Равновесие потребителей на конкурентном рынке

В обмене между двумя лицами исход торга может за­висеть от разных обстоятельств. Однако на конкурентных рынках имеется много покупателей и продавцов, так что если людям не понравятся условия обмена, они могут найти другого продавца, который предложит нечто лучшее. В результате каждый покупатель и продавец принимает цену товаров такой, какая она есть, и решает, сколько ему сделать покупок и продаж при этой цене. Мы мо­жем показать, как конкурентные рынки приводят к эффек­тивному обмену, используя диаграмму Эджворта и имити­руя подобный рынок. Предположим, например, что как Джеймс, так и Карина представляют собой усредненных потребителей из больших потребительских групп. Это поз­воляет нам рассматривать их как агентов, подчиняющих­ся ценам, хотя мы имеем дело лишь с диаграммой для двух лиц.

На рис. 15.6 показаны возможности для сделок в слу­чае, когда начальное распределение задано точкой А и цены как еды, так и одежды равны 1. (Абсолютные зна­чения цен не играют роли; важно соотношение цен еды и одежды.) Если цены еды и одежды равны, каждая еди­ница пищи может обмениваться на одну единицу одежды. Следовательно, линия цены на рис. 15.6 PP', имеющая

1OF

Еда Карины

5 I

I

Линия р /цены

равновесие потребителей на конкурентном рынке - student2.ru

Еда Джеймса Рис. 15.6. Конкурентное равновесие

WF

! I

угол наклона — 1, описывает все распределения, к которым может привести обмен.

Пусть каждый из группы Джеймса решает купить 2 единицы одежды и продать в обмен на них 2 единицы еды. Это передвинет его из А в С и повысит его полезность с уровня кривой безразличия Uj до уровня Uj. Между тем каждая из группы Карины покупает 2 единицы еды и продает 2 единицы одежды. Это также переместит ее из А в С, увеличив ее полезность с uk до U2K.

Мы выбирали цены двух товаров так, что спрос на еду каждой из группы Карины равен количеству еды, про­даваемому каждым из группы Джеймса, а спрос каждого из группы Джеймса на одежду равен ее предложению каждой из группы Карины. В результате рынки пищи и одежды оказались в состоянии конкурентного равновесия. Конкурентное равновесие — это набор цен, при котором величина спроса равна объему предложения на каждом рынке.

Не все цены соответствуют равновесию. Например, ее-. ли цена еды 1, а цена одежды 3, то еда должна обмени­ваться на одежду в пропорции 3 к 1. Но тогда Джеймс не захочет менять еду на одежду, так как его MRS одежды на еду равна лишь /2. Карина в свою очередь была бы рада продать одежду за большое количество еды, но ей не с кем торговать. Поэтому рынок оказывается в неравно­весии, т. е. величина спроса не равна объему предложения.

Наш рынок находится в неравновесии, поскольку мы произвольно взяли цены еды и одежды. На конкурентных

рынках цены будут изменяться, если на некоторых из них имеется избыточный спрос, т. е. спрос на товар превышает предложение, а на других — избыточное предложение, т. е. предложение больше спроса. В нашем примере спрос Ка­рины на еду превышает желание Джеймса продать ее, тогда как готовность Карины к обмену одежды превосхо­дит спрос Джеймса. Вследствие такого избыточного спро­са на еду и избыточного предложения одежды можно ожидать увеличения цены еды относительно цены одежды. Но изменение цены повлияет на спрос присутствующих на рынке. Цены будут изменяться до тех пор, пока в конце концов не будет достигнуто равновесие. В нашем примере обе цены — еды и одежды — могли быть равны 2. Мы знаем из предшествующего анализа, что, когда цена одежды равна цене еды, рынок находится в конкурентном равновесии. (Напомним, что важны лишь относительные цены; цены еды и одежды, равные 2, эквивалентны це­нам, равным 1.)

Обратим внимание на существенное различие ситуации обмена между двумя лицами и между многими агентами. Когда в обмене участвуют лишь два индивида, исход тор­га и пропорция обмена не могут быть определены. Когда же в обмен включено множество участников, цены товаров определяются общим выбором покупателей и продавцов товаров. Если рынок находится в неравновесии, то избы­точные спрос или предложение заставляют цены изме­няться, пока не будет достигнуто равновесие.

Мы можем видеть по точке С на рис. 15.6, что распре­деление в конкурентном равновесии эффективно. Точка С должна принадлежать касательной к двум кривым без­различия. Если это не так, то один из участников не по­лучит максимальной выгоды. Данный результат верен как в общей ситуации обмена, так и для системы общего рав­новесия, в которой все рынки чисто конкурентные. Перед нами простейшая схема иллюстрации того, как действует невидимая рука Адама Смита. Если каждый, торгуя на рынке, максимизирует свою полезность и при этом заклю­чаются взаимовыгодные сделки, то получаемое равновесное распределение товаров экономически эффективно1.

Данный результат часто называют первой теоремой экономической теории благосостояния. Вторая теорема экономики благосостояния ут­верждает, что если индивидуальные предпочтения выпуклые, то каждое эффективное распределение (каждая точка на кривой контрактов) явля­ется конкурентным равновесием для какого-либо начального распреде­ления товаров.

Попробуем обобщить все, что мы знаем о конкурент­ном равновесии потребителей. Во-первых, так как кривые безразличия взаимно касаются, предельные нормы замены равны для всех потребителей. Во-вторых, поскольку каж­дая кривая безразличия касается линии цены, то MRS одежды едой у каждого человека равна соотношению цен этих товаров. Формально, если Рс и PF — цены, то отсюда следует, что

MRSJCF=

f= MRS£F.

(15.1)

Достичь эффективного распределения в случае многих потребителей (и многих производителей) непросто. Это возможно, если на всех рынках совершенная конкурен­ция. Но эффективные распределения достижимы также иным путем, например с помощью централизованной сис­темы, в которой государство распределяет все товары и услуги. Конкурентное решение часто предпочтительней благодаря минимуму требуемой информации. Все потре­бители должны лишь знать свои собственные предпочте­ния и цены. Им не нужны данные о производителях или о спросе других потребителей. Другие способы рас­пределения требуют большей информации, и поэтому они труднореализуемы.

Наши рекомендации