Государственное регулирование инновационных процессов
Инновация – это нововведение в той или иной отрасли, ранее не использовавшееся, но открытое в настоящий момент, приносящее определенную пользу.
Механизмы государственного регулирования инновационных процессов могут быть следующими:
1) аккумуляция средств на научные исследования и инновации;
2) координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;
3) стимулирование инноваций;
4) создание правовой базы инновационных процессов;
5) формирование научно-инновационной инфраструктуры;
6) институциональное обеспечение инновационных процессов;
7) регулирование социально-экологической направленности инноваций;
8) повышение общественного статуса инновационной деятельности;
9) региональное регулирование инновационных процессов;
10) регулирование международных аспектов инновационных процессов (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансферта инноваций).
Сложность объекта и широта аспектов регулирования государством инновационных процессов обусловливают необходимость разработки государственной инновационной политики – комплекса целей, а также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг. Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности. Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т.д.). Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует выделить различные налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и т.д. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга. Лизинг – это ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.
ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
Понятие «власть» означает способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать более эффективно работать, предотвращать возникающие конфликты.
Власть бывает двух видов:
1) формальная власть – это власть должности. Власть должности обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться;
2) реальная власть – это власть как должности, так и влияния и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.
Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это является положительным моментом. Так, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений. Существует несколько основ власти на предприятии.
1. Это власть, основанная на принуждении или его потенциальной возможности. Подчинение возникает в результате страха, что отказ выполнить требования того, в чьих руках находится власть, повлечет за собой неблагоприятные последствия. Для рядовых исполнителей эти санкции носят в основном материальный характер (штраф, лишение премии и пр.). Для руководителей большее значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет.
Власть, основанная на законном принуждении или его возможности, называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях. Главное, чтобы их деятельность и соответствующие требования руководителей официально регламентировались. Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой. Но на практике, особенно в современных условиях, такая власть оказывается малоэффективной. Это обусловлено двумя обстоятельствами:
– во-первых, страх заставляет подчиняться только в границах «зоны контроля», где человека можно поймать на «неуставном» поведении;
– во-вторых, страх не создает у людей заинтересованности в результатах работы, не предлагает действенных стимулов к труду, что было доказано на практике еще во времена рабовладения.
2. Другой основой власти является собственность на ресурсы в самом широком смысле слова, которыми одно лицо располагает, а другое – нет, но в них нуждается. Прежде всего речь идет о материальных, в том числе и денежных, ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей, и, для того чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю властвовать над собой.
МОНОПОЛИЯ
Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.
Рынок, где доминирует монополия, находится врезком контрасте со свободным рынком, на котором конкурирующие продавцы предлагают для продажи стандартизированный товар. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют лицензии, патенты, исключительные права, полученные от правительства, и т.д. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания монопольной власти фирмы.
Главным признаком монополии является занятие монопольного положения. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть. Монополистические предприятия имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.
Если на рынке возникает монополия со стороны спроса, то такая рыночная структура называется мо-нопсонией. Если на рынке противостоят друг другу единственный продавец и единственный покупатель, то возникает рыночная структура, называемая двусторонней монополией.
Виды монополий
1. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером естественной монополии могут служить: железная дорога, телефонная компания, предприятия -поставщики природного газа и электричества. Естественные монополии подлежат регулированию. Оно может быть различным в зависимости от цели регулирования.
2. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними нет конкуренции.
3. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Основные признаки естественной монополии:
1) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;
2) соотношение законодательства о монополиях с Законом «О конкуренции», их разграничение посредством правового регулирования;
3) границы действия рассматриваемых монопольных режимов по отраслям и видам хозяйствования;
4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;
5) система регулирования деятельности субъектов монополий;
6) санкции и ответственность за нарушение положений законодательства в соответствующей области.
Сферы деятельности естественных монополий:
1)транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
4) железнодорожные перевозки;
5) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
6) услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Рассматриваемые монопольные институты регулирования являются исключительными. С экономической точки зрения исключительность означает выведение отдельных сфер хозяйствования из-под влияния сугубо рыночных конкурентных механизмов саморегулирования. Установление соответствующего монопольного режима означает введение особого положения в отдельном секторе экономики, что невозможно без каких-либо экономических и юридических оснований. Юридические основания и принципы использования правового режима монополий должны быть обозначены именно в федеральном законном акте с учетом ограничительных функций этого института. При подготовке подобных актов следует иметь в виду, что естественная монополия обусловлена объективными экономическими, технологическими особенностями производства. Деятельность естественных монополий не может рассматриваться как экономическая деятельность, запрещенная в п. 2 ст. 34 Конституции РФ. Ведь функционирование естественной монополии направлено не на монополизацию, а на устранение недобросовестной конкуренции. Оно осуществляется исключительно в рамках государственного регулирования рыночных отношений и с целью защиты потребителей.
ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
Ценовая дискриминация – это продажа по более чем одной цене, когда ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Это наиболее благоприятная для потребителя форма несовершенной конкуренции.
Ценовая дискриминация возможна при определенных условиях:
1) продавец обладает монопольной властью, позволяющей ему контролировать производство и цены;
2) рынок может быть сегментирован, т.е. покупателей можно разбить на группы, спрос каждой из которых будет отличаться по степени эластичности;
3) потребитель, приобретающий товар дешевле, не может продать его дороже.
Ценовая дискриминация имеет три формы:
1) по доходам покупателя. Врач может согласиться на уменьшение гонорара от пациента с низким доходом, который располагает меньшими возможностями и здоровье которого застраховано на меньшую сумму, но выставить более крупный счет клиентам с высоким доходом и дорогостоящей страховкой;
2) по объему потребления. Примером данного вида ценовой дискриминации является практика установления цен компаниями по электроснабжению. Первая сотня киловатт-часов является наиболее дорогой, так как обеспечивает наиболее важные для потребителя нужды (холодильник, минимально необходимое освещение), следующие сотни киловатт-часов становятся дешевле;
3) по качеству товаров и услуг. Разделяя пассажиров на туристов и бизнесменов, отправляющихся в служебные командировки,авиакомпании диверсифицируют цены на авиабилеты: билет в туристический класс стоит дешевле, чем билет в бизнес-класс.
4) по времени покупки. Международные и междугородные телефонные разговоры дороже в дневное время суток и дешевле в ночное. Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на два типа. Первый тип относится к условиям покупки товара или оплаты услуги отдельным потребителем в зависимости от количества одновременно приобретаемого товара. Например, покупатель может приобрести пачку сигарет за 1,5 руб. или блок сигарет (10 пачек) за 12 руб. Или абонент междугородной сети может разговаривать по телефону первые 2 мин за 3 руб. и вторые 2 мин за 1 руб. При двухминутном разговоре абонент платит 1,5 руб. за минуту, а при четырехминутном – 1 руб. за минуту. В последнем случае ценовая дискриминация объема услуги по отношению к отдельному потребителю выступает в чистом виде. Абонент пользуется междугородной связью вторые две минуты по низкому тарифу только после того, как он говорил первые две минуты по высокому тарифу.
Устанавливая различные цены в зависимости от условий покупки, фирма фактически сегментирует единый рынок товара по вариантам покупки. Например, при различных ценах сигарет при продаже по пачке и блоками образуются два рынка со своими ценами за пачку сигарет. При установлении различных тарифов пользования телефоном в зависимости от длительности разговора образуются различные рынки предоставления услуг одной и той же сети со своим тарифом за минуту и объемом спроса.
Это и есть ценовая дискриминация второго типа, когда фирма устанавливает разные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться территориально, по группам потребителей, по времени совершения покупки и т.п. Или, как в случае с сигаретами, по варианту покупки.
ОЛИГОПОЛИЯ
Олигополия – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии:
1) первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт;
2 ) второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако в том и в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.