Построение кольцевых маршрутов

Коммерческая деятельность обычно связана с командировками, поездками по городам для заключения сделок. Расстояния между любой парой множества из nгородов известны и составляют Построение кольцевых маршрутов - student2.ru .Если прямого маршрута между городами i и j не существует, то допускают, что Построение кольцевых маршрутов - student2.ru .

Коммерсант, выезжая из какого-либо города, должен посетить все города, побывав в каждом из них один и только один раз, и вернуться в исходный город. Необходимо определить такую последовательность объезда городов, при которой длина маршрута

была бы наименьшей.

Экономико-математическая постановка этой задачи может быть представлена как задача целочисленного линейного программирования.

Переменные определим следующим образом:

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru =1, если коммивояжер переезжает из города i в город j Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ; в противном случае Построение кольцевых маршрутов - student2.ru=0.

Задача заключается в определении матрицы целых неотрицательных значений переменныхПостроение кольцевых маршрутов - student2.ru, минимизирующих целевую функцию вида

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , Построение кольцевых маршрутов - student2.ru

при ограничениях:

1) для въезда в город j только один раз: Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , Построение кольцевых маршрутов - student2.ru

2) для выезда из города i только один раз: Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , Построение кольцевых маршрутов - student2.ru

В такой постановке задача коммивояжера представляет собой задачу целочисленного линейного программирования. Действительно, условия Построение кольцевых маршрутов - student2.ru исключают в оптимальном решении значения Построение кольцевых маршрутов - student2.ru =1 как не имеющие смысла, а ограничения требуют:

1) чтобы маршрут включал только один въезд в каждый город;

2) чтобы маршрут включал лишь один выезд из каждого города, а целевая функция включала длину маршрута коммивояжера;

3) чтобы маршрут образовывал контур, проходящий через все города.

Таким образом формируется экономный вариант маршрута в виде кольца.

Решение этой задачи строится, например, методом ветвей и границ целочисленного программирования.

Контрольные вопросы

1. Как формулируется общая задача линейного программирования (ОЗЛП)?

2. Какие задачи коммерческой деятельности можно представить в виде ОЗЛП?

3. Какие показатели хозяйственной деятельности предприятий имеют линейную форму связи?

4. Какие показатели коммерческой деятельности могут входить в постановку задач линейного программирования?

5. Приведите пример формализации задачи коммерческой деятельности.

Задачи

1. Постройте экономико-математическую модель оптимизации плана хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли, определите объем продажи товаров Построение кольцевых маршрутов - student2.ru по каждой товарной группе, обеспечивающий максимум прибыли П при заданной величине товарооборота Построение кольцевых маршрутов - student2.ru с учетом следующих данных:

n- количество товарных групп;

j - номер товарной группы Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - средняя розничная цена единицы товара j-й группы, руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - объем продажи j-й товарной группы, руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - плановый объем товарооборота;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - уровень издержек обращения, % к товарообороту j-й товарной группы;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - уровень торговой скидки, % к товарообороту j-й товарной группы;

S - полезная площадь торговых залов, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru -полезная площадь отдела, в котором продаются товары j-й товарной группы, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - норматив товарооборота j-й товарной группы на 1 Построение кольцевых маршрутов - student2.ru площади залов, руб./ Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru -рабочее время продавцов квалификации l, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - норматив товарооборота по j-й товарной группе на группу продавцов квалификации l в единицу времени, руб./ч;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - издержки обращения по статье h, руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru -плановый норматив издержек обращения по статье h, руб.;

h-номер статьи издержек обращения, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru (h=1 соответствует заработной плате, h=2 — транспортным расходам и т.д.);

Н - количество статей издержек обращения;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - плановый уровень товарооборота j-й товарной группы.

2. Постройте экономико-математическую модель оптимизации плана хозяйственной деятельности предприятия розничной торговли, позволяющую определить товарооборот по каждой товарной группе Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ,обеспечивающий максимальный объем товарооборота Q при заданной величине прибыли Построение кольцевых маршрутов - student2.ru и условиях задачи 1.

3. Торговое предприятие в течение месяца осуществляет реализацию nтоварных групп Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , каждая из которых включает r видов товара Построение кольцевых маршрутов - student2.ru . На реализацию товаров r-го вида каждой товарной j-й группы заданы верхний Построение кольцевых маршрутов - student2.ru и нижний Построение кольцевых маршрутов - student2.ru пределы товарооборота. Предприятию установлен месячный план товарооборота Построение кольцевых маршрутов - student2.ru (тыс. руб.).

Постройте экономико-математическую модель, позволяющую получить оптимальный месячный план продажи товаров Построение кольцевых маршрутов - student2.ru обеспечивающий максимальную прибыль П при следующих условиях:

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - площадь торговых залов на единицу товарооборота в натуральном выражении при реализации rвида товара из j-й группы;

S -производственная площадь торгового предприятия, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - месячный фонд времени работы продавцов квалификации l, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , чел.-ч;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - норматив товарооборота на группы продавцов квалификации l при реализации r-го вида товара из j-й группы в единицу времени;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru -торговая прибыль от продажи единицы r-го вида товара из j-й группы, руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - средняя розничная цена r-го вида товара из j-й группы, руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru -месячный лимит статьи h издержек обращения, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - расходы по статье h издержек обращения на 1 тыс. руб. товарооборота по реализации r-го вида товара из j-й группы, руб.;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - плановый объем товарооборота.

4. Торговое предприятие в течение месяца осуществляет продажу nтоварных групп, каждая из которых включает rвидов товара Построение кольцевых маршрутов - student2.ru . На реализацию товара r-го вида каждой товарной j-й группы Построение кольцевых маршрутов - student2.ru заданы верхний Построение кольцевых маршрутов - student2.ru и нижний Построение кольцевых маршрутов - student2.ru пределы товарооборота.

Постройте экономико-математическую модель, позволяющую получить оптимальный месячный план продажи х по каждому виду товара Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , обеспечивающий при заданной величине торговой прибыли Построение кольцевых маршрутов - student2.ru максимальный объем товарооборота Q по условиям задачи 3.

5. Постройте экономико-математическую модель организации снабжения товарами предприятий розничной торговой сети в городе, обеспечивающую минимум затрат на транспортные расходы Cпо завозу товаров при следующих условиях:

R -количество наименований товарных позиций;

r - номер наименования товара, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

m - количество розничных торговых предприятий;

i - номер розничного торгового предприятия, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

n - количество оптовых торговых предприятий;

j - номер оптового торгового предприятия, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - запасы r-го товара на j-м оптовом предприятии;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - объем реализации товара r-го наименования на i-м розничном предприятии;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - спрос населения на товар r-го вида;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - стоимость перевозки единицы товара r-го вида из j-го оптового

торгового предприятия в i-е розничное;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - объем перевозок товаров r-го вида из j-го оптового в i-е розничное торговое предприятие.

6. Постройте экономико-математическую модель организации снабжения товарами предприятий розничной торговли в городе, позволяющую получить максимальный доход по условиям задачи 5.

7. Постройте экономико-математическую модель развития предприятий розничной торговли сети в регионе, обеспечивающую минимум затрат на поездку жителей из населенных пунктов в торговые центры при следующих условиях:

n - число населенных пунктов;

j - номер населенного пункта, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - численность населения j-го пункта;

m - количество торговых центров;

i - номер торгового центра, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - затраты на поездку одного жителя из пункта j в пункт i торгового центра;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - численность населения j-го пункта, обслуживаемого в i-м центре;

R- количество наименований товарных позиций;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - норма обеспеченности одного жителя товаром r-вида, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - объем реализации товара rв i-м торговом центре;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - спрос всего населения Построение кольцевых маршрутов - student2.ru в пункте j на товары.

8. Постройте экономико-математическую модель развития предприятий розничной торговли в регионе, обеспечивающую получение максимального дохода по условиям задачи 7.

9. Постройте экономико-математическую модель размещения предприятий розничной торговли в регионе, имеющем n населенных пунктов, среди которых следует выбрать такие m, где будут расположены торговые центры, которые представляли бы населению соответствующие rтовары в объеме Построение кольцевых маршрутов - student2.ru и ассортименте R, соответствующие нормам обеспеченности всего населения региона в целом S, и при этом средневзвешенные затраты времени на поездку T были бы минимальны с учетом следующих данных:

R -количество наименований товарных позиций;

r - номер наименования товара, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - норма обеспеченности одного человека товарами rвида;

j - номер населенного пункта, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - численность населения в j-м пункте;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - минимально допустимая численность населения, обслуживаемая торговым центром;

i - номер предприятия розничной торговли, Построение кольцевых маршрутов - student2.ru ;

S- объем спроса на товары всего населения региона;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru - затраты времени на поездку из j-го пункта до i-го торгового центра;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru -максимально допустимые затраты времени на поездку до торгового центра;

Построение кольцевых маршрутов - student2.ru , если i-й пункт прикреплен к i-му центру, в противоположном случае он равен 0.

10. Постройте экономико-математическую модель размещения предприятий розничной торговли, позволяющую минимизировать транспортные издержки на доставку товаров по условиям задачи 9.

Наши рекомендации