Тема 4. Предупреждение банкротства и проведение процедур банкротства
Санация (лечение, оздоровление) представляет собой систему мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения организации и реализуемых с помощью сторонних юридических или физических лиц с целью предотвращения ее банкротства и повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров и услуг.
Санация может проводиться собственниками самой организации, более сильными в финансовом отношении предприятиями-кредиторами, предприятиями-покупателями, сторонними предприятиями (заинтересованными в данной организации), банком, а также органами федеральной и муниципальной власти. Преимущественное право на участие в проведении санации имеют собственник организации-должника, члены ее трудового коллектива, кредиторы.
Санация предприятия проводится в трех основных случаях:
- до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;
- если само предприятие, обратившись в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации (такие случаи санации наиболее характерны для государственных предприятий);
- если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов к должнику и погасить его обязательства перед бюджетом.
Оборонительная концепция санациинаправлена на сокращение объемов операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающее сбалансированность денежных потоков на более низком объемном их уровне. Эта концепция предполагает привлечение внешней финансовой помощи для соответствующей реструктуризации организации, в процессе которой она избавляется от ряда производственных структурных подразделений, незавершенных реальных инвестиций и других видов активов в целях финансовой стабилизации.
Наступательная концепция санациинаправлена на диверсификацию операционной и инвестиционной деятельности организации, обеспечивающую увеличение размера чистого денежного потока в предстоящем периоде за счет роста эффективности хозяйственной деятельности. В этом случае внешняя финансовая помощь и другие реорганизационные мероприятия, осуществляемые в процессе санации, используются в целях расширения ассортимента конкурентоспособной продукции, выхода на другие региональные рынки, быстрого завершения начатых реальных инвестиционных проектов.
Наступательная концепция санации не противоречит основным параметрам общей стратегии экономического развития организации. Внешняя помощь может оказываться в виде денежных средств, товарных ресурсов (новым оборудованием, современными материалами), современных технологий и патентов и другими ресурсами для изготовления новейших продуктов.
Формы санации определяются в рамках ее конкретного направления, избранного организацией с учетом особенностей ее кризисной ситуации.
Возможны следующие основные формы санации:
- дотации и субвенции за счет средств бюджета различного уровня управления (достаточно редко);
- государственное льготное кредитование (тоже выборочно и редко);
- государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию;
- целевой банковский кредит (на реальный проект;
- финансовая помощь третьих лиц (юридических и физических;
- выпуск облигаций предприятием под гарантию санатора;
- перевод краткосрочных банковских кредитов в долгосрочные (отсрочка погашения краткосрочных банковских кредитов, займов;
- отсрочка погашения векселей предприятия (под гарантию банка-санатора);
- списание санатором-кредитором части долга.
Несостоятельность (банкротство) – это подтвержденный арбитражным судом факт неспособности организации своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.
Положительными сторонамипроведения процедур банкротства являются возможности:
- закрытия организации должника (больной организации) и возвращения долгов кредиторам цивилизованным способом через суд;
- начала нового бизнеса;
- замены некомпетентных руководителей, временных собственников организации на профессиональных руководителей, передачи бизнеса в более надежные руки собственников;
- очищения активов организации, восстановления ее финансовой устойчивости и реструктуризации с целью выхода на эффективный бизнес;
- передачи бизнеса организации от государства в частные руки, и наоборот.
К негативным сторонам,банкротства относятся:
- потря кредиторами части своего капитала;
- возможность вызвать последующие банкротства — так называемый эффект домино;
- ухудшение материального положения работников предприятия из-за длительной задержки причитающихся им заработной платы, пособий и т.д.;
- сокращение рабочих мест, возникновение социальной напряженности, и как результат — снижение платежеспособности населения;
- сужение потребительского рынка;
- возможность криминального передела собственности организации и разворовывания имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности.
В понятии банкротства в практике выделяют следующие его виды.
1. Реальное банкротство организации,которое характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала.
2. Временное, условное банкротство,которое характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано существенной просрочкой ее кредиторской задолженности, а также большим размером дебиторской задолженности, затовариванием готовой продукции, в то же время сумма активов организации превосходит объем ее долгов.
3.Преднамеренное (умышленное) банкротство,которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда (хищение средств организации разными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц.
4. Фиктивное банкротство— это ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих – некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражный управляющих и целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих осуществляет следующие функции: обеспечение соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего; защищает права и законные интересы своих членов; обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, процедур банкротства; содействует повышению уровня профессиональной подготовки своих членов.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе:
– представлять законные интересы своих членов в их отношениях с различными органами государственной власти;
– уведомлять арбитражные суды о приобретении статуса саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
– обжаловать в судебном порядке акты и действия различных органов государственной власти, нарушающих права и законные интересы любого из своих членов или группы членов;
– подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;
– применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности;
– заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов;
– осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия.
Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана:
– разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности;
– контролировать профессиональную деятельность своих членов;
– рассматривать жалобы на действия своего члена;
– разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к гражданам РФ, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
– уведомлять арбитражный суд об исключении своего члена;
– осуществлять сбор и обработку информации о деятельности своих членов;
– осуществлять проведение стажировки гражданина РФ в качестве помощника арбитражного управляющего;
– осуществлять ведение реестра арбитражных управляющих;
– обеспечивать формирование компенсационного фонда.
Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены следующие процедуры банкротства.
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Процедура наблюдения вводится сроком на шесть месяцев, но может быть продлена по решению арбитражного суда еще на два месяца.
Органы управления должника не вправе принимать решения:
– о реорганизации и ликвидации должника;
– о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах;
– о создании филиалов и представительств;
– о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);
– о размещении должником ценных бумаг, за исключением акций;
– о выходе из состава учредителей должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
– об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово - промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;
– о заключении договоров простого товарищества.
Окончание наблюдения.Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, который утверждает административного управляющего, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.
Последствия введения финансового оздоровления. Начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления, наступают следующие последствия:
-требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к нему, установленного настоящим Федеральным законом;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
-приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям,
- запрещается удовлетворение требований учредителя должника о выделе доли в имуществе;
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования;
- не начисляются неустойки, подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями. Должник не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность, принимать решение о своей реорганизации. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов; связаны с приобретением, отчуждением прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника; влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов).
Сделки, совершенные должником с нарушением настоящей статьи, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Окончание финансового оздоровления. Не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления, а также жалоб кредиторов арбитражный суд принимает один из судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве; определение о введении внешнего управления; решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.
Со дня введения внешнего управления:
– прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
– внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или переводе его на другую работу;
– отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
– аресты на имущество должника могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
– вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.
Не позднее чем через месяц со дня своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.
План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсное производство вводится сроком на шесть месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
-срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;
- прекращается начисление неустоек, процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
-сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными;
- прекращается исполнение по исполнительным документам;
- снимаются ограничения распоряжения имуществом должника;
- исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.
Со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия его руководителя, иных органов управления и собственника имущества должника, за исключением полномочий органов его управления, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.
Очередность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
— судебные расходы должника;
— расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
— текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
— требования кредиторов, возникшие в период после принятия заявления о признании должника банкротом и до признания его банкротом, а также требования, возникшие в ходе конкурсного производства;
— задолженность по заработной плате, возникшая после принятия заявления о признании должника банкротом и начисленная за период конкурсного производства;
— иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Завершение конкурсного производства. После рассмотрения отчета конкурсного управляющего о результате проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о его завершении, а в случае погашения требований кредиторов определение о прекращении дела о банкротстве.
Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами
На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов. Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником.
Мировое соглашение утверждается арбитражным судом.
Последствия неисполнения мирового соглашения.В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без его расторжения предъявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.