Паритет покупательной способности
Закон спроса и предложения утверждает, что товары, являющиеся объектом международной торговли, не могут продаваться на разных рынках по сильно различающимся ценам, ибо такое положение активизировало бы деятельность спекулянтов.
Паритет покупательной способности (ППС) - это индекс соотношения цен разных валют по определенному набору благ. Согласно паритету покупательной способности (ППС) в долгосрочном плане цены на товары, предназначенные для международного обмена, исчисленные в одной и той же валюте и очищенные от налогов и тарифов, должны быть одинаковыми. Отсюда, в длительной перспективе реальный валютный курс должен оставаться неизменным. Поэтому номинальный валютный курс всегда изменяется ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать разницу в динамике уровня цен в разных странах. Если инфляция в данной стране превосходит темп роста цен за границей, то при прочих равных условиях национальная валюта будет иметь тенденцию к удешевлению.
ППС показывает количество денежных единиц страны А, необходимых для покупки некоего стандартного набора частных благ, который можно купить за 1 денежную единицу страны Б, или базисной страны, или за 1 единицу условной (общей) валюты группы стран. О реалистичности номинального курса валюты можно судить по тому, насколько сильно и в какую сторону он отличается от ППС.
Паритет покупательной способности - это сугубо расчетная величина, значение которой для практики хозяйствования преувеличивать не следует. Помимо ППС, рассчитываемого для международных сопоставлений ВВП, аналогичные показатели рассчитываются для отдельных товарных групп или даже для отдельных товаров. Довольно широкой популярностью в мире пользуется ППС, определяемый на основе цены стандартного набора блюд ресторанов «Макдоналдс». Он позволяет делать прикидки сравнительной покупательной силы разных валют по продуктам питания.
Чем больше индивидуальный индекс ППС отличается от номинального курса валюты, тем больше выгода от перемещения соответствующего блага из одной страны в другую. По сути дела, отклонение рублевого эквивалента мировой цены блага от равновесной внутренней цены представляет собой разновидность индивидуального показателя паритета покупательной способности.
Закон ППС не лишен недостатков. В частности, процесс выравнивания цен в разных странах затруднен тем, что не все товары и услуги вовлекаются в международную торговлю. Выравниванию цен может также препятствовать наличие внешнеторговых барьеров, ограничение конвертируемости национальной валюты, контроль над движением капитала и т. п. Кроме того, товары, являющиеся объектом международной торговли, не всегда полностью взаимозаменяемы для отдельных групп потребителей. Поэтому в действительности реальный валютный курс может колебаться, но его колебания будут небольшими или временными.
Торговая политика — направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.
Фритрейдерство– свободная торговля.
На практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики:
• тарифы;
• квоты;
• добровольные ограничения экспорта и т. д.;
• иные меры.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф — таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены. Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, но отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.
Альтернативным способом разрешения проблемы защиты оборонных, новых и других отраслей, нуждающихся во временной поддержке государства, является прямая субсидия отечественным производителям в этих отраслях (или дотация, или снижение налогообложения пропорционально росту объема отечественного производства).
Для регулирования внешней торговли лучше использовать меры фискальной и кредитно-денежной политики (например, финансировать соответствующую отрасль промышленности, предоставлять определенным отечественным производителям налоговые льготы), а не манипулировать пошлинами и квотами на ввоз иностранных товаров. Причина заключается в угрозе развязывания торговых войн, которые часто происходят между странами.
В качестве примера торговой войны можно привести следующую ситуацию. Одна страна (через своих производителей) ввозит в другую страну свои товары и пытается продавать их по бросовым (демпинговым) ценам. Это наносит ущерб производителю аналогичного товара в стране-импортере. Страна-импортер вводит защитные меры, например, устанавливает антидемпинговые пошлины на ввозимый товар. Страна-экспортер в ответ устанавливает защитные меры в отношении других товаров страны-импортера. И так может продолжаться достаточно долго.
Для предотвращения торговых войн странами мира уже более 50 лет вырабатываются единые стандарты мировой торговли и единые механизмы разрешения международных торговых разногласий.
Характеристика Всемирной торговой организации (ВТО)
Всемирная торговая организация (ВТО) — международная организация, главной целью которой является развитие и либерализация мировой торговли через установление единых стандартов для мировой торговли, обязательных для всех стран, присоединившихся к ВТО. Данная организация, ее документы существенно влияют на таможенное дело во всем мире.
Всемирная торговая организация (ВТО) была создана 1 января 1995г. Она стала продолжателем ГАТТ — Генерального соглашения по тарифам и торговле, действовавшего в 1947—1995 гг. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) имело же цели, что и нынешняя ВТО, — установление единого торгового порядка и сдерживание отдельных государств от односторонних действий в мировой торговле, которые бы шли вразрез с правилами торговли, признаваемыми большинством стран, и препятствовали бы развитию мировой торговли. Несмотря на то что ГАТТ эффективно действовало на протяжении ряда десятилетий, в 80-е гг. XX в. в связи с резким скачком в развитии торговли в 60-80-е гг. возникла необходимость реформирования системы Генерального соглашения по тарифам и торговле. Был проведен ряд раундов переговоров по данному вопросу. Наиболее значимым явился так называемый Уругвайский раунд переговоров, проходивший в 1986-1994 гг. По его результатам было принято решение о создании с 1995 г. ВТО. Несмотря на то что ГАТТ и ВТО имеют сходные цели, данные структуры различаются между собой:
• если ГАТТ представляло собой систему торговых соглашений, то ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией:
• ВТО имеет более совершенную структуру управления;
• в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торговых соглашений;
• если ГАТТ являлось неформальным объединением, "клубом" стран, то ВТО является официальной международной организацией и имеет статус специализированного учреждения ООН.
3. Главными принципами ГАТТ/ВТО, вокруг которых ведет объединение государств-участников, являются:
• недискриминация;
• свободный доступ на рынок.
Принцип недискриминации означает, что страны - участницы ВТО при осуществлении внешней торговли должны одинаково относиться ко всем другим участникам торговых отношений - членам ВТО; запрещается одним странам давать приоритет в торговле, а другим создавать препятствия.
Принцип свободного доступа на рынок означает, что страны — участницы ВТО не должны создавать искусственных препятствий доступу на свой рынок товарам других стран, например принимать неоправданно масштабные антидемпинговые, компенсационные и иные защитные меры.
В настоящее время членами ВТО являются большинство стран мира (около 150). Это и развитые страны, такие как США, Великобритания и др., и многие развивающиеся страны, некоторые социалистические страны (КНР, Куба).
Россия уже более 10 лет ведет переговоры о вступлении в ВТО. Вступление любой страны в ВТО имеет двоякие последствия:
• ограничивает возможности защиты своего рынка протекционистскими методами;
• в то же время открывает доступ этой стране в систему мировой торговли и к механизму формирования единых мировых макроэкономических стандартов.
Членство в ВТО дает ряд очевидных преимуществ как для страны в целом, ее отдельных граждан, так и для мирового сообщества (это также подтверждает то, что подавляющее большинство экономически развитых стран являются членами ВТО). Преимущества членства в ВТО выражаются в выгодах.
• для экономики в целом;
• потребителей;
• политических;
• для международного сообщества.
Выгоды членства в ВТО для экономики заключаются в:
• повышении доходов:
• понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов;
• единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния;
• повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, повысить свою конкурентоспособность или переключиться на новые виды деятельности;
• повышении занятости — развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики;
• повышении эффективности внешнеэкономической деятельности;
• упрощение системы таможенных пошлин и других торговых барьеров способствует активизации внешнеэкономической деятельности;
• как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот;
• недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение — все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций;
• в свою очередь, приток капитала в страну, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие Места и повышает благосостояние населения в целом.
Выгоды членства страны в ВТО для потребителей заключаются прежде всего:
• в понижении стоимости жизни;
• появлении более широкого выбора товаров и услуг.
Понижение стоимости жизни осуществляется за счет:
• понижения торговых барьеров,
• как следствие, — понижения цен на товары и услуги.
Более широкий выбор товаров и услуг обеспечивается тем, что:
• к национальным товарам и услугам добавляется большое количество качественных импортных товаров и услуг;
• приток импорта вызывает необходимость для отечественных товаропроизводителей модернизировать свое производство, улучшать качество производимых товаров и услуг, что дает для потребителя возможность их более широкого выбора.
Важнейшие политические выгоды членства в ВТО:
• борьба с коррупцией;
• защита от лоббирования.
В основе борьбы с коррупцией лежат принципы прозрачности в торговых отношениях между странами ВТО и недискриминации. Чем меньше возможности вводить импортные квоты ("пускать" или "не пускать" на рынок) и чем больше международный контроль, тем меньше остается чиновникам возможностей для коррупции.
Присоединение к ВТО с едиными торговыми стандартами значительно ослабляет возможности национальных лоббистских групп различных отраслей экономики влиять на правительство страны, взявшей на себя международные торговые обязательства.
Преимущества в области международного сотрудничества заключаются:
• в обеспечении равных возможностей для стран — участниц ВТО;
• эффективном механизме разрешения споров;
• укреплении международного сотрудничества.
Равные возможности для участников ВТО обеспечиваются тем, что:
• система ВТО позволяет небольшим странам объединять свои усилия в переговорах для реализации своих интересов, в то время как в одиночку небольшие страны вряд ли бы могли противостоять экономическим гигантам (например, в результате переговоров в рамках ВТО ряд крупных государств согласились перестроить текстильную промышленность, для того чтобы 'это способствовало развитию торговли с экономически менее развитыми странами, которые являются одними из основных импортеров текстиля);
• в тоже время экономически развитые страны имеют возможность вести переговоры сразу с группами стран, а не с каждой страной в отдельности, что делало бы такие переговоры малоэффективными;
• все страны в ВТО имеют равное право голоса;
• вышеуказанные меры уравнивают возможности стран в ВТО.
Эффективный механизм разрешения споров заключается в том, что:
• государства отказываются от применения односторонних действий;
• каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается, прежде всего, с точки зрения действующих норм и правил;
• после принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров;
• соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения и обеспечения контроля за его исполнением;
• рассмотрение споров внутри ВТО препятствует их разрастанию и превращению в неразрешимые противоречия между странами;
• с момента создания ВТО в 1995 г. около 200 споров было вынесено на ее рассмотрение;
• эффективное разрешение споров способствует укреплению доверия и взаимопонимания между странами.
Укреплению международной стабильности и международного сотрудничества способствует усиление экономической взаимозависимости стран друг от друга, превращение их в единый экономический организм. Сильная экономическая взаимосвязанность государств и эффективный механизм разрешения споров и сглаживания противоречий практически исключают войны, между такими странами (пример: страны Западной Европы в настоящее время настолько интегрированы между собой, что делает ненужными войны между ними),
В настоящее время в ряде стран, которые не являются членами ВТО, существует ряд стереотипов в отношении данной организации (которые противниками вступления в ВТО преподносятся как недостатки ВТО). Наиболее распространенными из них являются следующие:
• ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов;
• членство в ВТО ведет к потере суверенитета участников;
• участие в ВТО - это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой;
• преследование коммерческих интересов в ВТО становится более приоритетной задачей, чем развитие;
• коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды;
• ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными;
• маленькие страны в ВТО бессильны;
• ВТО — это инструмент мощного лоббирования;
• у более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к ВТО.
Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию1, говоря о преимуществах и недостатках членства в ВТО, сформулировал следующую позицию: "ВТО — не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО — это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, — обречен. Стратегически абсолютно обречен. Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках".