Тема 9. Теория общественного благосостояния
1. Принцип эффективности по Парето при проведении экономических реформ может образно быть выражен одним из следующих высказываний:
а) не укради;
б) не навреди;
в) смело иди к цели;
г) думай глобально.
2. Одним из препятствий к достижению Парето-эффективного распределения ресурсов и благ является:
а) соотношение рыночных сил;
б) наличие внешних эффектов;
в) совершенная конкуренция;
г) отсутствие внешних эффектов.
3. Как относятся эффективность и справедливость распределения благ:
а) критерий справедливости всегда противоречит критерию эффективности;
б) критерий справедливости всегда совпадает с критерием эффективности;
в) эффективное распределение благ может быть справедливым;
г) эффективное распределение благ, как и справедливость, нельзя измерить.
4. Возникновение внешних эффектов (экстерналий) обычно связывают:
а) с деятельностью индивида или фирмы, если она сказывается на положении третьей стороны;
б) с вмешательством государства в экономику;
в) с воздействием сил природы на производственную деятельность;
г) с ведением внешней торговли.
5. Процесс выброса химкомбинатом загрязнений, наносящих вред здоровью людей, в атмосферу является примером:
а) квазиобщественного блага;
б) выгод перелива;
в) общественного блага;
г) издержек перелива.
6. Предположим, что производство на фирме Альфа оказывает отрицательное внешнее воздействие на окружающую среду, которое не отражается в цене выпускаемого продукта. На рисунке показаны кривые предельных частных (MPC) и предельных общественных (MSC) издержек и предельной общественной полезности (MSB):
Эффективный объем выпуска должен быть:
а) для фирмы 120 тонн;
б) для общества 100 тонн;
в) для общества 0 тонн;
г) для фирмы 150тонн.
7. На рисунке показаны кривые предельных частных (MPC) и предельных внешних издержек (MEC), предельных общественных издержек (MSC) и предельных общественных издержек (MSB) производства цемента некой фирмы.
Производство цемента сопровождается отрицательным внешним эффектом. Для устранения отрицательного внешнего эффекта необходимо ввести корректирующий налог в размере _____ долларов за т.:
а) 57;
б) 2;
в) 50;
г) 5.
8. Согласно теореме Р. Коуза транзакционные издержки на рынке совершенной конкуренции равны:
а) предельному доходу;
б) валовому доходу;
в) нулю;
г) среднему доходу.
9. Общественными благами называют блага:
а) имеющиеся в ограниченном количестве;
б) неисключаемые из потребления и неконкурентные в потреблении;
в) вовлеченные в процесс общественного производства;
г) относящиеся к группе «товаров народного потребеления».
10. Общественные блага – это блага:
а) использование которых одним потребителем не уменьшает количество блага, доступного для использования другими лицами;
б) потребление которых может быть ограничено теми, кто платит за благо;
в) предоставлять которые может только государство;
г) примерами которых могут служить любые услуги в сфере образования и здравоохранения.
11. К свойствам общественных благ не относится:
а) высокий уровень положительных внешних эффектов;
б) возможность одномоментного потребления только одним человеком;
в) неделимость блага;
г) проблема «безбилетника».
12. К общественным благам не относят:
а) услуги платных стоматологических кабинетов;
б) городское освещение;
в) товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах;
г) маяки.
13. Квазиобщественным благом не является:
а) образовательная услуга;
б) библиотека;
в) медицинская услуга;
г) национальная оборона.
14. В городе N издержки на содержание муниципального транспорта делятся равномерно, а выгоды – нет. Теория общественного выбора утверждает, что в таком случае расходы будут:
а) больше эффективной величины;
б) меньше эффективной величины;
в) равны эффективной величине;
г) оценить соотношение оптимальных и реальных расходов на основе данной информации невозможно.
15. Какой способ сбора мусора наименее эффективен с точки зрения теории общественного выбора, если издержки распределяются между жильцами равномерно:
а) мусоросборник в каждой квартире;
б) мусоросборник в подъезде;
в) мусорный бак во дворе на равном расстоянии от всех подъездов;
г) все эти варианты равнозначны.
16. Если продавцы компьютерной техники знают о качестве своей продукции и реальных ценах гораздо больше, чем покупатели, то на данном рынке имеет место:
а) асимметричность информации;
б) монополизация производства;
в) несовершенная конкуренция;
г) нечестная конкуренция производителей.
17. Рост коэффициента Джинни говорит:
а) о приближении кривой Лоренца к биссектрисе;
б) об уменьшении дифференциации доходов в обществе;
в) об усилении дифференциации доходов в обществе;
г) об экономическом росте.