Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Источники финансирования дефицита бюджета
Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники
· Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:
· средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте;
· бюджетные кредиты;
· кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
· иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
2) поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
Курсовая разница по средствам бюджета;
Прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.
Внешние источники
В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:
· средства, поступившие от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
· кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц в иностранной валюте, включая целевые иностранные кредиты (заимствования);
· кредиты кредитных организаций в иностранной валюте.
· прочие источники внешнего финансирования дефицита бюджета.
3. Для картели в целом верно условие максимизации прибыли: MR = МС.
Спрос в отрасли определяется по формуле (исходя из таблицы) Р = 1800 - Q. Тогда MR = 1800 - 2 Q =298. Откуда Q = 751. Так как фирмы делят рынок поровну, то qi = Q/3 = 751/3 = 250 тыс. шт., а цена Р = 1049 руб.
Билет.
1 Монопольная конкуренция: условие возникновения; неценовая конкуренция; реклама.
Монополистическая конкуренция – такой тип рыночной структуры, при котором множество фирм производят дифференцированные товары. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1.Товар каждой фирмы,торгующей на рынке ,является несовершенным заменителем товара ,реализуемого другими фирмами.
2.На рынке существует относительно большое число продавцов,каждый из которых удовлетворяет небольшую,но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемогог фирмой и ее соперниками.
3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников ,когда выбирают ,какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.
4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода
Реклама и продвижение товара на рынки с монополистической конкуренцикй.
Издержки неценовой конкуренции.
В добавление к издержкам, связанным с избыточной мощностью,существуют также издержки,которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда,когда фирма стремиться убедить потребителя в том,что ее товары отличаются от товаров конкурентов.Монопольно конкурентные рынки характеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новых товаров и улучшением старых.Многих потребителей убедили,что качество товаров с известными марками превосходит качество конкурентной продукции..Вероятно,что фирмы на рынках с монополистической конкуренцией для увеличения продаж будут скорее конкурировать с помощью улучшения товаров или разработки новых,чем при помощи понижения цен.Улучшение товара отдельной фирмой позволит ей извлекать прибыли пока остальные фирмы не скопируют эти улучшения.Часто эти улучшения бывают поверхностными и несущественными.Но как только товар улучшен,фирма обычно начинает рекламу,чтобы проинформировать потребителей об этих
2. Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
3.сложим все население: 2,5+0,5+2++0,6=5,6. От общего отнимаем найденное = 4,4
Уров.безрб=безраб.: рабоч.*100%=0,6:4,4*100%=13,6
Билет.
1. Олигополия: характерные черты, особенности ценообразования.
Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Свойства олигополии
Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.
Ценовая политика
Ценовая политика компании — олигополиста играет огромную роль в ее жизни. Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику. Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера. Ценовые войны нередко бывают губительны для компаний, особенно для тех, которые соревнуются с более влиятельными и крупными фирмами.
2.
Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума.
3.P=TR/Q TC=FC+VC VC=AVC*Q AC=TC/Q
Билет.
1. Рынки факторов производства и формирование факторных доходов.
Особое место среди факторных рынков занимает рынок труда.
Основным элементом существования экономических отношений, в том числе и рыночных, является человек и его деятельность, так как вне деятельности человека не существует экономических отношений. Условиями существования рынка вообще и в том числе рынка труда являются:
Независимость экономических субъектов.
Правомочность в заключении сделок.
Специфика рынка заключается в том, что продается не готовый товар, а способность к труду, которая неотделима от человека. Рынок труда является не только структурным звеном рыночной экономики, но и основополагающим рынком в рыночной экономике, так как какое бы место не занимали средства производства, человек занимает первостепенное значение.
На рынке труда сталкиваются два собственника: собственник средств производства и собственник рабочей силы.
Рынок труда стремится к такой равновесной системе отличий в заработной плате, при которой совокупный спрос на каждую категорию труда будет в точности равен предложению данной категории Номинальная заработная плата представляет собой количество наличных денег, данных в качестве компенсаций за труд. Реальная заработная плата характеризуется тем количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на полученные наличные деньги..
Важной характеристикой рынка труда является предложение труда, оно определяется:
Общей численностью населения.
Долей трудоспособных в общей численности.
Средним числом часов, отработанных рабочим за год.
Количеством и качеством труда, квалификацией рабочих. Заработная плата, ее величина может быть различной и зависит:
от уровня богатства общества;
от территориальных различий;
от климатических условий;
от религиозных и этнических условий.
Следующим факторным рынком является рынок капитала.Названный рынок также имеет свои особенности.
Особенностью рынка капитала является то, что процесс купли-продажи капитала растянут во времени. Если бы сделка совершалась как с обычным товаром, то она утратила бы смысл: никто не стал бы покупать деньги, чтобы заплатить при этом за них большие деньги.
В условиях недостатка собственного капитала предприниматели обращаются на рынок денег.
На рынке капитала субъекты на первом этапе сделки совершают формальный обмен. Один из субъектов получает деньги, другой - долговое обязательство (расписку) по цене не эквивалентное переданному капиталу. Деньги при этом передаются на время и должны вернуться к собственнику с приростом. Причиной возврата денег к собственнику является юридическое право собственности на капитал.
В современных условиях основными субъектами рынка капитала являются банки, поэтому, чтобы не допустить утраты денежных средств, они назначают такой банковский процент, который окупает и инфляцию, и приносит доход банкам.
Сама выдача кредита сопряжена с определенными затратами на организацию кредита. Банк при первичной выдаче кредита должен назначить экспертизу для оценки перспективности работы предприятия и возможностях возврата кредита. Затраты на проводимые мероприятия входят в процент, назначаемый за кредит. Как правило, для упорядочения этой деятельности банки специализируются по выполняемым ими функциям: связь-банк, Стройбанк, ипотечный банк и т. п. Третьим факторным рынком является рынок земли.Земля как средство производства также является средством дохода.
2. Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам.
В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами:
обменивается на любой другой товар;
измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен).Сущность денег раскрывается в пяти функциях:
· Меры стоимости
· Средства обращения
· Средства платежа
· Средства сбережения и накопления
· Мировые деньги
Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами
(т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение.
Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий:
условия производства;
условия обмена.
Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу.
Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения.
В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни.
Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок.
Средства платежа - время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа
(Т — О и О — Д).
Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения.
Мировые деньги используются в международных расчетах.
В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах.
Сущность денег заключается в том, что они являются необходимым активным элементом и составной частью экономической деятельности общества, отношений между участниками и звеньями воспроизводственного процесса. Она выражается участием денег в следующем:
1) осуществление различных видов общественных отношений;
2) распределение валового национального продукта, в приобретении недвижимости, земли. Проявление сущности денег здесь различно, т. к. разнообразные возможности денег объясняются различными социально-экономическими условиями;
3) определение цен, выражающих стоимость товаров. Товары обладают стоимостью, определяемой совокупным объемом перенесенной стоимости орудий и предметов труда и вновь созданным живым трудом (общественно необходимым уровнем затрат труда).
3. Возрастание альтернативных издержек носит универсальный характер и иногда называется законом возрастания альтернативных издержек. Это возрастание предопределяет выпуклый характер кривой производственных возможностей. Если бы все ресурсы можно было с одинаковой эффективностью использовать для производства обоих товаров, то кривая производственных возможностей имела бы вид прямой линии.
Билет.