Принципы и назначение Деловых учений по стратегическому менеджменту
Для внедрения стратегии фирмам в первую очередь требуются менеджеры со стратегическим мышлением, социальной ответственностью, умением видеть проблему в целом, инновационно ее решать, способные управлять комплексами задач. Однако таких менеджеров нелегко найти, они крайне дефицитны. Их трудно подготовить в своей организации, так как для этого требуются затраты времени и средств. Часто менеджер, имея даже несколько дипломов учебных заведений, не умеет разработать стратегию, создать рабочую группу, работать в команде, устанавливать благожелательную, творческую обстановку, мотивировать персонал, предотвращать непродуктивные стрессы.
Анализ тенденций развития современной экономики и требований к подготовке современных менеджеров показывает, что традиционная модель подготовки менеджеров, становится все более неустойчивой по отношению к быстрым изменениям окружающей среды.
Возможности развития стратегического мышления менеджеров в их собственных компаниях весьма ограничены, так как менеджеры в основном выполняют на работе четко очерченный круг должностных обязанностей. Многие из них не участвуют в разработке и внедрении стратегии компании.
Одним из главных направлений преодоления дефицита знаний и навыков стратегического управления в сжатое время являются активные методы обучения.
В современной подготовке менеджеров могут применяться различные методы развития активного мышления, в том числе Деловые игры и Деловые ситуации (case-studies). Однако эти направления имеют ряд существенных ограничений — они во многом условны, отражают решение отдельных управленческих задач, построены по принципам жестких алгоритмов с заранее известными результатами. Кроме того, Деловые игры слишком упрощены по сравнению с реальными рыночными ситуациями, а Деловые ситуации описывают отдельные стороны управленческого процесса на основе изучения, образно говоря, «чужого» бизнеса, вместо создания и развития своего. Многие факторы, в деловой ситуации, часто остаются скрытыми от специалистов, их описывающих, так как являются конфиденциальной информацией компании.
Более высокий уровень подготовки менеджеров можно обеспечить на основе применения методологии Деловых учений — профессиональной компьютеризированной системы обучения нового поколения. Она построена на базе генерации процессов стратегического управления с использованием высоких информационных технологий и системных моделей рыночных процессов от стадии развития идей по созданию бизнеса, до этапов разработки стратегий и конкуренции.
В отличие от Деловых игр Деловые учения характеризуются:
— системным моделированием открытой рыночной среды без полной алгоритмизации и формализации всего процесса развития бизнеса, максимальным приближением к условиям реального стратегического управления;
— генерированием большого количества рыночных параметров с одновременным устранением рутинных управленческих операций;
— междисциплинарным характером и использованием принципов объектно-ориентированного обучения. В Деловых учениях применяют различные виды менеджмента (стратегический, маркетинговый, производственный, финансовый, логистический, инвестиционный).
Деловые учения направлены на активизацию интеллектуальной деятельности участников, изучение и применение реальных методов стратегического менеджмента.
Объектно-ориентированные Деловые учения моделируют на основе ЭВМ основные виды управленческой и предпринимательской деятельности и создают новые возможности для подготовки специалистов и повышения квалификации менеджеров. Они разработаны и в течения ряда лет применяются в Санкт-Петербургском государственном университете на кафедре управления и планирования социально-экономических процессов.
По их результатам можно проводить количественные оценки человеческого капитала менеджеров, определять внутренние сильные и слабые стороны команд менеджеров, производить кадровые изменения в компаниях.
В табл. 8.1 приведено сравнение уровней подготовки персонала с использованием различных методов активизации обучения.
Классификация уровней подготовки кадров и возможностей различных систем активного обучения
1) Элементарный уровень.Это стандартные учебные задания, рефераты, контрольные тестовые вопросы, проводимые в режиме «вопрос — выбор ответа из предлагаемых вариантов».
Средства этого уровня служат всего лишь для контроля уровня теоретических зна-ний и остаются далекими от реального менеджмента_
2) Средний уровень.Включает более развитую систему фондов комплексных заданий, содержащих наборы вопросов и задач, элементы научной деятельности (участие в научных исследованиях, конференциях). К этому уровню относятся и стандартные деловые игры. Их отличительная особенность — строгие алгоритмы с заранее известными результатами и ограниченные возможности развития творческого мышления.
На этом уровне углубляется освоение предмета, но модели обучения слишком упрощены, условны, способствуют выработке отдельных функций менеджеров, не затрагивая внутренних резервов личностей менеджеров_
3) Продвинутый уровень.Включает систему обучения на базе реальных производственных и управленческих ситуаций (case-studies) компаний. К этому уровню также относятся профессионально-ориентированные деловые игры, которые предусматривают работу с ЭВМ в диалоговом режиме по формализованным моделям. Участники деловых игр фактически соревнуются с формальными моделями и алгоритмами, заложенными в ЭВМ.
Но на этом уровне сохраняется разрыв с реальными процессами управления. Ситуации для анализа задаются упрощенными, возможные стратегии жестко формализованы.
Поэтому возможности развития потенциала менеджеров, их творческого мышления, определение и устранение управленческих дефектов существенно ограничены_
4) Высший уровень.Система активного обучения на основе моделирования процессов реального менеджмента, максимально приближающая их к реальным процессам управления. Эти функции выполняют системы компьютерных моделей объектно-ориентированных Деловых учений, которые создают среду конкуренции компаний, не содержат ограничений и готовых алгоритмов процессов стратегического управления. Эта система во многом построена на интеллектуальных эвристических моделях и реальных рыночных ситуациях.
Деловые учения направлены на глубокое изменение управленческого мышления участников, формирование стратегически мыслящих менеджеров. Многие варианты стратегий, найденные в ходе Деловых учений, носят инновационный характер.
Сущность профессиональных Деловых учений основана на моделировании и прогнозировании рыночных результатов стратегического управления в условиях сложной рыночной среды конкуренции, что дает возможность определить степень готовности менеджеров к стратегическому управлению в условиях реальной конкуренции.
В Деловых учениях осуществляется многоцелевая подготовка менеджеров, интеграция выполняемых ими функций стратегического управления на основе синтеза теории и практики управления. Особенность Деловых учений — разнообразие, реальность и сложность рыночных ситуаций, большие объемы используемой информации, направленность на развитие интеллекта личности и команды менеджеров, раскрытия внутреннего потенциала участников, выработка способностей лидерства.
Проведение Деловых учений отличается большим напряжением сил участников, вовлечением в работу их внутренних ресурсов и способностей, быстрым пробуждением духа лидерства и конкурентоспособности. Деловые учения направлены на развитие нового качества человеческого капитала компаний. В ходе их проведения внутри компаний формируется аналог искусственного интеллекта, превращение систем управления в сложные модели коллективного разума, построенные на интеграции и синергии интеллектуальных функций менеджеров.
Назначение Деловых учений:
• активное освоение и применение новых методов профессионального менеджмента, активизация внутреннего потенциала менеджеров;
• развитие стратегического управленческого мышления и интеллекта участников;
• обучение методам работы в командах менеджеров;
• выработка умения работать по проектам развития компаний;
• проведение деловых испытаний и определение рейтинга участников по степени их интеллектуального уровня, способностей к творчеству, умения построить межличностные коммуникации и работать в командах;
• определение лидеров бизнеса и наиболее талантливых участников;
• выявление и устранение внутренних дефектов и барьеров роста эффективности менеджеров;
• подготовка менеджеров к работе в условиях высокой конкуренции. Особенность профессиональных Деловых учений в том, что они дают
возможность испытать участников в различных условиях, что позволяет получить объективные оценки рейтинга их человеческого капитала.
Опыт проведения Деловых игр в ряде университетов показал, что ошибки, совершаемые участниками, носят характер типичных управленческих дефектов, изначально присущих большинству менеджеров. Так, ключевые теоретические знания без использования специальных методов подготовки менеджеров практически не используются в реальном управлении, в том числе при разработке и внедрении стратегий. Это связано с дефицитом знаний и с неумением применять теоретические знания в практике управления.
Отсутствие активной подготовки в сфере стратегического менеджмента— одна из причин высокого уровня банкротств бизнеса.
Методология Деловых игр позволяет воспроизводить различные условия бизнеса, применять разные модели поведения участников, изменять их должности (ротация менеджеров), определять направления их наиболее эффективного использования. По существу Деловые учения создают модель компании в сложных условиях и прогнозы ее развития.
Выработка навыков работы на различных руководящих должностях в реальном бизнесе для основной части менеджеров практически невозможна, так как у большинства участников нет возможностей занять даже временно должности руководителей бизнеса и принимать стратегические решения, которые сопряжены со значительным риском. Для многих менеджеров их первые ошибки являются и последними, они часто заканчивают свою карьеру, так и не успев проявить свой творческий потенциал.
Назначение Деловых игр — обеспечить подготовку к управлению реальным бизнесом, определить свои ошибки на стадии Деловых испытаний.
Деловые учения нового поколения — это высокоинтеллектуальный продукт, требующий максимального напряжения всех сил и способностей их участников. Чтобы добиться успеха, нужно запустить внутренние механизмы развития. Специалисты считают, что в обычной жизни мозг человека используется всего лишь 3—5% своих возможностей. Но как написала в отчете одна из участниц Деловых учений, выразив общее мнение: «Впервые в жизни мой мозг работал на 200%, никогда не думала, что это возможно».
Применение Деловых учений и Деловых игр нового поколения показало, что участники, которые добились в ходе их проведения успеха, в течение краткого периода смогли получить должности менеджеров и быстро продвинуться по служебной лестнице. В противоположность им участники, занимавшие, казалось бы, прочные позиции менеджеров в фирмах, но оказавшиеся в числе аутсайдеров в Деловых учениях, не желающие устранить свои внутренние дефекты, впоследствии потеряли работу.
8.2. Деловые учения «Стратегическое управление туристскими фирмами» и развитие ключевых управленческих навыков стратегического менеджмента
Профессиональные Деловые учения «Стратегическое управление туристскими фирмами, банками и консалтинговыми компаниями» основываются на методах активизации творческого потенциала участников и применении ими методов и технологий современного стратегического менеджмента для развития стратегического мышления и формирования ключевых управленческих навыков.
Методологическую основу Деловых учений образует системный подход к моделированию рыночной среды, комплексная компьютерная система, генерирующая рыночные условия, активные методы обучения.
Деловые учения проводятся на основе формирования рыночной среды, в которой моделируются и прогнозируются стратегии туристских фирм на рынке въездного делового туризма.
Участники должны сформировать команды управления и пройти весь путь от создания турфирм, разработки стратегий и стратегических планов до их внедрения и стратегического анализа полученных результатов.
Рыночная среда включает взаимодействие следующих рынков:
— делового туризма;
— консалтинговых услуг;
— банковских кредитов;
— инвестиций;
— труда.
Главные условия — максимальная приближенность к реальным условиям. Поэтому в деятельности участников разрешается все, что могут делать менеджеры в реальной среде управления.
Цели Деловых учений:
• создать команду менеджеров;
• провести интеграционный анализ рыночной среды и потенциала компании;
• разработать структуру управления компаниями, бизнес-планы, основные стратегии, систему управления реализацией стратегии и стратегического контроля;
• сформировать стартовый капитал за счет собственных средств и кредитов;
• разработать и внедрить стратегии и стратегические планы турфирм;
• определить причины отклонения стратегических результатов от плановых;
• разработать корректирующие стратегические действия;
• внедрить новые стратегические планы и оценить их эффективность;
• определить причины успехов и неудач в разработке стратегий и стратегических планов и их реализации. *
Подготовительный этап
Описываются условия конкуренции, ситуации, характеризующие бизнес.
Основные этапы.В соответствии с рыночной обстановкой участники оценивают рыночные ситуации и принимают стратегические решения. Разрабатывают стратегии и стратегические планы, внедряют их и анализируют результаты конкуренции.
Руководитель выявляет проблемы, координирует их обсуждение и руководит дискуссией по обоснованию принятых стратегических планов.
На заключительном этапеоцениваются результаты стратегического менеджмента фирм, вырабатываются групповые (командные) и индивидуальные оценки эффективности компаний и менеджеров.
На рис. 8.3 приведена схема проведения Деловых учений.
Оценка действий участников учений может производиться экспертным, расчетным или комбинированным методами.
Экспертный метод— оценка действий участников дается руководителем экспертно, на основе его опыта, количественно-качественных критериев.
Расчетный метод—оценка результатов участников осуществляется на основе количественных критериев.
Комбинированный метод— сочетание экспертного и расчетного методов, применяется при анализе сложных ситуаций.