Добровольные экспортные ограничения
Тариф на экспорт
Введение таможенного тарифа на экспорт может быть рациональным в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, а также путем выплаты соответствующих субсидий производителям. Ограничение экспорта рассматривается государством как нужная мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предупреждения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Государство может быть заинтересовано в определении экспортного тарифа и с точки зрения роста доходной части бюджета. В основном экспортные тарифы используются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Промышленно развитые страны экспортные тарифы не используют, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией.
Таможенный союз
Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешнеторговой деятельности является координация таможенной политики между странами с помощью создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны устраняют таможенные пошлины в торговле между собой. Однако каждая страна сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между страна-
ми-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, безусловное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
Нетарифные методы регулирования
Нетарифные ограничения являются наиболее расширенными формами и методами регулирования внешнеторговой деятельности по сравнению с тарифными методами. Они представляют такую же угрозу либерализации торговли. К нетарифным инструментам относятся разнообразные экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.
Квотирование
Самой распространенной формой нетарифного ограничения является квота, или контенгент. Квотирование (контингирова-ние) — это ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, позволенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период.
Квотируется в основном импорт товаров. Оно (квотированные) играет роль, подобную протекционистской пошлине, т. е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке.
К нетарифным барьерам относится также государственная монополия (как исключительное право государства на осуществление определенных видов внешнеэкономической деятельности, национальные налоговые системы, национальные стандарты ит. п.).
Государственное воздействие влияет и на регулирование ввоза и вывоза капитала. Государство, с одной стороны, должно обеспечить благоприятный инвестиционный климат с гарантией от национализации иностранной собственности, с другой — защитить собственные интересы, например через
установление максимальной доли иностранного капитала в совместных предприятиях, установление перечней отраслей, доступных для иностранных инвесторов, участие национальных кадров в управлении, доступность информации и т. д.
Квотирование внешнеторговой деятельности должно претворяться в жизнь путем лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно накладывать запрет на нели-цензированную торговлю. Лицензирование имеет и самостоятельную значимость как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство дает право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).
Имеется также практика автоматического лицензирования. Это когда для ввоза или вывоза определенных товаров необходимо получить лицензию, что позволяет государству выполнить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро ввести ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ и ВТО позволяют вводить полные ограничения импорта в результате резкого неравновесного баланса.
Добровольные экспортные ограничения
Особое распространение получила форма количественного ограничения импорта — это добровольные экспортные ограничения, когда страна-импортер вводит квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Такие экспортные ограничения считаются не добровольными, а вынужденными: они включаются либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить жесткие протекционистские меры. В настоящее время в рамках ГАТТ и ВТО поставлена задача отмены добровольных экспортных ограничений.
Экспортные субсидии
Вособенную группу мер, используемых государством для регулирования отношений страны с мировым хозяйством, относится так называемый активный протекционизм или различные формы стимулирования экспорта.
Государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт для защиты национальных производителей. Одной из форм стимулирования отечественных экспортных отраслей являются экспортные субсидии. Экспортные субсидии— это льготы финансового характера, которые предоставляются государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры приобретают возможность продавать товар на внешнем рынке по цене более низкой, чем на внутреннем.
Экспортные субсидии бывают прямыми и косвенными. Прямые экспортные субсидии — выплата дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Косвенные — путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т. п.
В соответствии с правилами ГАТТ и ВТО применение экспортных субсидий запрещается. Но если они все-таки применяются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взыскания компенсационных импортных пошлин.
Демпинг
Демпинг — распространенная форма конкурентной борьбы на мировом рынке. Экспортер продает свой товар на зарубежном рынке по цене ниже нормальной. Демпинг является, во-первых, следствием государственной внешней политики (экспортер получает субсидию); во-вторых, демпинг может стать результатом типично монополистической практики дискриминации в ценах (фирма-экспортер, занимающая монопольное положение на внутреннем рынке при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж).
Дискриминация в ценах возможна в том случае, если рынок сегментирован, т. е. затруднено выравнивание цен внутреннего и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли.
Международные картели
Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели. Это монополистические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию между продавцами для установления выгодных цен.
Такие картели создавались многократно на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене с ограниченным числом продавцов.
Экономические санкции
Формой государственного ограничения внешней торговой деятельности являются экономические санкции. Примером может быть торговое эмбарго — это запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Введение эмбарго на торговлю с другой страной устанавливается в основном по политическим мотивам. По отношению к какой-либо стране экономические санкции могут также нести коллективный характер, например по решению ООН.
Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше. В последнее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регулирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.
ТНК и их значение в мировой экономике
Транснациональная корпорация (ТНК)— это крупная значительная фирма (или союз фирм различных стран), которая имеет заграничные капиталовложения (активы) и оказывает в международном масштабе огромное влияние на какую-либо сферу экономики (или даже несколько сфер).
В зарубежной международной экономической литературе довольно часто используют такие термины, как «многонациональные фирмы» и «многонациональные корпорации». Следует заметить, что данные термины используются как синонимы.
Существуют определенные качественные признаки ТНК. Они состоят в следующем.
Во-первых, это особенности реализации. Предприятие (фирма) реализует внушительную часть своей продукции и одновременно оказывает этим заметное влияние на международный рынок.
Во-вторых, это особенности размещения производства. Дочерние фирмы и предприятия могут находиться в других странах.
В-третьих, это особенности прав собственности. Владельцы предприятия — резиденты разных стран.
Любой фирме достаточно обладать всего лишь одним признаком, чтобы войти в категорию транснациональных корпораций. Однако можно подчеркнуть, что существуют некоторые крупные предприятия (компании), которые обладают сразу тремя этими признаками.
Самым важным признаком считается первый. Безусловным лидером именно по этому критерию в данный момент является швейцарская фирма «Нэстле» («Nestle»). Более 98% продукции данной компании приходится на экспорт.
А остальные два признака (интернационализация производства и собственность) могут отсутствовать.
Предел между транснациональными и обычными корпорациями в современном обществе достаточно условен, так как по мере созревания глобализации экономики совершается интернационализация и рынков собственности, и производства, и сбыта. Вот поэтому исследователи пользуются разнообразными критериямивыделения ТНК.
У Организации Объединенных Наций свое мнение по поводу ТНК. Она сначала относила к их числу компаний, филиалы которых находились более чем в шести странах и годовой оборот составлял более 100 млн долларов. Теперь ООН относит к транснациональным корпорациям те, которые имеют следующие признаки:
1) наличие производственных ячеек не менее чем в двух
странах;
2) централизованное руководство экономически согласо
ванной политики;
3) деятельное взаимодействие производственных ячеек
(обмен ответственностью и ресурсами).
Современные российские экономисты выделяют два вида
ТНК:
1) транснациональные корпорации, деятельность которых
выходит за грань страны, где находится их центр (своего
рода «штаб-квартира»);
2) транснациональные корпорации, представляющие
собой союз национальных «бизнес-организаций» различ
ных государств.
Следует различать ТНК по масштабам деятельности. Они бывают малыми и крупными. Критерием такого разделения является величина годового оборота. Если малые ТНК располагают в основном по трем или четырем зарубежными филиалами, то у крупных ТНК их количество измеряется десятками, а возможно, даже сотнями.
Немаловажной особой разновидностью транснациональных корпораций являются транснациональные банки (ТНБ). В их обязанность входит кредитование деятельности и организация денежных расчетов в мировом масштабе.
Для того, чтобы более ясно представить себе всю сущность ТНК, необходимо обратить внимание собственно на ее развитие. Самые первые зачатки ТНК появились в XVI—XVII вв. с освоением колониального Нового Света, когда учредителями образовавшейся в 1600 г. Британской Ост-Индской компании являлись не только английские купцы, но также коммерсанты Голландии и банкиры Германии. Однако почти до XX в. похожие колониальные компании не играли решающей роли в мировом хозяйстве, так как в род их занятий входила исключительно только торговля, а не производство. Их можно назвать только предшественниками современных ТНК.
В развитии ТНК возможно выделить только три основных этапа.
Первый этап— это начало XX в. ТНК вкладывали средства, (в основном в сырьевые) в отрасли слаборазвитых экономически иностранных хозяйств и прежде всего формировали там закупочные и сбытовые подразделения. Исправлять высокотехнологичное производство промышленности за границей тогда было невыгодно. С одной стороны, в таких странах отсутствовал персонал необходимой квалификации, а высокой степени автоматизации технологии не достигли. С другой стороны, приходилось принимать во внимание возможные негативные воздействия новых производственных мощностей на способность поддерживать действенный уровень применения мощностей на прежних «домашних» предприятиях компании. В этот период субъектами транснационализации являлись в основном международные картели (объединения фирм разных стран). Они распределяли рынки сбыта, занимались согласованной ценовой политикой и т. д.
Второй этап развития ТНК начинается с середины XX в. Это усиление значимости зарубежных производственных подразделений проявляется, не только в развивающихся, но также и в развитых странах. Зарубежные производственные филиалы начали специализироваться главным образом на производстве той же продукции, что и производилась в «родной» для ТНК стране. Понемногу отделения ТНК меняют специализацию, все более и более ориентируясь на местный спрос и рынок. Если раньше на мировом рынке хозяйничали
международные картели, то теперь зарождаются национальные фирмы, довольно крупные, которым по силам даже проводить самостоятельную внешнеэкономическую стратегию.
Особенно важен тот момент, что именно в 1960-е гг. зарождается сам термин «транснациональные корпорации».
Такой стремительный рост количества и значения ТНК с 1960-х гг. связан во многом с влиянием научно-технической революции, так как внедрение новых технологий и легкость производственных операций повлияли на то, что стало возможным использование низкоквалифицированного и малограмотного персонала. При этом появился потенциал для пространственного разъединения отдельных технологических процессов. Рост транспортных и информационных коммуникаций содействовал воплощению в жизнь этих возможностей. В этот период стал возможным производственный процесс. Это дало толчок, способствующий развитию при концентрации управления пространственной децентрализация производства в планетарном масштабе.
Современный этап — с конца XX в. Главной особенностью формирования ТНК является организация сетей производства и реализация их в глобальном масштабе. Рост количества зарубежных филиалов ТНК совершается гораздо быстрее, чем рост числа самих ТНК. Ключевую роль в выборе мест для основания дочерних фирм играет анализ производственных издержек, а они более низки в развивающихся странах. Там производится продукция, на которую спрос выше. Из-за этого, например, население современной Германии покупает технику германской фирмы «Bosh», которя производится вовсе не в Германии, а в Южной Корее.
Инвестиционный поток транснациональных корпораций увеличился в своих масштабахи внастоящее время все больше концетрируется в самых обеспеченнных регионах мира.
Если еще в 1970-х гг. примерно 25% иноземных прямых инвестиций попадало в развивающиеся страны, то уже к концу 1980-х их число упало ниже 20%.
Масштабы современных ТНК
ТНК объединили международное производство с мировой торговлей. Они функционируют через свои дочерние пред-
приятия и филиалы в сотнях стран мира по одной финансовой и научно-производственной стратегии. ТНК обладают колоссальным рыночным и научно-производственным потенциалом, который обеспечивает высокий уровень развития.
По состоянию на начало 2006 г. в мире действовало 68 тыс. ТНК, контролирующих 930 тыс. иностранных филиалов. Для сопоставления: в 1939 г. насчитывалось всего около 30 ТНК, в 1970 г. — 7 тыс., в 1976 г. — 11 тыс. с 86 тыс. филиалов).
Роль ТНК в современном мировом хозяйстве оценивают при помощи следующих показателей:
1) на ТНК приходится примерно 1/2 мирового промы
шленного производства;
2) они контролируют около 2/3 мировой торговли;
3) на предприятиях ТНК трудится около 10% всех занятых
в несельскохозяйственном производстве;
4) ТНК проверяют примерно 4/5 всех имеющихся в мире
лицензий, патентов и ноу-хау.
Состав ТНК по их происхождению с течением времени становится все более интернациональным. Среди наиболее крупных фирм мира, безусловно, преобладают американские.
Регионы в современном мире хозяйства
1. Азия в мировом хозяйстве. Основные показатели экономического и социального развития
При рассмотрении данного вопроса необходимо вспомнить, что 26 декабря 2004 г. На территориях вокруг Индейского океана призошли катострофические по своей силе землетрясения и цунами, которые унесли 280 тыс жизней и нанесли огромный ущерб.
Наиболее значительной чертой Азиатско-Тихоокеанского региона — стремительное старение населения, а также увеличивающаяся доля женщин.
Можно отметить, что 2004 г. в Азии характеризовался самыми высокими за последние три десятилетия темпами экономического глобального взросления. В странах региона ЭС-КАТО также наблюдались впечатляющие экономические показатели, их темпы при этом оценивались в 7,2% учетом в целом низких уровней инфляции. Учащение темпов роста ВВП было особенно заметно в Восточной и Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, а также в развитых странах региона. Тем не менее другим субрегионам пришлось поддерживать темпы роста на уровне, близком к уровням предыдущего года.
В общем экономический рост имел многоотраслевой характер при содействии динамичного роста экспорта и более менее растущих цен на сырьевые товары. Также учитывалось увеличение внутреннего спроса, который обусловлен низкими процентными ставками.
В 2004 г. наблюдалась активизация капитальных затрат во многих странах Азии, а также резкий наплыв прямых иностранных инвестиций в регион.
Такое инфляционное давление оказало неоднородное влияние. В одних регионах замечались сравнительно более высокие темпы инфляции в 2004 г. по сравнению с 2003 г., а в других — значительно низкие темпы инфляции (тихоокеанские островные страны). Одним словом, в развивающихся странах региона ЭСКАТО темпы инфляции сохраняются на уровне — 4,8%.
Впечатляющие показатели экономики стран региона свидетельствуют об устойчивости региональной экономики перед целым рядом прежних и новых проблем. Не последнюю роль в рекордном повышении номинальных цен на сырую нефть, которое в определенной степени затормозило темпы роста во второй половине 2004 г., сыграл возврат повышательных инфляционных тенденций в регионе.
Отдельные центральные банки приступили к повышению процентных ставок заблаговременно, но с небольшими приращениями, для того чтобы сбавить риск потенциально более высоких уровней инфляции в дальнейшем, что ориентирует на конец периода низкой инфляции и низких процентных ставок, длившиеся в течение предыдущих лет.
По ранее данным прогнозам, в 2005 г. темпы роста ВВП в регионе ЭСКАТО снизились примерно до 6,2% по мере обострения стагнационных тенденций на внешних рынках. А вот темпы инфляции замедлились примерно до 4%. Из-за неясности в вопросе дальнейшего движения цен на нефть была характерна более высокая степень погрешности.
Такие потрясения, как катастрофическое цунами и вирус птичего гриппа очень существенно сказались на росте в краткосрочной перспективе.
Следует не забывать, что различные субрегионы ЭСКАТО, а также некоторые страны, как представляется, будут очень по-разному решать задачу сохранения набранных темпов роста. Об этом уже говорилось выше.
В целом рост экономики в Восточной и Северо-Восточной Азии, рассматривая 2004 г, поднялся до 7,5%-ного уровня, что на 1,3% выше предыдущего года.
Перспективы роста субрегиона Азии тесно связаны с результативными мерами. Существует мнение, которое сводится
к тому, что в экономике Китая следует потихоньку снижать эти темпы до более устойчивых, что позволит странам субрегиона и всему региону ЭСКАТО оригенитроваться в рыночном пространстве.
В Северной и Центральной Азии 2004 г. характеризовался динамичностью роста. Тем не менее по сравнению с уровнем 2003 г. в некоторой степени они снизились. Уровни инфляции сократились в таких странах, как Узбекистан и Российская Федерация, однако во второй из них они по-прежнему остаются на высоком уровне.
В других странах субрегиона наблюдается внушительное ценовое давление. 2005 г. характеризуется подавлением темпов роста производства, а также темпов инфляции.
В тихоокеанских островных странах отмечались умеренные темпы роста реального ВВП. Основательные темпы роста подкреплялись более высокими ценами на сырьевой экспорт и развитие туризма.
Последствием усовершенствования системы экономического управления значится сокращение бюджетных дефицитов и резкий спад уровня государственной задолженности. С помощью этого валютно-финансовая система смогла достичь значительных успехов в борьбе с инфляцией.
Все же повышение цен на нефть ставит эти успехи под угрозу. В настоящее время происходит замедление темпов экономического роста из-за снижения цен на сырьевые товары при незначительном повышении уровня инфляции.
Макроэкономическая стабилизация тихоокеанских островных стран до сих пор не привела к ускорению темпов экономического роста, что главным образом объясняется отсутствием благоприятных для инвесторов условий — это и является их отличительной чертой.
Для инвесторов малопривлекательный климат определяется неразвитостью системы управления и политической нестабильностью, усугубляющимися коррупцией и слабой защитой закона и порядка.
Развитию сельских районов уделяется недостаточное внимание, а это подрывает усилия, направленные на борьбу с нище-
той в субрегионе. Разработка стратегии по обеспечению устойчивого развития и предотвращению хищнической эксплуатации природных ресурсов.
По соотнесению с высокими темпами экономического роста, достигнутыми в прежние годы, развивающимся странам Южной и Юго-Западной Азии, несмотря на скверные погодные условия в Южной Азии и более высокую стоимость нефти, все же удалось несколько повысить темпы экономического роста.
В Шри-Ланке и Пакистане наблюдалось ускорение темпов роста инфляции, которое в некоторой степени снизились в Индии и Исламской Республике Иран и более значительно в Турции.
Однако нынешние инфляционные тенденции сохранятся, при этом по сравнению с прошедшим временем, в субрегионе прогнозируется однопроцентное замедление темпов роста ВВП в целом. Из-за последствий цунами темпы роста ВВП в Шри-Ланке будут отставать от предыдущего прогноза на 1%.
В последнее время все страны Южной и Юго-Западной Азии для себя извлекли выгоды из программ структурных реформ, которые призваны укрепить и стабилизировать макроэкономические основы и обеспечить устойчивые производственные стимулы, как для сектора обрабатывающей промышленности, так и для сельского хозяйства.
Однако успехи в этой сфере были различными. Ограниченные успехи приносит лишь консолидация бюджетно-финансовой сферы.
Немаловажно рассмотрение развитых стран региона. Судя по результатам проведенного недавно анализа экономических данных из Японии, экономика этой страны начала давать первые признаки оздоровления после долгих лет стагнации.
Темпы экономического роста в Азиатских районах также ускорились, благодаря поддержке активизировавшегося внутреннего спроса и высоких цен на сырьевые товары. Ожидается, что в дальнейшем темпы экономического роста азиатских
странах станут умеренными в случае убывания во внешней рыночной конъюнктуре.
Становится заметным некоторое ослабление дефляционного давления в Японии, однако однозначных свидетельств окончания дефляции пока нет. Для Японии по-прежнему серьезной проблемой остается бюджетно-финансовый дефицит, все еще сохраняющийся.
По прогнозам региональной Экономической и социальной комиссии ООН темпы роста экономики в странах Азии сохранятся. Но это в том случае, если цены на нефть расти не будет.
2. Африка. Основные показатели экономического и социального развития
В странах Африки в последнее время валовый внутренний продукт (ВВП) вырос на 4,6%, а это за почти десятилетие является самым высоким показателем.
Если сравнить даже с 2003 г., то можно отметить увеличение на 4,3%. Достижению этого позитивного результата содействовало повышение цен на сырьевые товары, в том числе на нефть, а также макроэкономические эффективные методы управления, рост показателей сельскохозяйственного производства.
Нельзя не отметить и улучшение политической ситуации во многих странах Африки, включая также и более активную донорскую поддержку в виде помощи и облегчения бремени задолженности.
Если обратить внимание на важную роль, которую Европейский союз играет в качестве торгового партнера Африки, видны сравнительно низкие темпы роста в Европейском союзе. Можно предположить, что причиной является снижение общих показателей роста на континенте.
Общий объем официальной помощи в рамках развития (ОПР), которая предоставляется Африке, добрался новой верхней метки — на уровне 26,3 млрд долларов США. Произошел подъем с нижней отметки — до уровня 15,7 млрд долларов США.
Такой рост в определенной степени определен мерами по облегчению тяжести задолженности, которые предпринимаются в рамках реализации инициативы во взаимоотношении долга бедных стран с крупной задолженностью (БСКЗ).
На долю Комитета основной объем ОПР в целом приходится на развитие Организации экономического сотрудничества. Прямой объем иностранных инвестиций увеличился с 12 млрд доллров США до 15 млрд долларов США. В настоящее время прогнозируется рост до 20 млрд долларов США. Одновременно наблюдается тенденция к концентрации потоков ПИИ в районах Африки, а именно в Северной Африке, а также в отдельных отраслях, например в добывающей промышленности.
Не обращая внимания на благоприятные показатели роста в Африке и предсказанные темпы роста на уровне 5%, сейчас объем инвестиций и накоплений остается ничтожным и едва превышает показатель, составлявший 20% от объема ВВП в период 2000—2002 гг.
Всякое замедление темпов роста мировой экономики может привести к неблагоприятным последствиям для Африки. Однако ее подъему всегда будет содействовать:
1) сохранение макроэкономической стабильности;
2) рост объема экспорта из африканских стран в условиях
замедления глобальных темпов роста;
3) устойчивое увеличение объемов сельскохозяйственной
продукции при неизменно выгодных погодных условиях;
4) активное развитие туризма и горнодобывающего сектора.
В достижении целей в области развития, сформированных
в декларации тысячелетия, особенно выделяется Северная Африка.
А страны Африки, которые расположены к югу от Сахары, не обращая внимания на отмечаемый у них с 1998 г. реальный рост ВВП, добились небольших успехов на пути к достижению целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
Особенно это касается отношений сокращения масштабов нищеты в два раза, снижение показателей материнской смерт-
ности и роста показателей получения начального образования. Другими словами, большинство стран по-прежнему так и остаются отсталыми. А для достижения ими вышеупомянутых целей понадобятся специальные усилия.
Показатели по субрегионам
Причиной усиления темпов экономического роста на африканском континенте стало повышение показателей в странах Африки, расположенных к югу от Сахары, в отличие от 2002—2003 гг., когда повышение показателей наблюдалось главным образом в Северной Африке.
Наиболее высокие темпы роста зафиксированы в Центральной Африке, за которой следуют Восточная Африка, Северная Африка, Западная Африка и страны Юга Африки. Сокращение темпов роста отмечалось лишь в Западной Африке — примерно с 7% до 4%.
Сравнительно низким темпам роста в Западной Африке содействовало замедление темпов реального роста ВВП в Нигерии — с 10,2% до 4,6%.
Сокращению показателей в Западной Африке способствовал продолжающийся политический кризис, из-за которого подряд отмечаются медленные темпы реального роста ВВП.
Кроме того, в результате нашествия саранчи серьезно пострадало сельскохозяйственное производство в Мали, Нигере и Сенегале, что обусловило относительно низкие темпы роста в этих странах.
С другой стороны, в шести из пятнадцати западноафриканских стран показатели роста составили 5% и выше, причем лидирует в этой группе Либерия, темпы реального роста в которой составили 15%, за ней следуют Гамбия (6,6%), Сьерра-Леоне (6,6%), Буркина-Фасо (5,4%), Кабо-Верде (5,4%) и Гана (5,3%).
Рост цен на нефть стимулирует экономический рост в Центральной и Северной Африке. В то же время для Восточной и Западной Африки благоприятным обстоятельством стало увеличение сельскохозяйственного производства наравне с ростом цен на сырьевые товары.
Темпы реального роста ВВП в Южной Америке увеличились. Это произошло, главным образом, из-за благоприятного
общемирового и внутреннего спроса, а также из-за низких процентных ставок в стране.
Показатели роста
Всеми из десяти стран Африки наблюдаются средние темпы роста в период 2000—2006 гг. Самыми высокими показателями за 2006 г. считаются 5%. В Чаде и Экваториальной Гвинее темпы роста выражались двузначными цифрами, в Мозамбике, Анголе и Судане темпы роста в течение этого же периода превышали 6%.
Из десяти стран с наилучшими показателями за 2004 г. средние темпы роста не превышали 5% только в Демократической Республике Конго, Сьерра-Леоне и Гамбии. Такие показатели обусловлены ситуацией в постконфликтный период, особенно в Демократической Республике Конго и Сьерра-Леоне.
Довольно интересно, что страны, в которых наблюдались самые медленные темпы экономического в 2006 г., характеризовались также самыми низкими темпами роста в период 2000—2004 гг. Это касается таких стран, как Зимбабве, Сейшельские острова, Кот-д'Ивуар и Центральноафриканская Республика.
Можно сделать вывод о том, что показатели роста у стран с наилучшими и наихудшими показателями в течение последних пяти лет были довольно стабильными.
Сохранить свои темпы роста на уровне 5% и выше в период после 1999 г. удалось в общей сложности 14 африканским странам, что позволяет им приблизиться к расчетному показателю на уровне 7%, который нужен для достижения цели номер 1 в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия и касающейся сокращения масштабов нищеты.
Сегодняшний уровень финансирования разрешает также допустить, что для изучения диапазона изменений экономических показателей по странам необходимо увеличить количество углубленных исследований по конкретным странам.
Внутренние источники роста.К внутренним факторам, которые обусловили рекордные показатели роста в Африке в 2006 г., относятся:
1) сохранение макроэкономической стабильности на ос
нове проведения осмотрительной бюджетной и кредитно-
денежной политики;
2) улучшение сальдо платежного баланса по текущим опе
рациям благодаря повышению цен на сырьевые товары
(включая товарную сельскохозяйственную продукцию);
3) поступления от туризма;
4) более стабильная политическая обстановка в ряде афри
канских стран.