Коммуникации в организации Toyota

Секрет успеха японского производителя привлекал всегда внимание партнеров с разных континентов. Деловых партнеров удивляла и интересовала схема общения и мотивации сотрудников, ориентированность на клиента, ведь в конечном итоге здоровый климат внутри фирмы влияет на успех компании. Конечно, очень многое зависит от ментальности, характерные черты японского мировоззрения формировались под влиянием самурайской этики, ключевыми понятиями, в которой являются долг, честь, благородство, готовность к самопожертвованию. Начиная деловое сотрудничество с японскими бизнес-партнерами, стоит выверить заранее каждый шаг, каждое слово, желательно просчитать перспективу на наиболее долгий срок. Японцы склонны долго и тщательно рассматривать предложение, но им всегда интересны долгосрочные планы. Исходя из этого и строятся в их организациях отношения менеджер – подчиненный; продавец – клиент; сотрудник - сотрудник: зависимо – уважающие отношения. Основной добродетелью, как в обычной жизни, так и в бизнесе, японцы считают терпение. В сочетании с высоким уровнем самообладания это позволяет воздержаться от резких необдуманных шагов и достичь максимального взаимопонимания. Воспитание японцев и их духовные ценности делают главным качеством готовность к компромиссу ради общего согласия, стремление к воспевании в их культуре гармонии. Японцам также присуща дисциплинированность и пунктуальность. Обязательства выполняются очень строго и в срок, того же они ожидают от партнера. Тем самым они подчеркивают свое уважение и ждут такого же отношения к себе. В отличие от стран, жителям которых в карьере присущи личные амбиции, для японцев ключевым является понятие группы. Они очень стремятся к согласованным действиям в коллективе. Индивидуализм здесь не в чести, а внимание к личности проявляют в зависимости от той ценности, которую она представляет для данной группы. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ГРУППЕ является наиболее важным критерием оценки. собственной успешности для японских служащих, Личные достижения отходят на второй план перед успехом корпорации в целом. Возможно это и есть ключ к успеху организации в целом.

Идея, возникшая у топ-менеджера, долго вынашивается, взвешивается каждая деталь внедрения ее в общественное сознание и претворение ее в жизнь. Так как руководителя интересует, чтобы каждый сотрудник не просто механически выполнял действия, указанные в плане, не понимая и не представляя для чего он это нужно, разрабатывается стратегия воплощения идеи в жизнь. Руководитель тратит большую часть своего времени на коммуникацию для того, чтобы реализовать собственные роли и цели в межличностных отношениях, в информационном обмене, в процессах принятия решений, а также в управлении, планировании, мотивации деятельности подчиненных и контроле за их работой. Поскольку все виды управления построены на коммуникации, ее с полным основанием можно считать главным связующим процессом. От качества обмена информацией зависит степень реализации предстоящих задач.

Эффективная коммуникация предполагает также наличие у менеджера коммуникативной компетентности – способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, т.е. достигать взаимопонимания, ясного представления о ситуации и предмете общения. Необходимо устранить по возможности либо свести к минимуму то, что может помешать лучшему восприятию поставленной задачи, это так называемые шумы:

1. Стереотипы - упрощенное мнение относительно отдельных лиц или ситуации;

2. Предвзятое отношение – склонность опровергать то, что противоречит собственному мнению или представлению;

3. Плохие отношения между людьми – личная неприязнь;

4. Отсутствие интереса собеседника и его внимания;

5. Привычка спешить с выводами, заключениями – пренебрежение фактами;

6. Неумение правильно и понятно излагать свои мысли, слабая убедительность, нелогичность;

7. Неверно выбранный способ общения, стратегия и тактика;

8. Несовместимость видов общения.

Теперь, когда есть представление о том, чего нужно избегать при передаче информации от вышестоящего источника по всем каналам на все уровни предприятия, нужно проследить какими видами связи можно воспользоваться, чтобы максимально сохраняя смысл передаваемого в краткие сроки отправить идею и воплотить ее в жизнь.

«Контакт масок», когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски /вежливости, строгости, скромности, безразличия/ - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Примитивное общение, когда в отношении собеседника возникает один вопрос: «А что я с этого буду иметь?», в зависимости от ситуации может «проникнуться», а может оттолкнуть. В любом случае, получив желаемое, теряет дальнейший интерес к собеседнику и не скрывает этого.

Формально-ролевое общение, когда строго регламентированы содержание, средства общения.

Деловое общение, когда при решении вопроса интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение, когда в ходе беседы может быть затронута любая тема; собеседники хорошо знают друг друга, могут предвидеть реакцию на информацию; это беседа друзей.

Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, когда используются разные приемы / лесть, запугивание, шантаж, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.д./

Светское общение - суть в его беспредметности; говорят то, что положено в подобных случаях, чья-либо точка зрения не имеет здесь значения.

В нашей организации четко прописаны правила общения как между сотрудниками, между подчиненными и начальниками отделов, также существуют правила общения с клиентами. Так компания Toyota Motor Corporation является транснациональной, она определила общий корпоративный стандарт для всех видов коммуникаций. Это создано для того, чтобы клиент, находясь в любой стране мира, чувствовал себя в Центре Тойота как дома, то есть от организации бизнеса и до корпоративного интерьера существует единый для всех стран стандарт.

Стандарты прописаны в уставе организации. В приложении я представлю схемы корпоративных стандартов. Интересно, что мотивация необходима не только для низких – рабочих уровней компании, а также для руководителей.

Конечно, в нашей компании существует не один вектор направленности – задачи, поставленные руководством. Межличностные общения между сотрудниками различных отделов. Соответственно уставу компании сотрудники должны для общего единства и чувства принадлежности к компании создавать здоровую атмосферу между собой, но это не должно мешать четкой и слаженной работе. В рабочее время сотрудники должны больше быть заняты клиентом, а для сплоченности и общения между собой предусмотрены корпоративные мероприятия, где, в неформальной обстановке, могут встретиться сотрудники и их начальники. Это позволяет свести на нет все конфликтные ситуации и какие-либо взаимонепонимания, нарастающие в рабочих условиях.

Наши рекомендации