в его структуре доли промышленной продукции. Получив свободный доступ на американский и мексиканский рынки, канадские компании смогли расширить свое присутствие в таких ранее закрытых сферах, как финансовые услуги, автомобилестроение, грузоперевозки, энергетика и рыболовство. Беспошлинный ввоз канадских товаров в США и Мексику привел к снижению цен на них, что стимулировало рост спроса и способствовало расширению объема продаж за рубежом. В результате заключения соглашения произошло снижение цен на импортные товары, что является несомненным преимуществом для канадских потребителей. Импорт более дешевых иностранных товаров также привел к замещению на канадском рынке менее эффективных национальных производителей. НАФТА приносит преимущества канадцам, так как исключает высокие таможенные пошлины Мексики, традиционно существовавшие на ввоз канадской сельскохозяйственной продукции. Но главный показатель успешной реализации соглашения НАФТА – это динамичный рост внешней торговли Канады. В 2014 году торговля Канады со странами-партнерами по НАФТА составила 626,3 млрд долл. (см. таблицу 2)

Таблица 2

Партнер НАФТА США Мексика
Двусторонняя торговля товарами с Канадой 602,5 23,8
Канадский экспорт товаров 375,5 5,8
Канадский импорт товаров 17,9
Канадские прямые иностранные инвестиции 230,6 4,5
Канадский экспорт коммерческих услуг 24,1 0,222

Внешняя торговля товарами Канады со странами партнерами по НАФТА в 2014 г., млрд долл.[6]

Как видно из таблицы 2, составленной по данным Министерства иностранных дел и международной торговли Канады, основным торговым партнером Канады являются США. Объем торговли товарами между Канадой и США увеличился почти вдвое с 1994 г. и достиг 602,5 млрд долл. в 2014 г. Среднегодовой темп прироста Канадского товарного экспорта в Соединенные Штаты в 1993-2014 гг. был равен 6,3%. В 2014 г. экспорт Канады в США составил 375,5 млрд долл.. Объем вложенных канадских прямых инвестиций в США в 2014 г. оценивается в 230,6 млрд долл. Несмотря на географическую отдаленность, взаимная торговля товарами между Канадой и Мексикой также значительно возросла в рамках НАФТА и составила в 2014 году 23,8 млрд долл., что на 424% выше уровня, предшествовавшего подписанию документа. Начиная с 1994 года, ВВП Канады рос более быстрыми темпами, чем ВВП Мексики или США.

В 1998 г. рост объема экспорта Канады в НАФТА был эквивалентен совокупному объему экспорта Канады в Японию и в 15 стран Европейского Союза вместе взятых. Приведенные статистические данные демонстрируют, какой положительный эффект оказало Североамериканское соглашение на динамику импорта и экспорта Канады.

Благодаря НАФТА Канада увеличила экспорт товаров в следующих областях: машины и оборудование, средства связи и автомобильная техника. Это привело к развитию автомобильной промышленности и экономики Канады в целом. В 1994-2003 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП Канады были на уровне 3,6%, по сравнению с 3,3% в Соединенных Штатах и 2,7% в Мексике. Несмотря на ускоренные темпы роста канадской экономики, сохраняется разрыв в уровне эффективности производства между Канадой и США. США всегда опережали Канаду по производительности труда, а с даты подписания Соглашения этот разрыв только увеличился. Благодаря Североамериканскому соглашению о свободной торговле были созданы новые рабочие места и вырос уровень зарплаты канадских рабочих. За 1993-2014 гг. было создано 4,3 млн новых рабочих мест (см. таблицу 2), в результате, к 2014 г. численность занятых в Канаде достигла 17,1 млн человек при общей численности населения в 35,3 млн человек, то есть каждый второй канадец обеспечен работой. Участие Канады в НАФТА повысило инвестиционную привлекательность её экономики, что содействовало росту притока ПИИ. Так, в 2014 г. приток ПИИ в экономику Канады составил 240 млрд долл.

НАФТА оказало существенное влияние на рост двусторонней торговли сельскохозяйственной продукцией между США и Канадой. Канада является ведущим импортером американской сельскохозяйственной продукции. За 1994-2003 гг. объем экспорта сельскохозяйственной продукции США в Канаду увеличился примерно в два раза. Таким образом, НАФТА оказывает благоприятное воздействие на экономику Канады, укрепляет ее торгово-экономические связи с США и Мексикой.

Мексика и НАФТА

После вступления соглашения в силу в 1994 г. Мексика отменила таможенные пошлины примерно на 50% промышленных товаров, импортируемых из США, и либерализовала некоторые нетарифные ограничения. К 2003 г. были ликвидированы практически все пошлины на промышленные товары, а с 1 января 2014 г. и на ряд сельскохозяйственных продуктов, поставляемые в Мексику из США. Экономика Мексики занимает 13-е место в мире по объему ВВП, является третьим по величине торговым партнером США и вторым рынком сбыта американского экспорта. Во многом этот успех был обеспечен созданием зоны свободной торговли НАФТА.

Одним из главных позитивных последствий реформирования национальной экономики, связанной с членством в НАФТА, стала приватизация государственной собственности, дерегулирование, снижение государственной поддержки для некоторых малоэффективных отраслей мексиканской экономики, в том числе – и сельского хозяйства. Среди других положительных эффектов влияния НАФТА на экономику Мексики можно назвать следующие:

Рост объемов торговли. Так, двусторонняя торговля между Мексикой и США выросла более чем в четыре раза со времени подписания Соглашения. Экспорт мексиканских товаров в США увеличился с 39,9 млрд долл. в 1993 г. до 210,8 млрд долл. в 2007 г., т.е. на 437%. В 2007 г. Соединенные Штаты экспортировали в Мексику товаров на сумму 136,5 млрд долл., т.е. на 242% больше по сравнению с 1993 г. За этот период ВВП США вырос на 50%, а ВВП Мексики на 46%.

Повышение инвестиционной привлекательности. Соединенные Штаты являются крупнейшим инвестором ПИИ в Мексику. Кроме того, американские компании около 50% инвестиционных средств вкладывают в мексиканские макиладорас - предприятия, которые собирают конечный готовый продукт из американских комплектующих для их обратного экспорта в США в рамках свободных экономических зон промышленно-производственного типа. Эти фирмы обеспечивают почти половину экспорта Мексики и более 41 млрд долл. ежегодного объема продаж. Инвестиции в экономику Мексики помогли повысить эффективность американского производства. Многим компаниям-производителям удалось сократить издержки производства благодаря переводу сборки своей продукции на предприятия макиладорас. Это способствовало значительному росту объема производства в обрабатывающей промышленности США, которое выросло почти на 60% за 1993-2006 гг. Для сравнения за те же 13 лет до подписания Соглашения выпуск американской промышленной продукции вырос только на 42%.

Рост занятости. После подписания Соглашения, положение на мексиканском рынке занятости было менее стабильным, чем на американском. Но, начиная с 2005 г. мексиканские филиалы американских компаний наняли на работу примерно 840 тыс. лиц, на долю которых приходится 3,3% ВВП Мексики. Зарплаты мексиканских рабочих стабильно растут, начиная с кризиса национальной валюты песо в 1994 г. (достигнув предкризисного уровня в 1997 г.) и постоянно увеличиваются с каждым годом. Кроме того, в экспортноориентированных отраслях и отраслях, расположенных в регионах с высоким уровнем иностранных инвестиций, уровень оплаты труда существенно выше. По данным Секретариата Министерства экономики Мексики, в экспортноориентированных компаниях уровень заработной платы выше на 37%, чем в компаниях, работающих на внутренний рынок.

Либерализация энергетики. Мексика является 6-м по значению в мире производителем сырой нефти и 2-м поставщиком нефти в Соединенные Штаты. Тем не менее, несмотря на высокие цены на энергоносители, государственная нефтяная компания ПЕМЕКС находится в тяжелом финансовом положении и объем ее производства постоянно сокращается. Без существенных внутренних и иностранных вливаний, компания не сможет обеспечить добычу нефти, находящейся в глубоководных месторождениях Мексиканского залива.

Но осуществить реструктуризацию деятельности ПЕМЕКС не просто. Сложилось традиционное опасение, что иностранный контроль над природными ресурсами приведет к потере национального суверенитета. Но ПЕМЕКС нуждается в большей независимости от государства в целях более эффективного использования привлеченных инвестиций. Хотя достижение этой цели может оказаться политически сложным (в силу стремления мексиканского правительства сохранить контроль над нефтяной отраслью), но экономически необходимо в целях сохранения в государственной собственности этой монопольной компании.

Либерализация грузоперевозок. Другим важным вопросом является либерализация транспортной отрасли. В Соглашении предусматривается свободное пересечение границы американскими и мексиканскими автоперевозчиками. На деле же политика США требует от мексиканских экспедиторов, перевозящих товары, предназначенные для Соединенных Штатов, разгружать груз на складах во внешнеторговых зонах в 25 милях от границы, с целью дальнейшей его транспортировки местными автомобильными компаниями до конечного пункта назначения.

Либерализация трансграничных перевозок была отложена, якобы из-за соображений безопасности, но скорее по политическим причинам, поскольку 80% торговли США с Мексикой осуществляется автомобильным транспортом. Однако урегулирование данной ситуации имеет первостепенное значение. В настоящее время задержка с открытием американского рынка для мексиканских перевозчиков стоит американцам порядка 200-400 млн долл. в год из-за более высоких транспортных тарифов. И это далеко не все проблемы, которые стоят перед Мексикой на пути либерализации торговли.

Среди эффектов североамериканской интеграции, отрицательно сказывающихся на экономике Мексики, можно назвать:

· разорение мелких и средних мексиканских предприятий в результате переноса американских и канадских трудоемких и «грязных» производств в Мексику;

· субсидирование американского сельскохозяйственного экспорта в Мексику, вследствие чего происходит разорение фермерских хозяйств;

· нарастающий разрыв в уровне доходов среди разных слоев мексиканского населения.

Однако все эти негативные эффекты интеграции носят краткосрочный характер. Экономическая интеграция в рамках НАФТА – это длительный и сложный процесс, но преодоление этих проблем имеет первостепенное значение. В долгосрочной перспективе открытость экономики для внешней торговли, формирование благоприятного инвестиционного климата и емкого растущего внутреннего рынка позволят Мексике повысить привлекательность для иностранных инвесторов. Мексиканские производители получили свободный доступ на емкие рынки США и Канады, что является важным фактором роста объема промышленного производства.

Выводы по 1-ой главе

В отличие от Европейского союза, где инициатива о создании интеграционной группировки исходила от высших органов власти стран-участниц, в Северной Америке интеграция шла снизу вверх, то есть сотрудничество американских и канадских компаний на микроуровне получило закрепление на межгосударственном уровне.

Интеграционные процессы в рамках НАФТА оказали существенное влияние на экономики США, Канады и Мексики. Интеграционное объединение НАФТА, которое в настоящее время является одной из крупнейших зон свободной торговли в мире, демонстрирует явные преимущества от либерализации торговли. Соглашение внесло значительный вклад в экономический рост и повышение уровня жизни населения во всех трех странах. В ходе углубления интеграции страны учредили совместные предприятия по производству товаров и услуг, что позволило канадским, мексиканским и американским фирмам упростить доступ к технологиям, снизить издержки производства, а также активизировать сотрудничество во взаимных рамках с целью укрепления позиций этих стран на международных рынках. Благодаря участию в НАФТА, не просто растут темпы промышленного производства, но и увеличивается доля в нем наукоемкой продукции, хоть и в разной степени по странам-участницам.

Однако благотворное влияние интеграции в рамках НАФТА на экономики стран-партнеров неравномерно, больший экономический эффект получают США, имеющие самый емкий внутренний рынок в объединении. США являются экономическим и политическим лидером в группировке, и как следствие, наиболее интенсивные торгово-экономические связи установились между США-Канадой и США-Мексикой, и более слабые связи между Канадой и Мексикой. Канада и Мексика являются скорее конкурентами на американском рынке товаров, услуг, рабочей силы и соперниками по привлечению инвестиций и технологий из США. Но в последнее время, благодаря позитивному влиянию североамериканской интеграции, между Канадой и Мексикой также растет уровень экономической взаимозависимости и интенсивность взаимовыгодного сотрудничества. К примеру, после вступления в силу НАФТА, значительно увеличились канадские инвестиции в Мексику в такие отрасли, как горнодобывающая промышленность, банковский сектор и телекоммуникации. В Мексике наметился рост производства в автомобилестроении и производстве компьютеров. В Канаде наибольшие экономические преференции от участия в НАФТА получили такие сферы, как автомобилестроение, химическая промышленность, горнодобыча.

Несмотря на преобладание преимуществ от участия в НАФТА, есть и издержки для экономик стран. Одна из них – иностранная конкуренция – негативно отражается на уровне занятости в США и Канаде, так как многие американские и канадские ТНК перенесли трудоемкие производства в Мексику с учетом фактора дешевой рабочей силы. Но потеря рабочих мест в трудоемких отраслях сбалансирована появлением новых рабочих мест в сфере услуг, в капиталоемких и техноемких отраслях. Также к негативным факторам относится то, что из-за повышения зависимости от американского рынка возросла уязвимость экономик Канады и Мексики, что особенно ярко проявляется в периоды экономических спадов в США.

В целом, во всех трех странах НАФТА растут объемы торговли, потоки прямых иностранных инвестиций, уровень занятости. В результате, НАФТА является ярким примером успешной экономической интеграции между странами с разными уровнями экономического развития.

Глава 2. Статистический анализ социально-экономического развития и конкурентоспособности страны (на примере США)

В первой главе мы рассмотрели НАФТА и определили для себя степень влияния зоны свободной торговли на страны-участники. Проводя статистический анализ социально-экономического развития и конкурентноспособности страны, нельзя обойти вниманием понятие государственного долга и внешнего долга, которые стоит отличать друг от друга. Для наиболее яркой иллюстрации данных понятий и более детального изучения социльно-экономического развития на примере конкретной страны-участницы НАФТА, я выбрал США.


Год
Динамика объема ВВП США 10358,91 10696,92 11056,03 11592,52 12360,92 13182,68 13947,42 14573,94
Государственный долг США (% от ВВП) 51,3 52,0 53,5 56,0 56,4 56,3 55,3 55,6

www.treasury.gov

Год
Динамика объема ВВП США 14816,69 14516,28 15058,50 15634,83 16348,12 16911,09 - -
Государственный долг США (% от ВВП) 64,0 76,3 85,6 90,1 94,3 96,1 - -

www.treasury.gov

И если государственный долг США по данным Министерства финансов США на 30 мая 2014 года составлял около 17,516,958,495,107 долларов, то долг иностранным кредиторам представлял собой почти 35% общего госдолга и был равен $5960,9 трлн.

В 2003 году долг США составлял 58,5% ВВП, за десять лет этот показатель увеличился почти вдвое до 104,5%. А в абсолютном размере государственный долг за этот же период увеличился в 17558,54/6735,52 = 2,6 раз или 260,69%. В то время как темп роста объёмов внешнего долга составил 380,34%. К тому же, государственный долг стал превышать ВВП страны и составил 17558,54 млрд. долл. при ВВП равном 16799,7 млрд. долл. Обратимся к графику, чтобы лучше рассмотреть динамику госдолга США.

Темпы роста государственной задолженности не замедлялись в течение рассматриваемого периода, и заметно опережают темпы роста ВВП. При этом в 2003 г. внешний долг составлял 22,6% в структуре госдолга США, а в 2013 уже 33%. Это означает, что внешний долг занимает всё большую часть в государственном долге, т.е. число внешних заимствований США растёт по сравнению с внутренними.

Начиная с 2014 года, наблюдался резкий рост отношения госдолга к ВВП, который вылился в превышение размеров долга над размерами ВВП. В 2013 г. отношение это составило 104,5% и в 2012 г. впервые с 40-хх годов ХХ в., когда соотношение госдолга с ВВП достигло максимального значения в 121,2%, госдолг вновь превысил уровень ВВП (102,4%). Однако стоит отметить, что такое соотношение является далеко не самым критичным, если сравнивать его с показателями других стран. Например, в Японии государственные обязательства почти в три раза больше ВВП страны.

Наши рекомендации