Совершенствование законодательного регулирования в сфере обращения неэмиссионных ценных бумаг
Законодательное регулирование сферы обращения неэмиссионных ценных бумаг требует совершенствования. В настоящее время сложилась основа организованной части рынка в виде существующего де-факто рынка векселей в качестве краткосрочных инструментов финансирования оборотных средств. В международной практике такие краткосрочные (до одного года) переводные или простые векселя, выдаваемые для публичного привлечения взаймы денежных сумм, путем выдачи одного векселя или любого количества векселей с одинаковыми реквизитами, именуются коммерческими бумагами. По тому же пути развивается и российская деловая практика.
Требуется внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 11.03.1997г. № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе” (в части совершенствования правовых условий для развития рынка неэмиссионных ценных бумаг)”. Необходимо законодательно установить …….а тут у тебя фраза непонятная, сформулируй дальше нормально наряду со сложившимися и организованного сегмента рынка векселей на основе добровольного раскрытия информации, при строгом соблюдении норм международных Женевских Конвенций о векселях, принципов свободы договора и свободы перемещения финансовых средств на территории Российской Федерации, защиты прав инвесторов при недопустимости ограничения прав участников вексельного оборота.
Целями разработки законопроекта “О внесении изменений и дополнений в федеральный закон Российской Федерации от 11.03.1997г. № 48-ФЗ “О переводном и простом векселе” (в части совершенствования правовых условий для развития рынка неэмиссионных ценных бумаг)” являются:
- укрепление базы экономического роста в Российской Федерации путем облегчения и удешевления доступа к краткосрочному кредиту организаций реального сектора экономики;
- реализация норм частей 2,3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, устанавливающих принципы свободы договора и свободы перемещения финансовых средств на территории Российской Федерации, норм ст. 815, предусматривающей возможность выдачи заемщиком при получении взаймы денежных сумм векселя;
Основными задачами разработки законопроекта являются:
- установление основ регулирования рынка коммерческих бумаг, в полной мере учитывающих требования международного Женевского Единообразного вексельного закона;
- защита прав инвесторов на этом сегменте рынка ценных бумаг;
- вытеснение из оборота денежных суррогатов.
Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения в связи с выдачей краткосрочных (до одного года) переводных или простых векселей с целью публичного привлечения взаймы денежных сумм, путем выдачи одного векселя или любого количества векселей с одинаковыми реквизитами
Законопроектом должны быть установлены права и обязанности участников рынка коммерческих бумаг – заемщиков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов, добровольных объединений участников рынка.
Потребность в подготовке новой редакции Закона Российской Федерации “О простом и переводном векселе” от 11.03.1997 № 48-ФЗ также продиктована отставанием законодательства в области использования хозяйствующими субъектами т.н.????? коммерческих бумаг.
Прежде всего, следует указать на отсутствие правовой основы рынка коммерческих бумаг, в настоящий момент существующего де-факто. Это приводит к высоким правовым рискам при осуществлении краткосрочных займов организаций, как в реальном секторе экономики, так и в финансовом.
Кроме того, наличие нерешенных ключевых вопросов и межведомственных противоречий, препятствует выходу кредитоспособных организаций на долговой рынок и развитию доступного краткосрочного кредита - одного из важнейших условий экономического роста.
Другой важнейшей проблемой является защита прав инвесторов на этом сегменте рынка ценных бумаг. В силу международного статуса вексельного закона, возможности государства в этой области известным образом ограничены. Однако существует решение, заключающееся в раскрытии информации в рамках саморегулирования рынка, что позволит инвестору оценивать кредитные риски, связанные с коммерческими бумагами.
Наконец, законодательно установленные принципы саморегулирования рынка коммерческих бумаг обеспечат добросовестное поведение всех участников этого рынка.
Поэтому и необходимо создание правовых условий для развития рынка коммерческих бумаг, законодательное определение понятия “коммерческая бумага”, законодательное установление саморегулирования рынка коммерческих бумаг как основы его функционирования.
Проект федерального закона разрабатывается в развитие положений Гражданского Кодекса Российской Федерации в строгом соответствии с положениями Женевский конвенций о векселях и относится к области гражданского законодательства.
Существующее правовое регулирование оборота векселей, в т.ч. коммерческих бумаг, весьма разрознено и отрывочно. Имеются лишь общие нормы ст. 815 ГК РФ, регулирующие отношения сторон при займе после выдачи векселя и нормы Закона Российской Федерации “О простом и переводном векселе”, направленного в основном на введение “Положения о простом и переводном векселе”. Обычай же на рынке коммерческих бумаг только складывается.
До сих пор на вексельном рынке России, в частности:
- Отсутствует вексельная дисциплина, т.е. “строгое выполнение всех требований, как формальных, так и материальных, предъявляемых к вексельным обязательствам... когда каждый уверен, что находящийся у него вексель действительно предоставляет ему все права, вытекающие из факта обладания вексельным документом и что обязанные по векселю лица точно выполнят, а в случае надобности, будут государственной властью принуждены выполнить взятые ими на себя обязанности”.
- Не обеспечен процессуально строгий и скорый порядок взыскания по протестованным векселям.
- Недоступна информация по протестованным векселям.
- Не решена проблема безопасности - имеет место мошенничество, причем в огромных масштабах.
Необходимо обезопасить хозяйственный оборот от ненадежных векселей. Необходимы меры, не затрудняющие вексельного обращения, но поддерживающие должную вексельную дисциплину и экономическую безопасность. Регулирование вексельного оборота усложняется в силу приоритета норм международного Женевского вексельного закона.
Исходя из вышеуказанных базовых норм и положений Женевских конвенций, существующего обычая, может быть определено основное содержание проекта федерального закона в области коммерческих бумаг, которое должно включать следующие основные моменты.
1. Определение понятия “коммерческая бумага”.
2. Установление основ регулирования рынка коммерческих бумаг.
3. Закрепление отсутствия государственной регистрации выдач коммерческих бумаг, включая публичное привлечение взаймы денежных сумм.
4. Закрепление выдачи и обращения коммерческих бумаг как объекта регулирования правил и стандартов добровольных объединений участников рынка ценных бумаг (в том числе заемщиков и профессиональных участников, включая биржи) в форме некоммерческих организаций (союзов и ассоциаций).
5. Установление требований к таким объединениям, включая минимальный срок деятельности на рынке и численность, наличие обязательного Стандарта раскрытия информации о выдачах коммерческих бумаг, предусматривающего минимальный состав и порядок раскрытия информации.
6. Установление порядка раскрытия информации при выдаче коммерческих бумаг.
7. Установление состава информации, раскрываемой заемщиком.
8. Определение понятия “Программа выдачи коммерческих бумаг”.
9. Установление порядка выдачи и обращения векселей с использованием механизма электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Принятие данного проекта федерального закона позволит устранить правовые риски при осуществлении займов путем выдачи векселей, обеспечит защиту прав инвесторов, укрепит вексельную дисциплину. Получат дальнейшее развитие нормы частей 2, 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, устанавливающие принципы свободы договора и свободы перемещения финансовых средств на территории Российской Федерации, нормы ст. 815, предусматривающей возможность выдачи заемщиком при получении взаймы денежных сумм векселя.
Дороговизна банковских ссуд, трудность доступа к ним привели к тому, что доля финансирования хозяйства через банковские кредиты в Российской Федерации до сих пор является одной из самых низких в мире. Предприятия финансируются за счет взаимных долгов друг другу. Велика доля кредиторской задолженности в источниках оборотных средств хозяйства, в т.ч. просроченной задолженности. Подобная структура финансирования замедляет оборачиваемость средств, вызывает огромные убытки от неплатежей и сокращения производства.
Коммерческие бумаги создают механизм для частичного замещения сложившейся системы финансирования оборотных средств через взаимные неплатежи, риски и потери - на обращаемые, принятые в международной практике инструменты (коммерческие бумаги), которые способны привлекать инвесторов, в т.ч. иностранных, быть ликвидными, доходными, обращаться на организованном рынке и нести меньшие риски. Предприятиям будет обеспечен более легкий, дешевый и с меньшими регулятивными издержками доступ к финансированию. Множественность инвесторов, вместо концентрации долгов в руках немногих кредиторов, создаст более устойчивую финансовую базу предприятий. Биржевой рынок расширит спрос на векселя, сделает их доступными тем инвесторам, которые находятся сейчас вне узкого круга участников вексельного оборота.
В России по прежнему велика доля внутреннего кредита, направляемая на покрытие долговых требований государства. В то время как в индустриальных странах эта доля составляет не более 5-20% внутреннего кредита.
Коммерческие бумаги, выдаваемые наиболее крупными предприятиями, позволят при выросшей осторожности государства в заимствованиях переключить значимую часть финансовых потоков на обслуживание потребностей в кредитовании реального сектора.
Не менее 50% расчетов в хозяйстве происходят с помощью бартера и векселей - денежных суррогатов. Предприятия несут огромные издержки, связанные с замедлением скорости расчетов, искажением рыночных цен, перемещением части оборота из легальной в теневую экономику. Коммерческие бумаги дают возможность пополнить деньгами оборотные средства крупнейших предприятий, увеличить денежную составляющую в их расчетах.
Расширение состава инвесторов, передающих средства хозяйству. Коммерческие бумаги снижают остроту дефицита в ликвидных и доходных, с приемлемыми рисками финансовых инструментах, являясь по сути дела “секьюритизированными” ссудами крупнейшим и наиболее надежным российским компаниям. Создается единый ряд финансовых продуктов предприятий - от коммерческих бумаг к облигациям и далее к обыкновенным и привилегированным акциям.
Коммерческие бумаги вместе с другими мерами дают возможность изменить направленность денежных потоков на финансовом рынке, передать средства инвесторов на вложения в оборотные средства, на обслуживание экономического роста. Коммерческие бумаги “секьюритизируют” банковские ссуды крупнейшим компаниям, придают им ликвидность, превращают в обращающиеся финансовые инструменты, обеспечивают справедливое ценообразование на них. В этой связи будут снижены риски кредитных портфелей важнейших банков, повышена их финансовая устойчивость.
С другой стороны, коммерческие бумаги дают возможность Банку России апробировать механизмы рефинансирования банков для кредитования реального сектора с использованием векселей. При этом раскрытие информации по векселям (коммерческим бумагам), стандартность, обездвиживание векселей в биржевой системе, открытость и ликвидность рынка формируют предпосылки для эффективного и безопасного механизма рефинансирования.
Необходимо выстраивать усилия и по организации электронного вексельного обращения. Бумажная форма документа несет в себе недоверие к векселю как инструменту, несущему риски фальсификации и обуславливает непрозрачность вексельного рынка. Вексель в виде электронного документа позволяет в корне изменить отношение к этому кредитному инструменту, обеспечивает прозрачность вексельных операций, избавляет от рисков «зеркальных» векселей, от рисков, сопутствующих предъявлению векселей и отказов в платеже из-за подделки подписи. Вексель, как предъявительская бумага, остается только на бумажном носителе, что, в свою очередь, сделает движение векселей прозрачным и снимет «головную боль» с ЦБ РФ, ФНС РФ, МВД РФ.
Ограничением для внедрения электронного документооборота векселей является закон №48-ФЗ «О переводном и простом векселе». Ст. 4 закона разрешает выпуск векселей только на бумажном носителе. Эта статья является реальным «тормозом» развития электронного документооборота. Тенденции технологического развития общества позволяют предположить неизбежность перехода к электронному обращению платежных обязательств. Очевидно, что запретительными и тормозящими технологиями можно только отдалить приход электронного денежного и вексельного обращения и, тем самым, в будущем потерять значительный сегмент этого контроля.
Электронный вексель - это те же деньги, ими можно расплачиваться как наличностью, и если лицо, подписавшее его, вызывает безусловное доверие, то он будет охотно приниматься вместо традиционных денег. Вексель имеет то преимущество, что лицо, выпустившее его (или давшее поручительство по нему, или индоссировавшее его), обязано либо заплатить (независимо от обстоятельств, даже подложная передаточная подпись на векселе не освобождает от этой обязанности), либо объявить себя банкротом. Промежуточное решение невозможно. Рынок ценных бумаг эволюционирует в сторону электронного вида.
В настоящее время законодательство практически всех стран мира допускает существование ценных бумаг в электронном виде. И даже более того, в мировой практике значительная часть ценных бумаг именно в таком виде и существует: акции, которыми торгуют на мировых биржах, все чаще и чаще представляют собой не что иное, как просто запись в компьютерной базе данных.
В 2011 году Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли приняла к рассмотрению документ под названием «Правовые вопросы, связанные с использованием электронных передаваемых записей», где под термином «электронные передаваемые записи» рассматриваются как «общий термин» для обозначения электронного эквивалента передаваемого (оборотного или необоротного) документа или товарораспорядительного документа: переводные документы — это финансовые документы, которые могут содержать безусловное обязательство уплатить определенную сумму денег держателю документа или приказ третьей стороне об уплате денег держателю.
Сегодня развитие Интернет представляет собой идеальную среду для оборота таких электронных ценностей: здесь имеются хорошо зарекомендовавшие себя и доступные криптографические технологии, позволяющие сделать такой оборот надежным, конфиденциальным и защищенным от фальсификации. Имеются коммуникации, позволяющие перебрасывать эти ценности в любую точку мира и обмениваться ими. Имеется среда со сформированным предложением товаров и услуг, где можно обменять эти электронные ценности на товары, услуги, информацию. Среда, где эти электронные ценности с легкостью превращаются в оборотное средство, то есть в деньги. Как бы там ни было, альтернативные платежные технологии будут уверенно отвоевывать себе место под солнцем.
В развитии электронного вексельного обращения скрыт потенциал экономического развития государства, так как развитие рынка электронных ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок электронных ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы на другие рынки, тем самым способствуя их развитию.
Система вексельного обращения является компенсаторным механизмом (демпфером), который необходим каждому государству, желающему своего эффективного развития. Кроме этого, к положительным эффектам электронного вексельного обращения стоит отнести:
· сокращение требуемого объема оборотных средств предприятий и целевое их использование (в силу отказа от практики предоплаты), что, в свою очередь, приведет к уменьшению масштабов их индексации и кредитной эмиссии;
· преобразование части долгов между предприятиями разных республик и областей во внутренние долги последних и, следовательно, эффективному возврату долгов, сокращению дебиторской задолженности;
· ускорение расчетов между предприятиями, достижение ритмичности сбыта и поставок;
· хозяйственную самостоятельность и устойчивости хозяйства городов и регионов, отдельных отраслей, финансово-промышленных групп.
Можно принять во внимание положительный зарубежный опыт организации рынка коммерческих бумаг США, также дилерского и внебиржевого, обеспечиваемой DTCC ????? кто это? Она действует на основе агентских договоров по перечислению денег и передаче векселей, имеет договоры с депозитариями, в которых открывает депо-счета. ТККБ ?????? кто это выступает как номинальный держатель векселей, которые «обездвиживаются» в депозитариях. (раскрыть полностью или убрать вообще)
С учётом вышеизложенного, необходимо сказать, что предстоит большая работа по совершенствованию вексельного законодательства. Это касается и привидение в более гибкую, достаточно однообразную систему всех нормативных актов, что может быть выражено в кодификации, а также разработка и принятие новых норм вексельного права, основной задачей которых должно стать ужесточение контроля со стороны государства, обеспечение гарантий прав субъектов вексельного права и принятие новых форм отношений между ними.
Конечным результатом должно стать совершенствование вексельного законодательства на уровне закона, потому как именно нормативный акт такой юридической или способен окончательно решить спорные вопросы и подвести к однообразному толкованию и применению нормы вексельного права. Сейчас очень важно поставить точку в споре о моменте возникновения вексельного обязательства, реформирование в вопросе усиления защиты и гарантий прав векселедержателей. С учётом складывающейся практики назрела необходимость в принятии нормативного акта, регулирующего бездокументарное обращение векселей, основные принципы, методы такого регулирования.