Управление правовой работой
Правовая работа, которая является сложной взаимосвязанной деятельностью групп и коллективов людей, предполагает принятие мер по руководству, управлению самой правовой работой в целях поддержания должного уровня ее осуществления и достижения необходимых результатов.
В странах с высоким уровнем социальной организации правовая работа должна строиться, прежде всего, как саморегулирующаяся деятельность. Однако для такой сложной и значимой области возможностей саморегуляции недостаточно, практически всегда существует необходимость в управляющем воздействии на правовую работу со стороны государства в лице соответствующих органов.
В СССР согласно Положению о Министерстве юстиции СССР, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 21 марта 1972 г. № 194, министерство осуществляло методическое руководство правовой работой путем издания методических указаний и рекомендаций, совместно или по согласованию с другими органами государственного управления, ознакомления на местах с состоянием правовой работы, выполнения других мероприятий.
В условиях господства частной собственности в экономике само понятие правовой работы, необходимость ее проведения и возможность государственного руководства этой работой и юридическими службами некоторыми учеными ставятся под сомнение.
Опыт показывает, что полный отказ со стороны государства от руководства и надзора за правовой работой в предпринимательских организациях был ошибочен, его следовало бы реорганизовать применительно к современным условиям. Не утратило актуальности замечание Ю. М. Аристакова, что «подобно тому, как через органы учета — главного (старшего) бухгалтера государство не только обеспечивает, но и контролирует соблюдение финансовой и кредитно-расчетной дисциплины, так и через юридическую службу государство должно не только обеспечивать, но и контролировать соблюдение законности в деятельности предприятия»1.
Представляется, что в современных условиях правовой статус юрисконсульта должен быть поднят до уровня главного инженера или главного бухгалтера, особенно в вопросах соблюдения законности в деятельности организаций и применения правовых средств.
В настоящее время обязанности Минюста РФ и его региональных органов согласно п. 6 Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г, № 11871, не предусматривают функции руководства правовой работой в хозяйственной сфере. В соответствии с п. 3 Положения в число основных задач министерства входят организация и развитие системы юридических услуг. Однако правовая работа не сводится только к оказанию юридических услуг, сама постановка вопроса об оказании таких услуг ошибочна.
В результате ограничения функций Минюст РФ и его органы утратили в настоящее время возможность оказывать организующее воздействие на юридические службы и правовую работу в целом. Юридические службы предпринимательских организаций, корпоративные юристы лишились координирующего воздействия и помощи со стороны органов юстиции. Это крайне негативно сказывается на состоянии правовой работы, приводит к резкому снижению ее уровня.
Изучение документов прошлых лет позволяет утверждать, что в период существования СССР государство уделяло внимание организационному совершенствованию и развитию правовой работы и ее ведущего исполнителя — юридических служб. Принимавшиеся меры по руководству правовой работой требуют переосмысления и развития в новых условиях. Отбрасывание предыдущего организационного опыта и методов недопустимо.
В советский период в печати неоднократно высказывались предложения о подчинении юридической службы Прокуратуре СССР либо Министерству юстиции СССР. При этом в качестве главного аргумента выдвигался довод об укреплении социалистической законности в связи с большей независимостью юрисконсульта от руководства предприятия. Исследователи отмечали, что реализация этих предложений на практике вряд ли даст желаемые результаты: эффективность правовой работы резко снизится, поскольку нарушится связь юрисконсульта с другими подразделениями (отделами, службами) организации.
Юридическая служба не может работать вне контактов с другими структурными подразделениями организаций — бухгалтери-
САПП РФ.1993. № 48. Ст. 4650. |
1 Аристаков Ю. М. и др. Правовая работа на промышленном предприятии. М., 1972. С. 35.
2 Правовая работа |
Правовая работа |
4. Управление правовой работой |
ей, производственным и финансовым отделами, отделами снабжения, сбыта, ОТК и др. Вывод юридических служб из подчинения руководителям организаций, подчинение их только Министерству юстиции осложнит взаимодействие различных служб, ведущих правовую работу, а следовательно, ослабит ее. Это окажет также негативное воздействие на законность в хозяйственной сфере, так как снизит ответственность руководителей организаций за состояние правовой работы. Задача юридической службы заключается не в надзоре за деятельностью руководства предприятия, а в том, чтобы правовыми средствами и методами способствовать выполнению экономических, производственно-хозяйственных, управленческих и иных задач1.
В юридической литературе в настоящее время высказываются аргументированные суждения о значимости законодательного регулирования правовой работы в экономике и юридических служб организаций. Например, С. А. Савченко предлагает принять закон об управлении правовой работой в хозяйственной сфере и организации деятельности юридического отдела, юридической группы, юрисконсульта в Российской Федерации, в котором считает целесообразным восстановить систему управления правовой работой на предприятиях, определить место, цели, задачи, функции, права и обязанности юридической службы как основного звена в организации правовой работы, а также порядок руководства юридической службой, порядок назначения и освобождения работников юридической службы. По мнению С. А. Савченко, требуется возродить «функции Министерства юстиции РФ по методическому руководству правовой работой на предприятиях»2.
Напротив, К. К. Лебедев полагает, что методическое руководи ство со стороны Министерства юстиции РФ вообще недопустимо. Оно порождает только бюрократический документооборот и оправдывает существование большого аппарата юристов-чиновников. В России установлен дозволительный режим предпринимательской деятельности. Предприниматели и коммерческие организации вправе сами определять свою структуру и локальный правовой статус внутренних подразделений. Вмешательство государ-
1 См.: Солдатова В. И. Совершенствование правового статуса юридической службы в народном хозяйстве // Правовая работа в условиях перестройки. М., 1989. С. 105.
2 Савченко С. А. Юридические аспекты управления правовой работой на предприятиях нефтегазовою комплекса (на примере Тюменской области); Автореф. дис. канд. юрид. наук. Тюмень, 2000. С. 6—7, 11—12, ) 8—22.
ства в эти вопросы противоречило бы тенденциям и закономерностям рыночной экономики. Закрепление статуса штатных юристов организации на законодательном уровне нарушило бы права учредителей (участников) и руководителей коммерческих организаций на определение своей структуры и установление внутренней субординации между структурными подразделениями. В отсутствие общенормативной регламентации вопросов построения и деятельности штатной юридической службы коммерческие организации опираются на общие положения действующего законодательства и свои учредительные документы1.
Приведенная позиция не соответствует потребностям практики. Даже в странах с развитой рыночной экономикой принято осуществлять контроль государственных органов за предпринимателями. Подтверждением этому могут служить законодательные инициативы и действия Администрации США в 2001—2003 гг., последовавшие за рядом крупных корпоративных скандалов и выразившиеся в усилении надзора за бухгалтерскими, юридическими службами корпораций, адвокатами и аудиторскими фирмами. Было даже предложено ввести жесткую уголовную ответственность за, казалось бы, «самостоятельные и закономерные» решения, ведущие в условиях «дозволительного режима предпринимательской деятельности» к наказуемым деяниям.
В нашей стране в данный период законодательство не предусматривает обязанностей государства, его органов по управлению правовой работой/ Исполнительные органы вообще не занимаются правовой работой, поскольку такие функции им не вменены. Аналогичным образом ведут себя прокуратура и судебные органы, которые в советский период из чувства долга и профессиональной общности оказывали определенное управляющее воздействие на правовую работу.
Необходимость руководства правовой работой, деятельностью юридических служб со стороны государства диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, в процессе такого руководства обеспечивается направление усилий юридических служб на содействие решению важнейших задач, стоящих перед государством на данном этапе. Во-вторых, следует учитывать различный уровень подготовки юристов и необходимость оказания помоши в овладении более эффективными приемами работы. В-третьих, сами руководители предпринимательских организаций совершенно не знакомы с задачами юристов и содержанием правовой работы, в связи с
См.: Лебедев К. К. Правовое обслуживание бизнеса. М., 2001. С. 13.
Правовая работа
чем не в состоянии квалифицированно направлять усилия своих юридических служб на достижение соответствующих результатов,
В последние полвека под влиянием потребностей правовой практики сформировалась некоторая система методов управления правовой работой со стороны государства. Можно выделить четыре группы способов управляющего воздействия на правовую работу, применявшиеся на практике.
Во-первых, это законодательное, нормативное регулирование правовой работы. В советский период, как было показано выше, правовая работа достаточно полно и разносторонне регулирова-лась законодательством и иными нормативными правовыми ак* тами.
Для формирования правового государства, правовой эконо
мики необходимо, чтобы правовая работа, ее общее содержание
и назначение были закреплены в федеральном законе. Требуют
законодательного закрепления с учетом современных условий ос
новные задачи юридической службы, порядок ее участия в пра
вовой работе, современные методы деятельности. В Положении о
Минюсте РФ следовало бы, как это существовало прежде, закре
пить задачи методического руководства правовой работой, коор
динации деятельности юридических служб в предпринимательских
и иных организациях. :
Законодательное закрепление основных задач и способов работы юристов в хозяйственной сфере позволит обеспечить консолидацию усилий этой значимой категории специалистов в направлениях, необходимых обществу. Государство обязано создавать кадровую, социальную базу для последовательного укрепления законности, правовых начал в предпринимательстве. Без таких координирующих мер действия корпоративных юристов будут напоминать хаотичное «броуновское движение», а запись в Конституции РФ о правовом государстве стоить не больше бесконечных прежде призывов к «построению коммунизма».
Второй группой способов управления являются способы организационного воздействия. Организационное воздействие возможно, как правило, при наличии служебной или экономической зависимости управляемых организаций от руководящего органа.
Организационные способы включают в себя:
принятие государственных программ по совершенствованию правовой работы на федеральном и региональных уровнях;
издание правил и иных нормативных правовых актов по различным вопросам ведения правовой работы и деятельности юридических служб;
4, Управление правовой работой
разработку министерствами, ведомствами, центральными звеньями холдингов, финансово-промышленных групп (ФПГ), концернами, корпорациями и объединениями сквозных планов мероприятий по правовой работе с установлением в них заданий для центрального и нижестоящих звеньев;
создание общегосударственных, отраслевых и внутрихозяйственных систем повышения квалификации и переподготовки кадров по вопросам правовой работы;
проведение проверок соблюдения требований законодательства о правовой работе, рассмотрение результатов проверок совместно с руководителями организаций и их юридических служб для устранения недостатков;
установление государственной или отраслевой отчетности о правовой работе и анализ отчетов для принятия соответствующих мер;
применение мер государственного поощрения за лучшие результаты в правовой работе.
Третью группу образуют административные способы управляющего воздействия.
В эту группу можно включить:
лицензирование деятельности по юридическому обслуживанию, которое требует восстановления при условии четкой разработки системы оснований и процедуры лишения лицензии. Такой порядок прежде был установлен Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 3441, однако из-за крайней неудачности фактически не применялся на практике и был упразднен;
аккредитация, т. е. удостоверение полномочий конкретных работников юридических отделов фирм или адвокатов на представительство в соответствующих судах или иных органах. Аккредитация позволяет обеспечить допуск в соответствующие органы лиц, хорошо ознакомленных с правилами деятельности и способных решать вопросы, не создавая неоправданных задержек и затруднений;
сертификация юридических работников на право выполнения определенных видов работ с выдачей квалификационных сертификатов.
Четвертую группу образуют способы методического руководства правовой работой. Они имеют двоякое применение. Во-пер-
СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1550.
4. Управление правовой работой |
Правовая работа |
вых, методическое руководство правовой работой осуществляется в отношении организаций, не находящихся в административном подчинении или экономической зависимости от органа, осуществляющего такое руководство. Здесь меры по руководству не носят непосредственно обязывающего характера. Во-вторых, обязанность методического руководства правовой работой в организации возложена на юридические отделы и юрисконсультов организаций, Она предусмотрена Квалификационным справочником Минтруда РФ 1998 г. в перечне обязанностей начальника юридического отпела и юрисконсульта. Такое руководство осуществляется в отношении других подразделений и сотрудников данной организации.
Различают следующие способы методического руководства:
ознакомление с состоянием правовой работы в организации, структурном подразделении и обсуждение результатов с руководителем для устранения недочетов и совершенствования работы;
издание методических указаний, рекомендаций и обзоров по различным вопросам ведения правовой работы;
обобщение и пропаганда передового опыта, достижений в ведении правовой работы;
проведение совещаний, симпозиумов, круглых столов по проблемам правовой работы;
организация лекций и семинаров, циклов занятий для предпринимателей и юристов по ведению правовой работы.
В советское время высказывались мнение, что методическое руководство правовой работой — форма государственного управления1. Согласно этой точке зрения, методическое руководство правовой работой представляет собой вид государственного управления, его составную часть2.
По нашему мнению, методическое руководство состоит в целенаправленном упорядочивающем воздействии со стороны государства или руководящих и юридических звеньев организаций на поведение участников соответствующей деятельности. Еще К. Маркс, анализируя развитие общественного разделения и объединения труда, показал, что «во всех работах, при выполнении которых кооперируются между собой многие индивидуумы, связь и единство
1 См.: Рогаль И. М. Вопросы методического руководства правовой работой в народном хозяйстве // Вестник МГУ. Серия «Право». 1970. № 3.
- См.: Хангелъдыев Б. Б. О понятии методического руководства правовой работой в народном хозяйстве// Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды' ВНИИСЗ. Т. 2, М., 1975.
процесса необходимо представлены одной управляющей волей и функциями, относящимися не к частичным работам, а ко всей деятельности мастерской, как это имеет место с дирижером оркестра»1.
Правовая работа, будучи важным аспектом регулирования хозяйственной деятельности, требует четкой организации и, следовательно, воздействия со стороны государства. Это воздействие должно быть направлено на установление и поддержание определенного порядка в деятельности коммерческих организаций, обеспечение законности и повышение на правовой основе их экономической эффективности. Это направление, по нашему мнению, должно быть предусмотрено законодательством в качестве одной из главных задач соответствующих органов исполнительной власти и, прежде всего, Правительства и Министерства юстиции России. Органы юстиции в центре и на местах призваны оказывать организующее и направляющее воздействие на юридические службы хозяйствующих субъектов с целью ориентирования на выполнение основных задач, внедрения оптимальных методов ведения правовой работы и повышения квалификации работников юридических служб.
Методические рекомендации представляют собой акты информационного характера, содержащие научно обоснованные разработки (советы, предложения), подготовленные на основе изучения и обобщения положительного опыта деятельности юридических служб по наиболее важным вопросам правовой работы.
У организации есть право выбора — следовать рекомендациям или отказаться от них. Однако эти акты юридически значимы, поскольку, как и акты обязательные, связаны с компетенцией органа государственного управления, с выражением государственно-властных полномочий, хотя властность в этом случае выражается косвенно (как авторитет), а не прямо (как императивное предписание). Игнорирование рекомендаций может признаваться допустимым, если юридическая служба сама способна выполнять стоящие задачи на более высоком уровне, чем предлагается в рекомендациях.
Некоторые органы государственной власти в современных условиях продолжают признавать управление правовой работой важным направлением в своей деятельности. Так, Министерство обороны РФ приняло ряд актов, направленных на укрепление законности в Вооруженных Силах РФ. Важнейший из них — Наставле-
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1. С. 422.
Правовая работа
ние по правовой работе 2001 г. подробно регламентирует правовую работу, которая понимается как комплекс мер, осуществляемых органами военного управления, командирами (начальниками), подразделениями юридической службы, органами воспитательной работы по реализации требований нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе актов Министерства обороны РФ в целях успешного решения задач боевой подготовки, повышения боевой и мобилизационной готовности войск и сил флота, укрепления правопорядка, воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов центральных органов военного управления, .объединений, соединений, воинских частей и организаций, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала по вопросам их служебной деятельности.
Подразделения юридической службы Вооруженных Сил РФ (начальники юридических служб, групп, старшие юрисконсульты, юрисконсульты, помощники командиров по правовой работе) под руководством соответствующих командиров и нач,альни-ков, проводя мероприятия правовой работы, непосредственно осуществляют следующие основные функции:
правовая экспертиза проектов приказов и директив должностных лиц;
правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы;
проверка состояния правовой работы в войсках (силах) и органах военного управления;
организация справочной работы по приказам, директивам и другим нормативным актам, ведение их контрольных экземпляров;
консультации и справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного упраатения;
участие в организации и работе нештатных юридических консультаций;
участие в организации и проведении правового обучения и др.
Характерными особенностями отличается система управления правовой работой в нефтегазовом комплексе. Там были образованы специальные министерства и ведомства — Минтопэнерго России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Гос-комэкологии России и др. На нижестоящем уровне созданы вертикально интегрированные холдинги и входящие в их состав организации.
4. Управление правовой работой
Министерства и ведомства комплекса в определенной степени осуществляют методическое руководство правовой работой, направляя хозяйствующим субъектам информационные письма по отдельным вопросам деятельности юридических служб. Что касается вертикально-интегрированных холдингов (компании «Газпром», «Роснефть», «Сиданко», «Лукойл», «Сибнефть», «Юкос» и др.). то они ведут организационное управление правовой работой в дочерних организациях. Так, они руководят правовой работой на местах и контролируют ее состояние, получают ежемесячную отчетность об исполнении заключенных договоров и внешнеторговых контрактов1. Очевидно, что соответствующие организационные меры могли бы осуществлять все министерства и ведомства, имеющие в непосредственном подчинении хозяйственные или иные организации. Вместе с тем подобная работа отраслевых органов ни в коей мере не снимает необходимости осуществления общегосударственных мер по управлению правовой работой и юридической службой в сфере предпринимательства.
Вопросы:
1. Обстоятельства, обусловливающие необходимость восстановления руководства правовой работой со стороны государства.
2. Способы управления правовой работой.
3. Методическое руководство правовой работой.
1 См.: Савченко С. А. Юридические аспекты управления правовой работой на предприятиях нефтегазового комплекса (на примере Тюменской области). С. 15—17.
5. Статус и структура юридической службы