Лекция. Методы, инструменты и технологии менеджмента

Методы менеджмента

Механизм управления, как совокупность взаимодействующих рычагов воздействия,состоит из принципов менеджмента; целей управления; методов и средств менеджмента или способов достижения целей, функций управления, определяющих виды управленческой деятельности. Невозможно эффективно управлять, не зная методов и средств менеджмента. Механизм менеджмента можно формироваться стихийно, но его можно формировать сознательно. Это одна из важнейших задач методологии менеджмента.

Метод менеджмента – это систематизированная совокупность действий с использованием тех или иных средств (инструментов) управления, которые необходимо предпринять для воздействия на объект управления, чтобы достичь определенной цели.

Метод – это категория, кот. отвечает на вопрос: как надо воздействовать, чтобы управлять успешно, посредством чего и как управлять. Одно и тоже средство можно использовать по-разному, в зависимости от умения, понимания, опыта, знаний. Оно может предполагать различные способы его использования, н.п. зарплата, м. б. использована как эффективное средство повышения производительности труда, и своей величиной, и условиями оплаты труда, и может совершенно не влиять на производительность.

Различают административные, экономические, социально-психологические методы.

Административное(организационно–распорядительные) - это методы принуждения, с помощью которых менеджер как субъект власти воздействует на персонал. Методы носят директивный, обязательный характер и основаны на поддержании в организации строгой дисциплины, ответственности, власти, принуждении. Организационная группа методов основ. на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. В свою очередь, они подразделяются на 3 группы:

• Методы организационно-стабилизирующего воздействия: организационное проектирование, регламентирование, нормирование. Их сущность состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности.

• Методы распорядительного воздействия реализуются в форме приказа, распоряжения, указания, контроля, инструктажа, команды, рекомендаций и т.п. В распорядительных методах указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

• Методы дисциплинарного воздействия (поощрения, взыскания).

Методы административного воздействия обеспечивают четкость, организованность, согласованность, ответственность и трудовую дисциплину. Они оказывают прямое воздействие на организацию и позволяют быстро реагировать на управленческую ситуацию.

Экономические методы – предполагают учет и использование экономической заинтересованности трудового коллектива и каждого работника в результатах своего труда. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов. При этом следует учесть, что кроме личных, участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. Данные методы включают:

• Экономическое планирование (использование экономических показателей для оценки результатов труда).

• Экономическое стимулирование (использование стимулирующей системы оплаты труда и санкций).

• Хозрасчет (хозяйственная самостоятельность подразделений и организации в целом).

• Экономико-математические методы: экономическое прогнозирование, программирование и математическое моделирование; управление запасами; исследование операций и др.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражение их соответствующими методами управления важны и тесно связаны с другими.

Социально-психологические методы – совокупность специфических способов и средств воздействия на личностные отношения и социальные процессы, возникающие в трудовых коллективах.

• Планирование социального развития коллектива (социальное планирование);

• Повышение производственной и творческой активности сотрудников.

• Создание благоприятного психологического климата.

• Сплочение и поддержание морального климата трудового коллектива.

• Воздействие на неформальные группы (убеждение, внушение, личный пример, моральное поощрение).

• Регулирование межличностных и межгрупповых отношений.

• Сохранение и развитие организационной культуры и традиций.

• Изучение и учет социально-психологических особенностей сотрудников.

• Управление мотивацией сотрудников и др..

Все функции и методы образуют систему менеджмента и реализуются на практике в тесном единстве. Методы менеджмента следует сознательно формировать в соотв. с определенными принципами и целями, подходами и приоритетами.

2. Инструментарий менеджмента

Инструментарий менеджмента основывается на применении сочетания средств, способов, процедур воздействия, формируется и применяется в виде сложных конструкций, объединяющих отдельные составляющие в соответствующий механизм, применение которого обеспечивает определенные действия.

Общие методические основы инструментального подхода используют известный и широко применяемый способ «выбора из меню». При этом инструменты одного направления воздействия имеют четкую уровневую структуру.

Так, например, для задания определенных действия персонала или структурных подразделений могут быть использованы: Приказ → Распоряжение →Требование →Предписание → Постановление → Решение и т.п. Для разделения функций и полномочий могут быть использованы: Регламентация → Формализация →Детализация →Ранжирование → Алгоритмизация →Кодификация. Для распределения ответственности могут быть использованы: Распределение → Разграничение → Разведение → Расстановка → Передача. Для контроля - Проверка → Ревизия → Сверка → Мониторинг → Контроллинг.

Позиционируя, выбирая и компонуя отдельные инструменты в прикладные конфигурации, необходимо четко различать сущность и особенности применения каждого из них. Применение отдельных инструментов из «меню» имеет смысл только в условиях четкого понимания и прикладного использования этих различий.

В распоряжении менеджера находится богатый арсенал средств воздействия. Остается только оценить его, понять, как его можно использовать и сознательно сформировать механизм управления. Но необходимо овладеть и технологиями использования этих методов управления.

3. Технологии менеджмента

Современный этап развития экономики и общества часто называют эпохой технологий. Сегодня успех всякой деятельности в производстве, политике, экономике, социальной жизни определяют технологией. Существует понятия политических, правовых, социальных, экономических, информационных технологий и т.д.

В технологии видят экономию ресурсов, рациональное использован времени, безопасность. Технологии помогают превратить сложное в сравнительно простое, ускорить многие процессы, связать их общим принципами совместимости и эффективности, позволяющие получать новое качество.

Технология – это сознательный выбор и построение комбинации и последовательности действий для получения необходимого эффекта. Что же такое«технология менеджмента»?

Процесс управления включает множество операций, которые группируются по этапам целеполагания, оценки ситуации, определение проблемы и реализации управленческих решений. Эти этапы характер-ют закономерную последовательность формирования и осуществления воздействия. Таким образом, в рамках процесса менеджмента может быть множество разнообразных комбинаций операций и последовательностей их выполнения.

Они укладываются в общее содержание процесса управления и вместе с тем отражают специфические условия достижения эффективности управления, экономии времени, использования ресурсов и пр. Именно это положение и отражает понятие «технология менеджмента».Оно применимо не только к отдельному этапу, но и к общему процессу управления, включающему множество циклов, идущих одновременно и последовательно, пересекающихся в различных звеньях системы управления.

Технология менеджмента – специально выстроенная последовательность и комбинация операций, выбираемых менеджером по критериям целесообразности, своевременности, экономичности и эффективности воздействия на объект управления, с учетом конкретных условий, предполагаемого результата и общих закономерностей процесса управления.

Технологии менеджмента должны быть предметом специального проектирования. Успех любого акта управления зависит от последовательности, комбинации и временной протяженности операций, из которых он состоит.

Технологии менеджмента могут быть различными. При формировании технологии менеджмента необходимо учитывать ряд факторов, знание которых позволяет рационально сформировать технологическую схему.

Разнообразие технологических схем менеджмента уже предопределено методологическими подходами к управлению: технологии управления по целям, управления по результатам, технологии мотивационного управления, технологии управления посредством усиления контроля, технологии антикризисного управления, информационные технологии управления и др. Технологическое разнообразие менеджмента в значительной мере определяется и типом управления, и его диверсификацией.

Технологические схемы менеджмента проектируютсядля конкретной организации с учетом специфических условий управления.

Знание свойств технологии менеджмента необходимо для того, чтобы проектировать рациональные технологические схемы, выбирать такой их тип, который позволит успешно осуществлять управление.

Эффективность технологии менеджмента можно оценивать соизмерением затраченных на разработку управленческих ресурсов и полученным от этого управленческого решения эффекта. Такую оценку трудно сделать точными расчетами, но приблизительную величину эффективности можно определить.

Управление будет эффективным, если достигается интеграция различных технологических схем. Факторами достижения интеграции технологий менеджмента является методология и организация управления, распределение функций в системе управления, структура управления, система мотивации персонала, регулирование степени централизации управления (делегирование полномочий), стратегия управления, использование компьютерных технологий.

Удачная технология менеджмента – это и экономия ресурсов и главным образом экономия времени, т.е. своевременность разработки и реализации управленческих решений.

Наши рекомендации