Зависит ли – и если да, то каким образом - конкуренция на рынке от прочности гарантий прав собственности на промышленные активы и земли?
Вопросы для размышления к теме 1.
1.О каком рынке (или каких рынках) по всем классификациям идет речь в следующем аналитическом отрывке:
«Молоко – это полезный и важный продукт питания, и рынок молока – это один из важнейших российских продовольственных рынков. Молоко и молочные продукты составляют около 15% минимального набора продуктов, необходимых человек, .производство молока выросло и составляет сейчас примерно 675 млн.т в год. Движущей силой в отрасли становятся хорошая продуктивность и высокие мировые цены. Это относится к развитым и развивающимся странам. В некоторых странах этой группы рост производства очень высок – 8% в Аргентине, 18% - в Китае, 3% - в Бразилии, 3% - в Индии.
Доля ЕС в мировой торговле в мировом торговле молочными продуктами постоянно сокращается. В конечном счете ЕС может уступить Новой Зеландии свои позиции крупнейшего экспортера молочной продукции в количественном выражении»
2. К каким рыночным структурам принадлежат следующие отрасли экономики России:
· банковский сектор
· нефтепереработка
· пищевая промышленность
· электроэнергетика
· услуги парикмахеров
· услуги доступа к Интернет
3. По расчетам ФАС России, на территории пяти федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Южный, Уральский) «Евроцемент групп» производит более 50% цемента. Можно ли на основании данной информации отнести компанию к доминирующей фирме? Какая еще информация необходима для того, чтобы принять компетентное решение?
4. Возможна ли и желательна ли конкуренция на рынках стратегического сырья? Приведите примеры в большей степени конкурентных и в большей степени концентрированных и регулируемых со стороны государства подобных рынков в различных странах. Что можно отнести к стратегическому сырью?
5. В 2005 году ФАС России выдала ОАО «СУЭК», занимающейся добычей, переработкой и реализацией угля, предписание предварительно согласовать с федеральным антимонопольным органом типовые формы договоров поставки углей и использовать их для заключения договоров с конкретными потребителями. С какой целью это предписание было сделано? Что могло бы произойти при его отсутствии?
Предписание ОАО "СУЭК" в связи с выдачей разрешений на консолидацию угольных активов |
Дата принятия решения - 19 января 2005Дата публикации на сайте - 19 января 200516:55
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона РСФСР от 22.03.91 №948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее Закон "О конкуренции…") Федеральная антимонопольная служба рассмотрела ходатайства ОАО "СУЭК" (115114, г.Москва, Дербеневская, наб., д.7, стр.22; основной вид деятельности - добыча, переработка, реализация угля) о приобретении 100 процентов акций с правом голоса ОАО "Разрез Назаровский", ОАО "Разрез Березовский-1", ОАО "Разрез Бородинский", ОАО "ИК Соколовская", ОАО "Шахтоуправление Котинское", ООО "Разрез Камышанский", ОАО "Разрез Майский", ОАО "Шахта Комсомолец", ОАО "Шахта Егозовская", ЗАО "Шахта Октябрьская", ОАО "Шахта Полысаевская", ОАО "Шахта им. 7 ноября", ОАО "Шахта Колмагоровская", ОАО "Шахта им. С.М. Кирова", ОАО "Шахта Красноярская", ОАО "Шахтострой", ОАО "Ленинское автотранспортное предприятие Автомобилист", ОАО "Сибирский научно-исследовательский институт углеобогащения", ОАО "Кузбассинвестуголь", ОАО "Черногорский ремонтно-механический завод", ОАО "Погрузочно-транспортное управление", ОАО "Уголь-С", ОАО "УПиР", ОАО "УМДиГРШО №1", ОАО "Энергоуправление", ОАО "АПК Сибирь", ЗАО "Приморская угольная компания", ОАО "Приморскуголь", ЗАО "Приморскуглесбыт", ОАО "Ургалуголь", ОАО "Разрез Тулунский", ОАО "Разрез Харанорский" ОАО "Читинская угольная компания", ОАО "Разрез Тугнуйский", ЗАО "Хакасуголь", ОАО "Разрез Изыхский", о приобретении доли в уставном капитале ООО "Саянсоюзсервис" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Хакасразрезуголь" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Сиб-Дамель-Новомаг" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Фалькон лизинг" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Транспортресурс-Холдинг" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Гидрошахта Липовецкая экспериментальная" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Правобережное" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Ургальская угольная компания" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Северный Ургал" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Компания Востсибуголь" в размере 100 процентов, о приобретении доли в уставном капитале ООО "Лестоппром" в размере 100 процентов, о приобретении 100 процентов основных производственных средств и нематериальных активов ООО "ТД РусИнкор", о приобретении прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа ООО "Разрез Черемховский", о приобретении 46 процентов акций с правом голоса ОАО "Хабаровскэнерго", о приобретении 47 процентов акций с правом голоса ОАО "Кузбассэнерго", о приобретении 47 процентов акций с правом голоса ОАО "Дальэнерго", о приобретении 47 процентов акций с правом голоса ОАО "Бурятэнерго", о приобретении 45 процентов акций с правом голоса ОАО "Читаэнерго", о приобретении 47 процентов акций с правом голоса ОАО "Амурэнерго", о приобретении 48 процентов акций с правом голоса ОАО "Омскэнерго", о приобретении 45 процентов акций с правом голоса ОАО "Алтайэнерго", уведомление о создании ЗАО "Шахта Красноярская", а также представленные документы и информацию и на основании проведенного анализа установила.
Группа лиц ОАО "СУЭК" занимает доминирующее положение на рынке поставки энергетического угля для производства тепловой и электрической энергии более чем 5 в субъектах Российской Федерации. Кроме того, группа лиц ОАО "СУЭК" занимает доминирующее положение на рынке поставки энергетического угля на коммунально-бытовые нужды более чем в 5 субъектах Российской Федерации.
Доминирующее положение группы лиц ОАО "СУЭК" на рынке поставки энергетического угля для производства тепловой и электрической энергии и на рынке поставки энергетического угля на коммунально-бытовые нужды усиливается получаемым группой лиц ОАО "СУЭК" в результате совершения рассмотренных сделок ресурсным потенциалом в сфере добычи энергетического угля. Приобретаемые ОАО "СУЭК" угледобывающие предприятия расположены в крупнейших угледобывающих регионах Российской Федерации: доля группы лиц ОАО "СУЭК" в сфере добычи энергетического угля составляет более 35% общей добычи энергетического угля в Российской Федерации.
Ни один из участников сферы добычи энергетического угля не обладает сравнимым с группой лиц ОАО "СУЭК" ресурсным потенциалом. Возможности угледобычи, имеющиеся у группы лиц ОАО "СУЭК", могут привести к возникновению доминирующего положения группы лиц ОАО "СУЭК" на тех рынках энергетического угля, тепловой и электрической энергии, на которых группа лиц ОАО "СУЭК" в настоящее время не занимает доминирующего положения, и ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Учитывая, что удовлетворение перечисленных выше ходатайств может привести к ограничению конкуренции на рынках энергетического угля, тепловой и электрической энергии, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения группы лиц ОАО "СУЭК", и, руководствуясь пунктом 5 статьи 18 Закона "О конкуренции…", Федеральная антимонопольная служба приняла решение выдать предписание ОАО "СУЭК" о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:
1. Предварительно согласовать с федеральным антимонопольным органом типовые формы договоров поставки углей и использовать их для заключения договоров с конкретными потребителями. В случае изменений существенных условий поставки типовые формы договоров также направляются для согласования в федеральный антимонопольный орган.
2. Заключать договоры на поставку углей на условиях, не допускающих компенсации группой лиц ОАО "СУЭК" или аффилированными лицами, занимающими доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, за счет потребителей необоснованных затрат или получения прибыли существенно более высокой, чем это может быть в условиях конкуренции или в иных сопоставимых условиях. В частности, цена реализации угля потребителям, не имеющим возможность заменить в потреблении поставляемый ОАО "СУЭК" уголь, не должна необоснованно превышать цену реализации угля с аналогичными качественными характеристиками потребителям, имеющим возможность заменить поставляемый ОАО "СУЭК" уголь на другой вид топлива или на уголь, реализуемый хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО "СУЭК".
3. Информировать федеральный антимонопольный орган о каждом приобретении и / или продаже 5% и более акций (долей) в уставных капиталах юридических лиц, основных производственных средств и нематериальных активов, совершенном группой лиц ОАО "СУЭК" на соответствующих рынках энергетического угля, тепловой и электрической энергии, не позднее 30 дней со дня совершения указанных сделок.
4. Запрещается, за исключением случаев чрезвычайных обстоятельств, заключение договоров купли-продажи, иных договоров и соглашений, связанных с поставкой угля, добываемого и (или) реализуемого хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО "СУЭК". Уведомлять федеральный антимонопольный орган обо всех случаях приобретения угля, добываемого и (или) реализуемого хозяйствующими субъектами, не входящими в группу лиц ОАО "СУЭК", с представлением всех необходимых документов, подтверждающих факт наступления чрезвычайных обстоятельств, в течение 30 дней с момента такого приобретения.
5. Информировать соответствующих потребителей обо всех предполагаемых прекращениях, уменьшениях и (или) увеличениях объемов, предусмотренных годовыми договорами поставки угля субъектам электроэнергетики более чем на 25%, а также об увеличении цены реализации угля более чем на величину текущего ежемесячного значения годовой инфляции по промышленности по данным федерального органа государственной статистики, не позднее чем за 90 дней до совершения указанных действий.
6. Приобретать (получать) энергетический уголь для целей поставки потребителям только напрямую с угледобывающих предприятий, входящих в группу лиц ОАО "СУЭК", по соответствующим договорам.
7. При наличии соответствующих заявок от потребителей ОАО "СУЭК" или угледобывающие предприятия группы лиц ОАО "СУЭК" не вправе необоснованно отказать потребителям в заключении договоров на поставку (реализацию) энергетического угля.
8. Заключать договоры на эксплуатацию (пользование) подъездных путей, принадлежащих на правах собственности или других законных основаниях хозяйствующим субъектам группы лиц ОАО "СУЭК", на недискриминационных условиях, не допускающих компенсации группой лиц ОАО "СУЭК" или аффилированными лицами за счет контрагентов необоснованных затрат или получения прибыли существенно более высокой, чем это может быть в условиях конкуренции или в иных сопоставимых условиях.
9. Довести до сведения всех потребителей настоящее Предписание в срок не позднее чем через 30 дней со дня его получения, а также доводить настоящее Предписание до сведения всех вновь появившихся потребителей перед заключением договоров на поставку угля.
Федеральный антимонопольный орган оставляет за собой право скорректировать настоящее Предписание в связи с возможностью изменения ситуации на рынках энергетического угля, тепловой и электрической энергии в Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган уведомляет, что неисполнение настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц в размерах, установленных частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с пунктом 9 статьи 18 Закона "О конкуренции…" неисполнение предписаний антимонопольного органа является основанием для признания указанных сделок недействительными полностью или частично.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона "О конкуренции…" настоящее Предписание может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Зависит ли – и если да, то каким образом - конкуренция на рынке от прочности гарантий прав собственности на промышленные активы и земли?