Интеграция предприятий в условиях рыночной экономики
На современном этапе развития рыночных отношений в экономике нашей страны происходит структурная перестройка промышленного производства. Цель ее - создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия. Этот процесс объединения усилий предприятий принимает форму кооперацииили концентрации.
Кооперацияпредполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения совместных целей, без создания при этом общего органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности.
Интеграция предприятийна основе концентрации производится на основе централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с отказом предприятий частично или полностью от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления.
Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и холдингов).
Картельпредставляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам на товары и услуги, обмену пагентами, доле квот на рынках сбыта или фрахтовом рынке и др. Как правило, в картель объединяются предприятия одной отрасли. Участники картеля сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность в соответствии с картельным договором.
Одной из разновидностей картеля являются синдикаты,представляющие собой совокупность предприятий с централизованной функцией сбыта или снабжения. Участники синдиката теряют при этом коммерческую независимость, сохраняя юридическую и производственную.
Концентрируя в единых органах сбыта определенный вид продукции, синдикат получает возможность регулировать условия продажи на рынке. При концентрации снабженческих функций предприятия, входящих в состав синдиката, экономят на издержках производства за счет оптовых закупок сырья, материалов и комплектующих.
Другой разновидностью объединения на основе картельного соглашения является пул,получивший распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензии. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.
В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании.
Холдинг- акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий для осуществления контроля над их операциями.
На основе принципа концентрации образуются такие объединения, как синдикаты, тресты, концерныи другие разновидности.
Трестявляется примером наиболее тесного объединения предприятий. Предприятия, входящие в его состав, теряют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и превращаются в подразделения треста. Тресты могут объединять предприятия одной отрасли или нескольких. Слияние предприятий в трест может происходить либо через включение одного предприятия в состав другого, либо образованием нового предприятия.
Широко распространенной организационной формой интеграции предприятий является концерн- горизонтальное, вертикальное или диверсификацнонное объединение предприятий, которые сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству и маркетингу взяты под единое управление.
Для создания концерна требуется провести серьезную подготовительную работу. В ее основе - умение показать те преимущества, которые будут иметь предприятия, вошедшие в состав концерна. Можно выделить пять направлений в системе мотивационного механизма концерна: научно-техническое, производственное, организационное, финансовое и социальное.
Варианты создания концерна и отношения между предприятиями внутри его могут быть различными. Так, в концерне, основанном на подчинении, одно из предприятий владеет контрольным пакетом акции и господствует на основе владения капиталом над другими предприятиями. Имеют место концерны, основанные на равноправии предприятий, интегрирующиеся под общим руководством.
В рыночных условиях на первый план экономических преобразований выходит формирование предприятий в финансово-промышленные группы (ФПГ).В этих хозяйственных структурах аккумулируются интегрированные возможности финансового, промышленного и торгового капитала. ФПГ могут во многом содействовать стабилизации экономики.
Рис. 1.4. Важнейшие предпосылки создания ФПГ
ФПГ создаются не только на базе технологически и кооперационно - связанных предприятий, но и на основе диверсификации деятельности промышленных и транспортных предприятий.
Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основные и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу.
Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.
В состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
ФПГ, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капительные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы.
Для таких ФПГ национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности.
Высший орган управления ФПГ - Совет управляющих, включающий представителей всех ее участников.
Конкуренция и предприятие
Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление соперничества - конкуренция.
Конкуренция- это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров (оказанных услуг) на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды. Конкуренция имеет свои закономерности, состоящие в том, что каждый товаропроизводитель развивает свое производство, ориентируясь на собственные затраты. Последние не должны быть выше цены товара на рынке.
Конкуренция - важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителейпродукции, а через них -до поставщиков ресурсов. Однако именно конкурента заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства,разнообразие услуг и понижение цены продукта до уровня, соответствующегоиздержкам производства. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективнее технику, технологию,современные методы организации производства и груда.
Различаютдва вида конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.
Внутриотраслевая конкуренцияявляется исходной, первичной в общем механизме рыночнойконкуренции. Она представляет собой соперничество между товаропроизводителямиодной отрасли, производящими однородные товары, за наиболее выгодныйихсбыт иполучение прибыли.
Межотраслевая конкуренциявыступает побудительной силой в осуществлении законом стоимости функции стихийного регулятора темпов и пропорций общественного производства. Механизм такого регулирования детально описан в учебнике по экономическим теориям и включает такие понятия, как стоимость, капитал, перелив капитала, норма прибыли, цена.
Будучи заинтересованным в сокращении рынков сбыта, каждый товаропроизводитель постоянно ведет борьбу за рынки сбыта. Существуют два метода борьбы: ценовойи неценовой.Основным способом при ценовой конкуренции является снижение цен на товары, услуги с целью привлечения большого количества покупателей, часто даже с частичной потерей прибыли. Для этого проводят снижение цен, сезонные распродажи товаров, распродажи по демпинговым ценам, увеличение сроков потребительского кредита и др.
Основные методы неценовой конкуренции- повышение качества товаров, услуг, сервисное обслуживание потребителей. Главным при этом выступают повышение надежности и долговечности товаров, соответствие их мировым техноэкономическим и дизайнерским требованиям. При неценовой конкуренции используют фирменное обслуживание, рекламу, разносторонность и гибкость ассортимента товаров, гарантии своевременных поставок, пакетирование товаров, повышение культуры обслуживания.
В результате конкуренции масса мелких, средних и даже крупных предприятий разоряется и поглощается другими. Это, в частности, способствует увеличению концентрации и централизации производства, существенному усилению могущества крупного капитала и, в конце концов, приводит к развитию монополизма - антипод конкуренции.
В условиях появления монополий свободная конкуренция заменяется отношениями господства, подчинения и насилия немногих крупнейших предприятий над сотнями тысяч мелких и средних. Однако нельзя утверждать, что монополия уничтожает конкуренцию - изменяются только ее формы и методы, она становится более жесткой. Не уничтожая полностью конкуренции мелких и средних предприятий, современное производство осуществляется в условиях острой конкурентной борьбы между монополиями одной отрасли хозяйства, смежных отраслей, между монополиями и немонополизированными предприятиями внутри самих монополий. Конкуренция ведется за монополию рынков сбыта, источников сырья, результаты научно-технического прогресса, выгодные условия кредита, квалифицированную рабочую силу.
Следует отметить также, что монополист как единственный производитель данного товара находится в очень выгодном положении. Он может свободно повышать цену товара, услуг, т.к. не беспокоится о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, могли бы захватить рынок. Однако это не означает, что монополист может бесконечно повышать цену, назначать ее сколь угодно высокой. Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. В соответствии с характером кривой рыночного спроса, чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот, при этом монополист устанавливает цену товара и определяет объем его производства и продажи.
Вместе с тем в классической экономической литературе (в частности, в трудах Адама Смита) существует термин "невидимая рука". Суть его в том, что предприятия-изготовители и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной рыночной системы, одновременно как бы направляемые "невидимой рукой", способствуют обеспечению государственных, общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частой выгоде. Вместе с тем такое использование ресурсов отвечает интересам общества. В итоге концепция "невидимой руки" приводит к тому, что если предприятия максимизируют свою прибыль, общественный продукт также максимизируется.
В этой связи важно рассмотреть вопрос: насколько конкурентоспособны малые предприятия? По мнению ряда зарубежных экономистов, основанному на практическом опыте, малым предприятиям присущи многие положительные качества, которыми обделены крупные компании. Какие же недостатки характерны для крупных фирм? Прежде всего, они не в состоянии уследить за всеми своими товарами и всеми рынками и смотрят на любые перемены как на риск. Крупные предприятия не в состоянии ладить с людьми одержимыми, способными, которые нередко являются инициаторами новых идей. Такой фирме трудно принять решение о вложении денег в проект, который, возможно, начнет давать прибыль через несколько лет. Крупные компании тратят слишком много и слишком быстро. Процесс ожидания скорой отдачи средств начисто лишает их необходимой потенции. Наконец, на крупных фирмах не принято вознаграждать за риск. Здесь управляющие компаниями одобряют и утверждают планы, а не товары.
В противоположность крупным компаниям малые фирмы действуют по принципу «ориентация на нужды». Им жизненно необходимо предлагать рынку что-то новое, реально действенное. В мелких фирмах инициатором всего нового является, как правило, один человек, обладающий знанием и энергией.
Малые фирмы умеют мыслить перспективно. Подавляющее большинство новых товаров рождается на мелких фирмах. У них относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса.
Общеизвестна гибкость, присущая малым фирмам. При неудаче в одной сфере деятельности они умеют быстро переключаться на другую, более эффективную. Малые фирмы, как правило, работают над несколькими идеями сразу, т.е. осуществляют множественный конкурентный подход.
Надо отметить, что мелкие фирмы "терпимы к хаосу", что совсем или почти невозможно для крупной компании.
Наконец, малые фирмы умеют работать с кладчиками капитала в рискованные предприятия. Здесь вкладчик знает, что один успех может сразу окупить много неудач. На крупной фирме одна неудача может серьезно подорвать ее благополучие.
Таким образом, преимущества малых фирм подтверждают - они могут успешно вести конкурентную борьбу.
Раздел 2. Расчет показателей использования производственных и трудовых ресурсов предприятия (расчеты и выводы). Расчеты по расходам, доходам и прибыли от перевозок. Калькуляция удельных затрат. Анализ динамики показателей эффективности использования ресурсов.