Необходимость и функции прогнозирования
Прогнозирование — это предвидение основных факторов и тенденций социально-экономического, инновационно-технологического, экологического и территориального развития в перспективном периоде для выбора приоритетов и обоснования принятых стратегических и тактических решений на государственном и корпоративном уровнях.
При отсутствии прогноза или его ошибочности могут быть приняты решения, которые не только не дадут желаемых результатов, но и приведут к диспропорциям и потерям.
Центральным звеном в системе стратегического управления на государственном и корпоративном уровнях являются долгосрочные прогнозы. Необходимость долгосрочного макроэкономического прогнозирования диктуется рядом обстоятельств.
Во-первых, длительностью социодемографических циклов, периодической сменой поколений людей (примерно раз в три десятилетия), растущей длительностью жизненного цикла человека, продолжительностью подготовки будущих работников; все это требует видения на несколько десятилетий вперед.
Во-вторых, продолжительностью технологических циклов, сменой поколений техники (каждое десятилетие) и преобладающих технологических укладов (примерно раз в полвека) в авангардных странах, что меняет требования к конкурентоспособности товаров и услуг и условия ее достижения.
В-третьих, ритмичностью экономических процессов, длительностью среднесрочных и долгосрочных экономических циклов и полувековых кондратьевских циклов, необходимостью предвидеть смену их фаз при обосновании и реализации стратегических решений.
В-четвертых, длительность сроков окупаемости крупных инвестиционных проектов, осуществления назревших структурных сдвигов в экономике.
Практическое значение прогнозов отмечал Н.Д. Кондратьев: «Выдвигается ли проект социальной реформы, предлагается ли та или иная мера экономической политики, проводится ли задача организации частного предприятия и т.д., всюду ставится вопрос об активном вмешательстве в ход событий окружающей социально-экономической среды и предвидения хода последующих событий. Вот почему в социально-политической жизни проблема прогноза имеет особенно глубокое практическое значение»1.
Долгосрочное прогнозирование получило широкое распространение в XX в. как за рубежом, так и в России. Отечественный опыт долгосрочного прогнозирования связан с именами Н.Д. Кондратьева, В.А. Базарова, А.Н. Ефимова, А.И. Анчишкина, Ю.В. Яременко, В.В. Ивантера, И.В. Бестужева-Лады, Л.И. Абалкина, В.А. Мартынова, А.А. Дынки-на и других ученых. Классический образец практического воплощения идеи нормативного долгосрочного прогнозирования — многотомная Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий (на 20 лет), которая разрабатывалась и продлевалась каждое пятилетие. В этой работе участвовали несколько тысяч ученых и специалистов страны. В 90-е годы разработка долгосрочных прогнозов на государственной основе была практически прекращена. В инициативном порядке несколько научно-исследовательских институтов опубликовали долгосрочные прогнозы.
1 Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. С. 511.
Государственными органами разрабатываются прогнозы социально-экономического развития РФ на долгосрочную (до 10 лет) и среднесрочную (на 3 года) перспективу, а также краткосрочные прогнозы — на год, более детализированные. Среднесрочные и текущие прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации ежегодно разрабатывает Минэкономразвития по заданию Правительства России и представляет в Государственную думу вместе с проектом государственного бюджета на предстоящий год и на трехлетний период. Некоторые показатели этого прогноза включаются в бюджет (финансовый план): объем ВВП, уровень инфляции, ожидаемый уровень мировых цен на нефть.
Функции прогнозирования.Прогнозирование в системе регулирования рыночной экономики выполняет следующие три важнейшие функции:
• предвидение тенденций развития прогнозируемого объекта (экономика страны, региона, предприятия, рынка ит.п.) в силу воздействующих на его динамику факторов;
• предвидение реакции этого объекта на то или иное плановое или рыночное решение, возможных последствий реализации этого решения (строительства нового предприятия, выхода с новым товаром на рынок, изменения ставки налога и т.п.);
• после того как решение принято и начало осуществляться, нужно продолжать прогнозировать ход и последствия его выполнения, чтобы вовремя скорректировать или отменить решение, если условия его реализации радикально изменились.
Прогнозирование является необходимым элементом системы государственного и корпоративного регулирования развития рыночной экономики.