Интеграционные процессы в экономике
Международное разделение труда является базовым элементом такой важной и постепенно усиливающейся в мире закономерности, как интернационализация экономики. Интернационализация экономики определяется как «процесс развития экономических связей между национальными хозяйствами, когда экономика одной страны выступает частью мирового хозяйственного процесса, который углубляется на основе международного разделения труда (МРТ), производственной и научно-технической специализации и кооперации»[53].
Под интернационализацией экономики понимается также все, что связано с объединением усилий экономических субъектов различных стран в целях решения каких-либо общих международных экономических задач.
Тенденция к интернационализации экономики определяется как растущими возможностями отдельных национальных экономик, так и потребностями, которые не могут быть удовлетворены усилиями отдельных стран. Во второй половине ХХ в. процесс интернационализации шел чрезвычайно высокими темпами, что было связано с новыми возможностями роста эффективности экономики, обусловленными развитием НТР, углублением и развитием международного разделения труда, а также все более отчетливым осознанием людьми общности целого ряда проблем, с которыми человечество столкнулось в этом веке. Имеются в виду такие проблемы, как угроза уничтожения цивилизации вследствие использования ядерного оружия в военных конфликтах, общепланетарный экологический кризис, опасность выхода из-под контроля людей новейших видов техники и технологии, необходимость освоения мирового океана и космического пространства, борьба с бедностью, СПИДом и другими массовыми эпидемиями, необходимость борьбы с международным терроризмом и т.п.
Кроме углубления международного разделения труда интернационализация экономики проявляется в формировании элементов интернациональных производительных сил (в виде общих технологических знаний человечества, производственных комплексов, формирующихся и функционирующих вследствие развития процессов международного кооперирования, объектов глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, общих космических станций и т.п.), во все расширяющемся и ускоряющемся мировом процессе массовых перемещений производственных ресурсов (в первую очередь финансовых, интеллектуальных и информационных), в формировании наднациональных институтов, призванных координировать усилия различных стран в решении тех или иных общих проблем. В целом интернационализация экономики характеризуется в настоящее время как универсальный закон современной экономической жизни, роль которого будет усиливаться по мере развития и обострения проблем человеческой цивилизации.
Интернационализация тесно связана с интеграционными процессами в экономике. Интеграцией называется «экономическая форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения скоординированной экономической политики на национальном и международном уровнях»[54]. Если в процесс интернационализации вовлечены в той или иной мере все страны мира, то в интеграционные образования различного рода объединяются только наиболее подготовленные для этого совокупности стран.
Степень переплетения отдельных национальных экономик и координация их экономической политики в рамках различных интеграционных образований могут отличаться разными уровнями. Если интеграция осуществляется в самой простой форме — в форме создания зоны свободной торговли, то при этом только лишь отменяются торговые ограничения между странами–участницами (в первую очередь таможенные пошлины). Если интеграция происходит в форме таможенного союза, то не только устанавливается зона свободной торговли между странами–участницами, но и вводятся единые внешнеторговые тарифы и проводится единая внешнеторговая политика. В случае создания интеграционного объединения стран в форме общего рынка наряду со снятием ограничений во взаимной торговле и установлением единых внешних тарифов обеспечивается свободное передвижение капиталов и рабочей силы в пределах интеграционного блока; между странами-участницами согласуется не только внешнеторговая, но и экономическая политика в целом. Наиболее сложной формой экономической интеграции между странами являются экономические (и валютные) союзы. В рамках таких интеграционных объединений проводится общая экономическая и валютно-финансовая политика. Первоначально цели интеграционных объединений носили преимущественно экономический или социально-экономический характер. Например, страны нередко интегрировали свои экономики ради облегчения доступа к необходимым сырьевым и финансовым ресурсам и передовым технологиям, ради обеспечения большей защищенности от конкуренции, для облегчения решения национальных социальных проблем. В настоящее время цели ряда интеграционных объединений имеют не только экономическую, но и политическую основы.
Из всех интеграционных объединений в мире в настоящее время наиболее значимыми являются Европейский союз (ЕС), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Наиболее зрелым интеграционным объединением является Европейский союз, который образовался (под данным названием) 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений. До этого данное объединение называлось Европейским сообществом. Оно возникло в 1967 г. как результат слияния трех ранее самостоятельных региональных организаций: Европейского объединения угля и стали, существовавшего с 1952 г., Европейского экономического сообщества (ЕЭС), созданного в 1958 г. на основе Римского договора 1957 г., и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), существовавшего с 1958 г.
После одобрения и ратификации всеми членами ЕС Единого европейского акта (он вступил в силу 1 июля 1987 г.) ЕС стал выполнять функции не только единого внутреннего рынка, но также и согласования внешней политики и обеспечения безопасности, т.е. стал интеграционным образованием не только экономического, но и политического характера.
В результате Маастрихтских соглашений (1991 и 1992 гг.) в рамках ЕС уже с января 1999 г. действует единая валюта — евро, а с середины 2002 г. все страны ЕС окончательно перешли на расчеты в евро и начался завершающий этап формирования единого центра валютной и денежно-кредитной политики ЕС в лице Европейского Центрального банка (ЕЦБ) и Европейской системы центральных банков по типу Федеральной резервной системы США.
В настоящее время в ЕС в качестве полноправных членов входят 15 европейских стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. В ближайшие годы в ЕС могут быть приняты еще 11 восточноевропейских стран. На долю этого формирования приходятся почти 30% капитала МВФ и Всемирного банка (доли США и Японии составляют 18 и 6%).
Интеграционное объединение ЕАСТ возникло на основе Стокгольмской конвенции 1960 г. и включает в себя лишь семь стран — Австрию, Исландию, Норвегию, Финляндию, Швейцарию и Лихтенштейн, который имеет таможенную унию со Швейцарией. Данное объединение является лишь зоной свободной торговли, причем применительно только к промышленным товарам. Все последние годы идет сближение ЕАСТ с ЕС.
Исключительно активно интеграционные процессы развиваются в Северной Америке. В течение длительного времени сближение национальных экономик осуществлялось здесь на корпоративных и отраслевых уровнях и не оформлялось с помощью официальных договоров между странами. Только в 1988 г. было заключено американоканадское соглашение о свободной торговле и лишь в 1992 г. к этому соглашению присоединилась Мексика. В результате возникло интеграционное объединение под названием Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Несмотря на относительно непродолжительный период существования НАФТА, степень взаимодействия и интегрирования североамериканской экономики расценивается как близкая или даже превосходящая западноевропейскую.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) объединяет Японию, Австралию, Новую Зеландию, Китай, а также значительный круг стран региональной группировки АСЕАН и района Океании. Данное интеграционное сообщество было создано в 1989 г., но первая встреча руководителей входящих в него стран состоялась лишь в 1993 г. Это говорит о слабых пока еще связях стран-участниц в рамках АТЭС. Экономика многих из этих стран теснее связана с экономиками США, Южной Кореи, Тайваня, чем с экономикой членов АТЭС.
Тем не менее, за этим интеграционным объединением видится большое будущее. Уже сейчас АТЭС является самым быстро развивающимся районом мира. На его долю, по оценкам специалистов, приходятся около 40% населения, 55% ВВП, 42% потребления электроэнергии и свыше 55% инвестиций всего мира. За время существования АТЭС средние таможенные тарифы его участников сократились с 15 до 9%. Доля американского экспорта в этом регионе выросла до 70%[55]. Предполагается, что к 2015 г., когда в рамках АТЭС будет реально действовать зона свободной торговли (для развитых стран), на долю этого объединения (без стран НАФТА) будут приходиться около 35% мирового ВВП, а вместе с НАФТА — не менее 60% мирового ВВП.
На фоне перечисленных интеграционных образований роль СНГ как объединения стран (бывших республик в составе СССР) выглядит пока очень скромной. Это обусловлено как общим длительным экономическим спадом в данных странах, так и фактическим свертыванием экономических связей стран СНГ друг с другом (в результате действия ряда факторов экономического и политического порядка). Обобщенная характеристика роли различных интеграционных группировок в общих мировых экономических показателях представлена в табл. 17.1[56].
Таблица 17.1
Доля региональных объединений в мировых экономических
показателях, %
Как видно из приведенных данных, по главному экономическому показателю — ВВП — доли трех ведущих интеграционных объединений примерно равны. При этом сравнение их долей в мировом ВВП с долями в мировом населении говорит об огромном отрыве НАФТА и ЕС от АТЭС по среднедушевым доходам, т.е. по уровню жизни. Отставание НАФТА и ЕС от АТЭС по долям в мировых инвестициях при их объемах ВВП говорит о ведущей роли НАФТА и ЕС в уровнях экономической эффективности производства, а лидерство этих же блоков в экспорте оружия — об их ведущей роли в ускоренном развитии научно-технического прогресса.