Тема 11. Логистическое администрирование
Под организационной структурой логистической системы понимается качественно определенный, относительно устойчивый порядок функциональных связей между ее звеньями.
В процессе развития теории управления производством и различных аспектов менеджмента применительно к современному уровню рыночных отношений выделились следующие основные организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (штабная), линейно-штабная. Для обеспечения гибкости управления сложными экономическими объектами, какими являются крупные фирмы, основные организационные структуры дополняются программно-целевыми формами управления в виде различные матричных структур: управление по проекту, управление по продукту, координационные комиссии, интегральное управление и т.д. Исследование генезиса организационных структур систем управления показывает, что для синтеза эффективной организационной структуры логистической системы необходимы следующие условия[12]:
1) выделение необходимых и достаточных функций логистического менеджмента (ключевых логистических функций);
2) обособление звеньев логистической системы по функциям управления, необходимым для реализации глобальной цели логистической системы;
3) наличие отношений логистического менеджмента (координации, интеграции, согласования) между выделенными звеньями логистической системы.
При формировании организационной структуры функциональная структура логистической системы всегда остается ее основным ядром, определяя содержание процесса логистического менеджмента.
Особенностью логистической системы является то, что почти каждое ее звено является синтезом объекта и субъекта управления, причем отдельные звенья могут представлять собой функционально обособленные логистические подсистемы, имеющие свои цели и локальные критерии оптимизации. Поэтому достижение стратегической цели логистической системы должно быть обеспечено за счет необходимого уровня интеграции, координации и директивного управления в высшем эшелоне менеджмента фирмы; который может быть реализован, например, в виде отдела логистики, интегрального менеджера и т.п.
Генезис организационного обеспечения фирменного логистического менеджмента за рубежом, как и сама эволюция логистики, имеет несколько характерных этапов. Существует три основных этапа (фазы) эволюции организационных структур логистической системы: фрагментаризация, функциональное агрегирование и процессная интеграция. Каждому из этих этапов присущи свои характерные особенности формирования и развития организационных структур, реализующих функции фирменного логистического менеджмента.
На этапе фрагментаризации в связи с выделением отдельных логистических функций в производстве, транспортировке, управлении запасами и т.п., а также учетом и контролем связанных с ними затрат произошло закрепление некоторых логистических функций за соответствующими подразделениями организационных структур зарубежных фирм. При этом традиционные организационные структуры управления в фирмах стали постепенно трансформироваться в структуры с функционально-агрегированными логистическими функциями для управления процедурами заказов, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, производственными процедурами. В основном агрегирование шло по линиям: «снабжение-производство» и «дистрибьюция (физическое распределение)». Этому способствовало и наличие конфликтов по управлению материальными и сервисными потоками в традиционных организационных сферах фирменного менеджмента: финансах, производстве и маркетинге (см. рис. 11.1)[13].
Профессор Д. Бауэрсокс выделяет три фазы организационных изменений логистической системы, происшедших на этапах фрагментаризации и функционального агрегирования. Первая фаза относится к концу 1950-х началу 1960-х годов, когда в западных (прежде всего американских) фирмах начали выделяться и постоянно агрегироваться такие функции, как материальный менеджмент и физическое распределение.
Вторая стадия развития организационных логистических структур охватывает период конца 1960-х начала 1970-х годов и связана прежде всего с агрегированием функций в ключевой логистической функции — физическом распределении. Кроме того, на формирование организационно-функциональных структур логистических систем повлияли концепции общих затрат и повышение роли качества продукции и сервиса. Логистический менеджмент начал позиционироваться как важный стратегический элемент.
Третья фаза совершенствования организационных структур микрологистических систем относится к периоду с середины 1970-х годов до начала 1980-х годов (началу логистического «ренессанса»). Эта фаза характеризуется окончательным закреплением всех выделенных логистических функций за персоналом фирменного логистического менеджмента в соответствии с иерархией и видом (линейная, функциональная, штабная) организационных структур управления. При этом четко разграничивались полномочия и ответственность каждого структурного подразделения.
На формирование организационной структуры логистических систем сильно повлияло интенсивное развитие и внедрение в практику логистического менеджмента информационно-компьютерных технологий.
Информационные технологии позволили осуществлять автоматизированное логистическое планирование, контроль и мониторинг, более, полно интегрировать логистические функции. Типовая организационно-функциональная структура логистической системы фирмы, соответствующая третьей фазе приведена на рис. 11.2.
На этапе функционального агрегирования организационные структуры фирменных логистических систем реализовывались практически в трех основных видах: линейной, штабной и линейно-штабной.
Развитие процессной функциональной и информационной интеграции в логистике привело к повышению роли координирующих и интегрирующих функций, которые в организационных структурах логистических систем стали выполнять специально создаваемые отделы логистики и так называемые интегральные логистические менеджеры, входящие в персонал «top» — менеджмента фирмы. Интегральные менеджеры согласовывали логистическую стратегию фирмы с маркетинговой, отвечали за разработку и выполнение стратегического логистического плана фирмы. Одной из важнейших задач интегрального менеджера стало согласование интересов и локальных целей функционирования логистических посредников в логистических системах, устранение возникающих конфликтов для наиболее эффективной реализации глобальной цели управления материальными, информационными и финансовыми потоками.
Типичными функциями интегральных логистических менеджеров крупных западных фирм (на уровне вице-президентов компаний) являются:
¨ установление перспективных целей и задач логистического менеджмента;
¨ согласование логистической маркетинговой и производственной стратегии фирмы;
¨ разделение полномочий по управлению материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками;
¨ согласование интересов поставщиковматериальных ресурсов, торговых, транспортных и других логистических посредников, функционирующих в логистической системе фирмы; устранение возникающих конфликтов;
¨ формулировка целей и ограничений по управлению запасами в логистической фирменной сети (при управлении закупками, производством, распределением);
¨ определение уровня инвестиций в систему контроля и управления запасами (информационную систему, складское хозяйство);
¨ разработка стратегического логистического плана и согласование его с производственным расписанием;
¨ установление политики управления персоналом логистического менеджмента, программ обучения и повышения квалификации персонала;
¨ пересмотр стратегии управления запасами, складирования в соответствии с изменениями в маркетинговой и производственной продуктовых стратегиях фирмы;
¨ определение направлений оптимизации и снижения тотальных логистических издержек.[14]