Структура рынка
Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
1. тесная связь между ее элементами;
2. определенная устойчивость этих связей;
3. целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:
По объектам:
1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
2. рынок рабочей силы;
3. рынок средств производства (капитал);
4. рынок ценных бумаг, валюты;
5. рынок научно-технических разработок, патентов;
6. рынок информации;
7. рынок средств обращения;
8. рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
9. рынок лицензий и др.
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
По субъектам:
1. рынок покупателей;
2. рынок продавцов;
3. рынок государственных учреждений;
4. рынок промежуточных продавцов-посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
В пространственном разрезе выделяют:
1. местный (локальный) рынок;
2. региональный рынок;
3. внутренний рынок;
4. внешний рынок;
5. национальный рынок;
6. мировой рынок.
По формам контакта различают:
1. рынки на личном контакте;
2. рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения:
1. равновесный рынок;
2. дефицитный рынок;
3. избыточный рынок.
По степени зрелости:
1. неразвитый рынок;
2. развитый рынок;
3. формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
1. свободный рынок;
2. монополистический рынок;
3. олигополистический рынок.
По соответствию действующему законодательству:
1. легальный рынок;
2. нелегальный рынок;
По отраслям:
1. автомобильный рынок;
2. компьютерный рынок и т.д.
По характеру продаж:
1. оптовый рынок;
2. розничный рынок.
С учетом ассортимента товаров:
1. замкнутый рынок (товары только одного производителя);
2. насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);
3. рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);
4. смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).
Существует еще много других признаков классификации рынков. Однако деление рынков на виды в определенной степени условно, так как в жизни один и тот же рынок может отражать разные признаки. Так, местный рынок может быть одновременно и оптовым, и розничным, а рынок несовершенной конкуренции - государственным или частным.
Эволюция взглядов на понятия «рынок»
Прежде всего следует отметить, что рынок - это обязательный компонент товарного производства или, по словам Н.Бухарина, обратная сторона товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.
Объективная необходимость рынка вызвана всеми теми причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства, а именно: общественное разделение труда, полиморфизм собственности, характер труда, необходимость тесной связи с мировой экономикой путем внешней торговли, выхода на мировое экономическое пространство.
Понятие рынка многогранно, и по мере развития общественного производства и обращения оно неоднократно изменяло свое содержание.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение и в современной экономической литературе. Так, французский экономист-математик Курно считает, что под термином "рынок" следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны и цены легко и быстро выравниваются. В таком определении рынка сохраняется его пространственная характеристика, но она не является исчерпывающей, к ней добавляются новые черты.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальности, ибо формируется новая структура общественного производства - сфера обращения. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской экономической литературе. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. Последнее гораздо шире, ибо включает не только товарное обращение (товарно-денежный обмен), но и денежное обращение, в том числе современный рынок ценных бумаг.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения рынка как совокупности покупателей (Ф.Котлер в кн.: Основы маркетинга) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (Джевонс в кн. А.Маршалла "Принципы политической экономии").
Но такие определения рынка нельзя считать полными, так как они не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей и посредников как продавцов, потребителей и посредников как покупателей) и отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
С появлением товара "рабочая сила" рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.
Весьма важен воспроизводственный аспект характеристики рынка. Это понятие расширяется и воспринимается как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форма реализации движения его составных частей. В результате появляются такие определения рынка, как: совокупности экономических отношений, с помощью которых осуществляется обращение общественного продукта в товарно-денежной форме, или как сферы реализации части совокупного общественного продукта, в процессе которого проявляются присущие данному способу производства экономические отношения по поводу производства и потребления материальных благ.
Между определением рынка как сферы обращения и совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница: в первом случае акцент делается на объект рыночных отношений - наличие товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором - на отношения, выражающие сущность категории "рынок".
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существует два типа хозяйственных связей:
1. натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
2. товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
Характерными чертами последнего являются взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Эти связи могут быть только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствует о деформации рыночных связей. По форме они скорее приближаются к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождаются формальными актами купли-продажи.
Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. В.С.Немчинов писал: "Если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой... вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте... такая... система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана". Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергающая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества (в этом смысле она выступает антиподом рыночной формы функционирования экономики), действительно привела к глубокому кризису и должна быть сломана.
Теоретически доказано, а мировым историческим опытом подтверждено, что механизм обратных связей есть непременное условие устойчивости и эффективности любой экономической системы. Попытки заменить обратные связи административным командованием неизбежно оборачиваются деформацией не только рынка, но и всей экономической системы, возникновением глубоких диспропорций, всеохватывающего дефицита, утратой роли экономических интересов как движущей силы экономического развития.
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка как способа (или формы) организации и функционирования экономических связей хозяйствующих субъектов, основанного на принципах свободной купли-продажи и как общественной формы функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Таким образом, современный рынок - это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые непосредственные многозвеньевые контакты с участием посредников.
Все рассмотренные нами определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления и раскрывают разные грани этого явления.