За каждую правильно названную позицию 2 балл
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8-9 КЛАСС. 2016/2017
Время выполнения: 60 минут. 100 баллов.
Выберите правильный вариант ответа из предложенных.
1.1. К правам ребёнка в семье относится право
1) свободно распоряжаться имуществом родителей
2) выбора способа воспитания
3) на заботу родителей о себе
4) собственности на доходы, полученные родителями
1.2. Продукт труда, изготовленный для продажи, - это
1) имущество | 2) сырьё | 3) товар | 4) наследство |
1.3. Обязанностью гражданина РФ является:
1) участие в выборах
2) уплата налогов и сборов
3) участие в работе судов
4) обращение в государственный орган с предложениями
1.4. Какие признаки характеризуют отношения школьных товарищей, совершающих туристическую поездку во время каникул
1) сугубо формальный характер 2) дружба | 3) знакомство 4) эмоционально-позитивное отношение |
1.5. К социальным правам гражданина относят
1) презумпцию невиновности 2) свободу слова, мысли, мирных собраний | 3) право на защиту материнства и детства 4) право на свободу творчества |
1.6. Основная цель экономической деятельности
1) снижение затрат производства 2) удовлетворение потребностей людей | 3) устранение неравенства доходов 4) увеличение индивидуальных доходов |
1.7. Понятие «общество» включает в себя
1) весь окружающий мир 2) природную среду обитания | 3) способы взаимодействия людей 4) полный разрыв отношения с природой |
За каждую правильно указанную позицию – 2 балл. Максимум – 14 баллов.
2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.
2.1. Уплата неустойки, признание права, компенсация морального вреда, возмещение убытков.
2.2. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
2.3. Начальное, основное, полное, высшее.
2.4. Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество.
____________________________________
За каждую правильно указанную позицию – 3 балла. Максимум – 12 баллов.
3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.
3.1.Монархия, абсолютная, неограниченная, конституционная, республика.
3.2.Плотники, каменщики, крановщики, маляры, строительные материалы.
3.3. Конституция, федеральный закон, указ Президента, кодекс.
____________________________________
За каждую правильно указанную позицию – 3 балла. Максимум – 9 баллов.
Лингвистический конструктор. Из приведенных слов и словосочетаний выберите два термина и составьте определение обществоведческих понятий. Одни и те же слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.
Организация, политика, индивидуальные особенности, политическая партия, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, способности, участвующая в борьбе за власть, деятельность.
4.1. Ответ:_______________
_________________________
4.2. Ответ:_______________
_________________________
За каждое правильно указанное понятие – 2 балл. За правильное определение - 3 балла. Максимум – 10 баллов.
Оцените суждения как верные или неверные.
5.1. А. «Главным в характеристике личности является общественная сущность».
Б. «Новорождённый человек является индивидом, но не личностью».
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
5.2. А. Природа и общество неразрывно связаны.
Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
5.3. А. Права человека носят всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.
Б. Права человека неделимы: каждый человек обладает всей совокупностью прав.
1) верно только А | 2) верно только Б | 3) верны оба суждения | 4) оба суждения неверны |
5.1 | 5.2 | 5.3 |
За каждую правильно названную позицию 2 балл.
Максимальный балл – 6.
6. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):
6.1.Президент Российской Федерации вправе отменить закон, противоречащий Конституции Российской Федерации.
6.2. Проблему ограниченности ресурсов может решить только рыночная экономика.
6.3. Чем масштабнее конфликт, тем реже он встречается.
6.4. Свобода личности – законодательно закрепленная возможность получать материальные, духовные и иные блага.
6.5. Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
6.6. При прочих равных условиях, реклама здорового образа жизни способствует увеличению спроса на услуги тренажерных классов.
6.1 | 6.2 | 6.3 | 6.4 | 6.5 | 6.6 |
За каждую правильно указанную позицию – 3 балла. Максимум – 18 баллов.
7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов или словосочетаний из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть такие, которые в тексте могут и не встречаться.
«Создание разнообразных благ, способных удовлетворять многочисленные потребности человека, предполагает _______(1), в ходе которой преобразуется вещество природы. То, что участвует в процессе производства и способствует созданию конечного продукта, носит название экономического ресурса, или _________(2).
Изначально _______(3) была основным средством производства, определявшим благосостояние народов. К этому понятию относятся не только собственно географические территории, но и все заключенное в их недрах (нефть, газ и др.), а также лесные угодья, гидроресурсы, рыбные богатства. Процесс производства невозможен и без _______(4). Именно человек является инициатором, организатором и активным участником производственного процесса. Немаловажным экономическим ресурсом является _______(5) .В одних случаях он отождествляется со средствами производства, в других – с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. За экономическими ресурсами стоят определенные группы людей: работники, собственники средств производства, за таким ресурсом как _______(6) - организаторы производства, управленцы. Каждая из групп претендует на определенную долю в общем доходе: работники получают доход в форме _______ (7), _______ (8) - процент, _______ (9) - ренту, _______ (10) - прибыль. По поводу этого дохода между его владельцем и _______ (11) возникает система сложных экономических отношений».
Список понятий:
1) труд человека 2) предпринимательская деятельность 3) земля 4) производственная деятельность 5) дивиденды | 6) деньги 7) фактор производства 8) хозяйственная деятельность 9) капитал 10) собственник земли | 11) заработная плата 12) государство 13) собственник капитала 14) предприниматель 15) общество |
За каждую правильно указанную позицию – 1 балл. Максимум – 11 баллов.
Решите правовую задачу.
16-летний учащийся школы Сергей Майоров, воспользовавшись невнимательностью сотрудников магазина «Перекресток», утащил с прилавка товары на общую сумму 470 рублей. Какое правонарушение совершил Сергей? К какому виду ответственности относится данное правонарушение?
Ответ: ___________________
_________________________
За каждую правильно указанную позицию – 4 балла. Максимум – 8 баллов.