Основная тематика, включаемая в государственный экзамен
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор
_________________Е.Г. Замолоцких
"_____"__________________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Направление подготовки
081100 – ГОСУДАРСТВЕННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Профиль подготовки
Региональное управление
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная, заочная
Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО МПСУ (протокол № ___ от20____г.) | Одобрено кафедрой __________________________ (протокол № _____ от 20___ г.) Зав.кафедрой _______________________________ |
Москва
Разработчик - Лукьянец А.С. к.э.н., заведующий кафедрой ГМУ, НПО ВПО «МПСУ». Рабочая программа государственного экзамена для студентов по направлению «Государственное и муниципальное управление».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Итоговая государственная аттестация выпускников НОУ ВПО «МПСУ» по программе высшего профессионального образования студентов в соответствии с ФГОС ВПО направления подготовки 080100 «Государственное и муниципальное управление» (профиль – Региональное управление) предполагает сдачу Государственного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы - бакалаврской работы.
Программа Государственного экзамена носит междисциплинарный характер и включает тематические разделы, соответствующие учебным дисциплинам образовательной программы направления подготовки 080100 «Государственное и муниципальное управление».
Цель Государственного экзамена - выявление совокупности знаний, полученных студентами в процессе обучения, и их умения применять теоретические знания в различных областях управления при решении конкретных задач и управленческих проблем.
Программой предусматриваются следующие требования к профессиональной подготовке выпускника:
- способность самостоятельно, творчески мыслить, демонстрировать понимание сути предметов и явлений, формулировать свою позицию и точку зрения по возникающим вопросам;
- способность комплексно отвечать на вопросы экзаменационного билета, демонстрируя глубину понимания проблемы и существующих межпредметных связей, возникающих в обсуждаемой области;
- умение разрабатывать варианты управленческих решений в области государственного и муниципального управления и обосновывать их выбор, используя критерии социально-экономической эффективности;
Комплексный характер программы обусловил специфику составления экзаменационных билетов. Вопросы билетов отражают общие теоретические аспекты государственного и муниципального управления, а также призваны выявить профессиональные знания, умения и навыки выпускников по дисциплинам базовой и вариативной части профессионального цикла, а также базовой части математического и естественнонаучного цикла,
Формулировки вопросов соответствуют содержанию рабочих программ, утвержденных для учебного процесса по направлению подготовки 080100 «Государственное и муниципальное управление».
Программа Государственного экзамена по специальности содержит перечень вопросов по основным тематическим разделам, список источников, учебников и учебных пособий, а также обязательной и дополнительной литературы.
Государственный экзамен принимается Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), состав которой формируется из профессорско-преподавательского состава Московского психолого-социального университета, а также из специалистов, приглашаемых из сторонних организаций, ведущих преподавателей и сотрудников других высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, а также хозяйственных руководителей и специалистов-практиков в области современного управления и менеджмента.
Государственную экзаменационную комиссию возглавляет председатель, являющийся заместителем председателя государственной аттестационной комиссии. Он организует и контролирует деятельность комиссии, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Состав экзаменационной комиссии утверждается ректором НОУ ВПО «МПСУ».
Обязанности по техническому обеспечению проведения междисциплинарного государственного экзамена возлагаются на секретаря ГЭК, который назначается из числа сотрудников деканата или кафедры управления персоналом.
Основной функцией Государственной экзаменационной комиссии является определение соответствия подготовки выпускника требованиям ФГОС ВПО по направления подготовки 080100 «Государственное и муниципальное управление», а также уровня его знаний, умений и навыков.
Порядок проведения Государственного экзамена разрабатывается кафедрой и доводится до сведения студентов всех форм обучения не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программой Государственного экзамена, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся обзорные лекции и консультации.
Результаты сдачи Государственного экзамена определяются оценками «отлично». «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в соответствующем порядке протоколов заседания Государственной экзаменационной комиссии.
Решения Государственной экзаменационной комиссии принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов ее членов, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя и участия не менее двух третей состава ГЭК. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.
Основная тематика, включаемая в государственный экзамен
Государственный экзамен по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» включает блоки: история государственного управления, теория управления, теория организации, основы управления персоналом, основы государственного и муниципального управления, государственная и муниципальная служба, связи с общественностью в органах власти, принятие и исполнение государственных решений, региональная управление и территориальное планирование, правовые дисциплины (конституционное право, административное, гражданское право, трудовое право).
Требования к бакалавру
Бакалавр государственного и муниципального управления должен:
Уметь:
1. решать проблемы в области государственного и муниципального управления.
Знаком:
· с основными положениями теорий управления и организации, учениями в области управленческих и социальных наук, анализом значимых проблем и процессов в системе государственного и муниципального управления, а также уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональной деятельности.
Иметь:
· целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в обществе и в организации, а также о тенденциях развития российской и мировой систем государственного и муниципального управления;
· четкое представление об истории и современной ситуации в области государственного и муниципального управления в России.
Владеть:
· методами организации работы по целям, ресурсам и результату;
· планированием индивидуальной и совместной деятельности в органе власти и организации;
· исследованием и диагностикой проблем, прогнозов, целей и ситуаций;
· консультационной, методической и образовательной работой с сотрудниками;
· инструментальным анализом, необходимым для выполнения профессиональных функций;
· компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента.
Обладать:
· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные информационные технологии;
· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере государственного и муниципального управления.
Понимать:
· многообразие управленческих процессов в современном России и мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.
Таким образом, студент должен освоить компетенции:
1. критически оценивать информацию, переоценивать накопленный опыт и конструктивно принимать решение на основе обобщения информации; способность к критическому анализу своих возможностей(ОК-14);
2. принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, оценивать последствия решений(ОК-15);
3. адекватно оценивать поставленные цели и результаты деятельности (ПК-48);
4. оценивать свое место в технологии выполнения коллективных задач (ПК-50);
5. эффективно взаимодействовать с другими исполнителями(ПК-51);
владеть:
6. навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК-16);
7. умением правильно применять нормы права (ПК-10);
8. способностью анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации(ПК-29);
9. способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42);
10. методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов (ПК-49).