Тема 2. рынок, рыночный механизм и его элементы
1. Общая характеристика спроса. Спрос и потребности. Индивидуальный и рыночный спрос.
2. Практическая оценка рыночного спроса. Функция спроса и ее графическое представление.
3. Ценовые и неценовые детерминанты спроса. Закон спроса. Мнимые и реальные исключения из закона спроса. Парадокс Гиффена.
4. Функциональный и нефункциональный спрос.
5. Общая характеристика предложения. Предложение и производство. Индивидуальное и рыночное предложение.
6. Функция предложения и ее графическое представление.
7. Ценовые и неценовые детерминанты предложения.
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПРОСА
СПРОС И ПОТРЕБНОСТИ
Спрос на какой-либо товар характеризует потребности людей, их желание приобрести то или иное количество данного товара. Характеризует, но не совпадает полностью.
Потребность в некотором благе подразумевает желание его иметь.
Спрос же предполагает не только желание, но и возможность его приобретения по существующим на рынке ценам.
Механизм рынка позволяет удовлетворять лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос. Таким образом, спрос - это платежеспособная потребность в каком либо товаре или услуге.
РЫНОЧНЫЙ СПРОС И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ
Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Еслииндивидуальный спрос на товар отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общийрыночный спрос будет суммированным, или агрегированным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей.
Дляпрактической оценки рыночного спроса используют самые разнообразныеметоды, в томчисле среди наиболее распространенных можно назвать:
•опрос потребителей, позволяющий выявить их предпочтения и возможности;
•рыночный эксперимент, в условиях которого моделируется требуемая ситуация, задаются новые параметры, например, новые цены, и проводится сравнительный анализ поведения потребителей в старых и новых условиях;
•статистический метод, при котором исследуются взаимосвязи между спросом и ценами на интересующий товар за определенный период времени и т.д.
ВЕЛИЧИНА И ЦЕНА СПРОСА
Конкретным показателем спроса служит величина, или объем, или количество спроса.
Величина спроса (Qd, quantity of demand) - количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен в государственных магазинах) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.
На величину спроса влияет огромное количество факторов (детерминантов), среди которых наиболее значимыми считаются вкусы потребителей, размеры их дохода, цены данного и других товаров на рынке.
Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называетсяценой спроса (Рd).
ФУНКЦИЯ СПРОСА
Зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами (детерминантами) называютфункцией спроса и в самом общем виде записывают следующим образом:
Qd=Qd(Р1,...,Рi...Рn,I,Е,R,N,Т,Х),
где Qd - величина спроса на рассматриваемый товар ;
P1,...Рn - цены рассматриваемого и других товаров;
I - потребительский доход;
Е - ожидания потребителей относительно будущих цен, доходов и доступности товаров;
R - денежный доход потребителей;
N - количество потенциальных покупателей;
T - вкусы и предпочтения потребителей;
Х - другие факторы, влияющие на спрос товара 1.
Если все факторы, определяющие величину спроса считать неизменными для данного периода времени, то можно от общей функции спроса перейти кфункции спроса от цены:
Qd=Qd(Рi),
где Qd - величина спроса на товар i; Рi - цена товара i.
Обратная зависимость цены от величины спроса называется соответственнообратной функцией спроса и имеет вид:
Рi=Рd(Qd).
Функциональная зависимость между величиной спроса и ценой (как и любая функциональная зависимость) может быть представлена тремя традиционными способами :
•табличным,
•аналитическим (через составление уравнения), например,
Qd=а-bРi
(для линейной функции спроса)
или
Qd=c(Pi)-e,
(если функция является степенной),
где а, b, с, е - соответствующие коэффициенты;
Рi - цена товара i ;
•графическим.
КРИВАЯ СПРОСА
Графическое изображение функции спроса от цены на координатной плоскости получило названиекривой спроса).
Для построения кривой спроса отложим цены на оси ординат, а количество товаров (величину спроса) на оси абсцисс и получим искомый график. Обратное расположение параметров связано с тем, что автор первого учебника по экономической теории, английский экономист Альфред Маршалл, рассматривал в качестве базовой функцию цены от спроса (то что мы называем сегодня обратной функцией спроса). Современная экономическая теория оперирует прямой функцией, но графическое изображение остается традиционным (по Маршаллу).
Рис. 6 Кривая спроса.
СПРОС И ВЕЛИЧИНА СПРОСА
При анализе рыночной конъюнктуры необходимо проводить четкое различие между спросом и величиной спроса, а также между изменениями величины спроса и изменениями в самом спросе на данный товар.
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочих параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары и т.д.). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки А в точку В как на рис. 7.
Рис.7. Изменение величины спроса
Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением всей кривой спроса вправо (если спрос растет) или влево (если падает) (См. рис.8).
Рис.8. Изменение спроса
ЗАКОН СПРОСА
Убывающий характер кривой спроса и обратная зависимость между ценой и величиной спроса носят универсальный характер и отражают действие одного из основополагающих экономических законов- закона спроса.
Если цены на какой-либо товар увеличиваются, и при этом все прочие параметры остаются неизменными, то спрос будет предъявляться на все меньшее количество данного товара.
Практически единственным исключением из закона спроса являетсяпарадокс Гиффена, названный так в честь английского экономиста Роберта Гиффена (1837-1910). Этот экономист обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в) объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Гиффен связал это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев падали, и они вынуждены были сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть от голода. В силу этого кривая спроса на картофель имела "восходящий" вид.
Существуют также"мнимые" исключения из закона спроса, когда неискушенный исследователь рынка путает происходящие изменения в спросе с изменениями величины спроса. Примером может служить формально появляющаяся на рынке прямая зависимость между ценой и объемами спроса :
1) при так называемых инфляционных (или дефляционных) ожиданиях потребителей;
2) когда цена является признаком качества для потребителя;
3) когда цена служит мерилом престижности товара.
Для всех этих случаев происходит смещение кривой спроса вправо при росте цен, и следовательно, общий закон спроса сохраняет свое значение.