Валовой внутренний продукт (ВВП). Принципы расчета ВВП. Другие показатели СНС
Валовой внутренний продукт – совокупная стоимость всей произведенной конечной продукции и услуг в экономике страны за год.
В национальной статистике некоторых государств основным макроэкономическим показателем может считаться ВНП. В количественном соотношении разница между ВВП и ВНП невелика и составляет не более 1%. В отличие от ВВП, ВНП характеризует стоимостной объем конечной продукции, созданный резидентами на территории данного государств и за границей, но не включает деятельность нерезидентов на экономической территории этой страны.
Валовой внутренний продукт имеет натурально-вещественную и стоимостную формы. Натуральная форма ВВП определяется существующими в обществе потребностями, ради удовлетворения которых и производится соответствующий продукт.
Прежде чем перейти к стоимостной характеристике ВВП, следует учесть, что в стоимость ВВП входят:
Ÿ амортизационные отчисления, которые образуются в результате включения части стоимости используемых инвестиционных товаров в готовую продукцию;
Ÿ стоимость продуктов, которые производятся в домашнем хозяйстве для собственного потребления;
Ÿ стоимость продукции, произведенной в теневой экономике.
Для измерения стоимости ВВП в мировой практике используются 3 метода расчета ВВП:
- производственный;
За основу берут стоимость товаров и услуг, произведенных хозяйствующими субъектами страны за определенный период времени. В целях избежания двойного счета из него вычитается стоимость промежуточного потребления, т.е. стоимость тех товаров, которые покупаются для дальнейшей переработки. Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, представляющий разницу между рыночной ценой продукции фирмы и стоимостью потребленных сырья, материалов, топлива и др. ресурсов, купленных у поставщиков.
ДС = РС – МЗ = S (ЗП, Пр, %, R),
где (ЗП, Пр, %, R) – факторы производства.
При данном способе подсчета ВВП он равняется сумме добавленных стоимостей всех производителей страны плюс налог на добавленную стоимость (НДС) и чистые налоги на импорт.
- распределительный;
Стоимость ВВП определяется путем суммирования всех доходов, которые получили производители товаров и услуг в данном году.
Кроме того, при данном методе расчета он включает также доходы государства в виде косвенных налогов на производство, доходы от собственности и амортизационные отчисления, идущие на покупку инвестиционных товаров.
ВВП (дох.) = А + Т + S (ЗП, Пр, %, R),
- конечного использования;
Предполагается суммировать все расходы на приобретение конечного продукта.
ВВП (расх.) = С + I + G + Xn,
где
Ÿ потребительские расходы населения (C);
Ÿ валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig);
Ig = In + A,
где In – чистые инвестиции.
· In > A ® растущий тип экономической системы;
· In = A ® статичная экономика;
· In < A ® сторнирующий тип экономики.
· государственные закупки товаров и услуг (G);
· чистый экспорт (Xn), представляющий разность между экспортом и импортом страны.
Xn = X – N.
41. .Номинальный и реальный ВВП Номинальный ВВП (НВВП) – ϶ᴛᴏ ВВП, рассчитанный в текущих ценах, в ценах данного года.На величину номинального ВВП оказывают влияние два фактора:- изменение реального объема производства; - изменение уровня цен.Чтобы измерить реальный ВВП, крайне важно «очистить» номинальный ВВП от воздействия на него изменения уровня цен.Реальный ВВП (РВВП)– ϶ᴛᴏ ВВП, измеренный в сопоставимых (неизменных) ценах, в ценах базового года, при ϶ᴛᴏм базовым годом может быть выбран любой год, хронологически как раньше, так и позже текущего (϶ᴛᴏ используется для исторических сравнений, например для расчета реального ВВП 1990 г. в ценах 2000 г., в ϶ᴛᴏм случае 2000 г. будет базовым, а 1990 г. – текущим).реальный ВВП = номинальный ВВП / общий уровень цен.Номинальный ВВП любого года, поскольку он рассчитывается в текущих ценах, равенНВВП t = pt qt;,реальный ВВП, подсчитываемый в ценах базового года, равен.РВВП t = p0 qt.Номинальный ВВП базового года равен реальному ВВП базового года:НВВП 0 = РВВП 0 = p0 q0.Вполне понятно, что в базовом году общий уровень цен равен единице (ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно индекс цен равен 100 %).В приведенных формулах:индексом t обозначен текущий (данный) год, Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Дефлятор ВВП - этоотношение номинального ВВП к реальному ВВП, выраженное в виде индекса. Индекс означает, что отношение номинального ВВП к реальному ВВП умножается на 100.Дефлятор ВВП даёт хорошее представление о поведении цен в экономике.Дефлятор ВВП (D) рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года.Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше (Ip), т.е. индекс с весами (объемами) текущего года:D (или Ip) = (∑ptqt /∑p0qt) х 100% или D (или Ip) = YN/YR х 100%.Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются индекс цен производителей (ИПЦ) (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП.
42. Понятие совокупного спроса.– это это общее количество товаров и услуг, которые готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.Следует уяснить различия между спросом и предложением на отдельных рынках и совокупным спросом и совокупным предложением. Рыночный спрос и рыночное предложение не зависят друг от друга, так как определяются разными факторами. Иное дело, когда идет речь о совокупном спросе и совокупном предложении. В масштабе общества доходы равны расходам. Отсюда вытекает, что совокупный спрос и совокупное предложение будут меняться одновременно и однонаправленно: вместе с ростом доходов будет увеличиваться спрос, и наоборот. Увеличение или уменьшение всех цен будет просто означать, что подешевели или подорожали деньги. Это не отразится на реакции потребителей и производителей. Но здесь важны информированность агентов рынка, их ожидания: они могут полагать, что цены изменились на "их" товар, то есть изменились относительные цены, и тогда они будут корректировать свое экономическое поведение. Следовательно, анализ совокупных спроса и предложения важен для понимания колебаний экономики в короткие периоды времени. Существенное значение здесь имеют политика государства, особенно денежная, и ожидания продавцов и покупателей. Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса.Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария.Кривые спроса используются для оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции. Неценовые факторы совокупного спроса. Нам известно, что при увеличении уровня цен при прочих равных условиях уменьшается спрос. И наоборот, уменьшения уровня цен вызывает увеличение объемов производства. Графически это представляется как движение от одной точки до другой по кривой совокупного спроса. Однако существуют факторы (один или несколько), которые смещают кривую совокупного спроса вправо. При увеличении совокупного спроса, влево – при уменьшении.
К неценовым факторам совокупного спроса (т.е. 2 рычагам, смещающим кривую совокупного спроса) относятся:– изменение в потребительских расходах:a) благосостояние потребителя ;b) ожидания потребителя;c)задолженность потребителя;d) налоги. – изменение в инвестиционных расходах: a) процентные ставки; b ожидание прибылей от инвестиций;c) налоги с предприятий;d) технология;e) избыточные мощности.– изменение в государственных расходах;– изменение в расходах на чистый объем экспорта:a) национальный доход в зарубежных странах;b) валютные ресурсы.
43. Понятие совокупного предложения. показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Выделяют три отрезка кривой (AS):Горизонтальный (кейнсианский). При постоянных ценах происходят изменения в объёмах национального производства. (Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения — горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остаётся постоянным, когда объём реального ВНП меняется).Восходящий (промежуточный). Рост цен сопровождается увеличением объёмов национального производства. (Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения — восходящий отрезок кривой совокупного предложения, находящийся между кейнсианским и классическим отрезками).Вертикальный (классический). ВНП остаётся неизменным, а растут только цены. (Классический отрезок кривой совокупного предложения — вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, соответствующий положению экономики при полной занятости). Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Выделяют три отрезка кривой (AS):Горизонтальный (кейнсианский). При постоянных ценах происходят изменения в объёмах национального производства. (Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения — горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остаётся постоянным, когда объём реального ВНП меняется).Восходящий (промежуточный). Рост цен сопровождается увеличением объёмов национального производства. (Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения — восходящий отрезок кривой совокупного предложения, находящийся между кейнсианским и классическим отрезками)Вертикальный (классический). ВНП остаётся неизменным, а растут только цены. (Классический отрезок кривой совокупного предложения — вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, соответствующий положению экономики при полной занятости). Вся совокупность факторов, воздействующих на изменение совокупного предложения, относится к неценовым факторам и, следовательно, вызывает смещение кривой ПС. Это смещение указывает на изменения в издержках производства на единицу национального продукта. При этом рост издержек производства на единицу продукта вызывает смещение кривой ПС вправо, а их сокращение — влево.К наиболее значимым неценовым факторам совокупного предложения относятся изменение цен на ресурсы, изменения в их производительности, в правовых нормах.Что касается изменения имеющихся в распоряжении общества отечественных ресурсов, то увеличение их предложения влечет за собой снижение издержек производства и соответственно увеличение объема национального продукта. И наоборот, их сокращение вызывает сокращение предложения ресурсов, рост цен на них, что сказывается на уменьшении объема национального производства. Поэтому в первом случае кривая ПС смещается вправо, а во втором — влево. Если страна использует импортные ресурсы, то последние через уровень цен на них оказывают такое же воздействие на совокупное предложение, как и динамика цен на внутренние ресурсы.
44. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. В краткосрочномпериодеравновесие достигается, когда совокупный спрос равен совокупному предложению . Точка пересечения двух кривых образует два равновесных значения: общий уровень цен и совокупный выпуск. При сдвиге хотя бы одного из двух данных графиков, точка равновесия смещается туда, куда сместилась та или иная кривая, образуя новые равновесные параметры экономики. Таким образом, с помощью модели AD-AS можно приблизительно прогнозировать изменения в ценах и основных параметрах системы национальных счетов при изменении совокупного спроса или совокупного предложения.В долгосрочном периоде модель AD-AS показывает,что могло бы быть с уровнем цен и выпуском товаров при полной занятости всех экономических ресурсов. Подобное равновесие является абстрактным и не имеет конкретных точек пересечения, которые могли бы объяснить его. В данном случае рассматривается кривая долгосрочного совокупного предложения и ее положение от точки реального равновесия. Если реальный баланс ниже потенциального, то есть если кривая долгосрочного предложения находится справа от точки реального равновесия, то в стране наблюдается рецессия, поскольку ресурсы используются неэффективно и не полностью. Если же реальное равновесие превышает потенциальное, следовательно, можно говорить о перегреве экономики, потому что тогда ресурсы«переиспользуются». Эффект храповика — эффектв экономике, который проявляется в том, что рост совокупного спроса вызывает рост цен на товары. Но сокращение совокупного спроса не обязательно приводит к снижению совокупного уровня цен, особенно в краткосрочном периоде. Цены сохраняются стабильными. Эффект впервые описан в книге экономиста Роберта Хиггса (RobertHiggs). Название происходит от названия устройства в механике, не позволяющего колесу проворачиваться в обратную сторону. Экономический смысл эффекта состоит в том, что изменения цен в сторону повышения происходят легче, чем в сторону понижения, то есть имеет место негибкость цен в сторону понижения.
45. Понятие финансов и их функции. Государственные и частные финансы.финансы – это совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства. Функции финансов: · распределительная,· регулирующая,· контрольная.
Распределительная функция позволяет:1.Создать целевые финансы денежных средств на уровне хозяйственных субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления.2.Осуществить внутрихозяйственное, внутри- и межотраслевое, межтерриториальное перераспределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами.3.Создавать резервы на уровне хозяйственного субъекта, государства, домашнего хозяйства.
Регулируемая функция позволяет упростить экономическую деятельность в обществе в соответствии с правовыми нормами.
Контрольная функция выполняется в ходе движения финансовых ресурсов, когда их показатели позволяют нам дать характеристику результатов деятельности как данного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.
Государственные (централизованные) – это совокупность денежных фондов, находящихся в руках государства. Они предназначены для финансового обеспечения присущих государству функций: экономических и политических. Децентрализованные финансы представляют собой систему денежных фондов, обеспечивающих процесс воспроизводства в рамках отдельных предприятий и организаций. Отсюда вытекает структура децентрализованных финансов: финансы предприятий; финансы учреждений и организаций.
46. Госбюджет и его функции. Расходы и доходы бюджета. Государственный бюджет – это самый главный финансовый документ в стране. Он включает в себя сметы каждого ведомства государства, а также госслужб и программ правительства. В государственном бюджете определяются потребности, которые необходимо удовлетворить за счёт казны страны. Также в данном документе непременно указываются все ожидаемые поступления в казну и их источники. Бюджет играет важнейшую роль в функционировании государства. Госбюджет – это часть всех финансов страны, контролирующих государство. Благодаря этому государство может вмешаться в механизмы рынка. Кроме того, госбюджет помогает решать серьёзные экономические и социальные проблемы. Доходы и расходы государственного бюджета являются важнейшим элементом бюджетной системы. Доходами являются те деньги, что поступают в бюджет безвозмездно и безвозвратно. Существует несколько основных вариантов формирования доходов:1.Доходы от налогов – они взимаются как центральными органами власти, так и региональными;2.Неналоговые доходы – сюда относятся доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от имущества, которое находится в распоряжении государства;3.Целевые бюджетные фонды, приносящие доходы государству.Как правило, налоги составляют более 80% всего бюджета государства.Расходы государственного бюджета РБ представляют собой те деньги, которые ушли на финансирование определённых задач и функций органов государства. Расходы госбюджета в основном направляются на промышленность, социальную сферу, сельское хозяйство, оборону, науку и здравоохранение.Встречаются расходы текущие и капитального характера. Первые – это те денежные суммы, которые расходуются на содержание органов управления, а также на оборону, науку и т.д. Расходы капитального характера – это те расходы, что идут на новое строительство, а также на реконструкцию различной государственной собственности.Приоритетными расходами госбюджета называют социальные и военные расходы, а также расходы на здравоохранение и образование.
47.Налогообложение: сущность, принципы. Виды налогов. Налоговая система.Налогообложение – определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических лиц и физических лиц в пользу государства и местных органов власти.Общие принципы: обязательность – принудительность и неизбежность изъятия налогов для финансового обеспечения государства и местных органов власти;равномерность и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам; всеобщность – охват всех субъектов, располагающих доходами; административная простота – допустимость для понимания вместе с умеренностью административных издержек по управлению налогами; гибкость – способность оперативно реагировать на изменения социально-экономических условий; стабильность– устойчивость во времени; эффективность – стремление к эффективному распределению ресурсов, установление необлагаемого минимума доходов. Виды: В РБ насчитывается около 30 видов налогов и других платежей в бюджет:прямые,косвенные,республиканские,местные, общие, специальные, прогрессивные, регрессивные,пропорциональные,закрепленные,регулирующие и тд.Налоговая система характеризуется единством экономических, правовых и организационных принципов, обусловленных ее самостоятельность и функционирование в составе таких элементов, как система налогов и сборов, установленных в стране.
48. Бюджетный дефицит, его причины и виды.Бюджетный дефицит (БД)- ϶ᴛᴏ сумма превышения ежегодных государственных расходов над доходами. Причины БД:1. Низкий уровень доходов в стране.2. Спады деловой активности.3. Рост государственных закупок.4. Разница между сбережением и инвестициями. Виды бюджетных дефицитов:-(цбд) циклический: это БД, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов при спаде деловой активности. Структурный - ϶ᴛᴏ разность доходов и расходов госбюджета в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
49.ГОСУД-ЫЙ ДОЛГ, ЕГО ВИДЫ И СОЦ-ЭКОНОМ-ИЕ ПОСЛ-ИЯ. Гос-й долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных излишков. Под внутренним гос долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь. Внутренний государственный долг может быть представлен в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров РБ, кредитов Нац банка РБ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РБ. Внешний гос-й долг – общая сумма основного долга РБ и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени. Внешние государственные займы привлекаются в виде:займов (кредитов) в иностранной валюте, предоставляемых РБ как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами РБ; займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих внешний государственный долг. Социально-экономические последствия гос-го долга мб:Положительные:1.Взаимные долговые обязательства разных стран являются фактором укрепления международного сотрудничества и взаимопонимания. 2.Гос-е обязательства явл не инфляционным источником финансирования государственного бюджетного дефицита, так как формирование дополнительных финансовых ресурсов с помощью государственных займов не влечет за собой увеличение денежной массы в обращении. 3.Правительство по средствам предоставления гос-го кредита перспективным организациям может способствовать ускорению социально-экон-го развития в стране. 4.Выпуская долговые обязательства, предназначенные для покупки физическими и юридическими лицами, гос-во воздействует на процесс целесообразной организации сбережений населения и инвестирования хозяйственными субъектами временно свободных денежных средств.Отриц-ми:1.Сумма гос-х заимствований явл акцептированными (взятыми наперед) налогами. 2.Чрезмерное увлечение государства заемными операциями спос-ет значительному отвлечению бюджетных средств от социального развития. 3.Если гос-во увлекается гос займами, то это влечет за собой потерю политической независимости, то есть: гос-во может попасть в чрезмерную зависимость от состояния международных финансов.
50.ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ ЦИКЛИЧ РАЗВ ЭКОН. ЭКОН ЦИКЛ И ЕГО ФАЗЫ. ПРИЧИНЫ: во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае- стимулирование потребления. Между тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину эк цикла. Во-вт, группа ученых-экономистов связывает кризис с отсутствием «правильных пропорций» между отраслями и регионами, с нерегулируемой деятельностью предпринимателей. В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития эк в конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономич. цикл – промежуток времени между двумя одинаковыми фазами экономического развития. 1-ый подход выд 2фазы цикла: рецессия(снижение темпов развития) и подъем. Низшая точка спада: возникает перепроизводство товаров по сравнению с платежеспособным спросом на них, в результате избытка предложения происходит падение цен=> резкое сокращение объема производства.данный процесс провоцирует рост безработицы, снижает ур жизни и еще больше уменьшает совокупный спрос. Пику цикла соответствует наиболее высокие занятость, ставки зарплаты и ссудного процента, деловая активность,значительный уровень цен. Чаще выд 4 фазы цикла:1.Кризис- происходит резкое снижение деловой активности. Характеризуется падением цен, перепроизводством, сокращением инвестиций, ростом безработицы. Возрастает потребность в деньгах=> растет спрос на деньги=> рост % ставки. 2.Депрессия – производство осуществляется на суженной базе. 3.Оживление- восстановление в экономике, рост капиталовложений, цен, уровня производства, занятости. Оживление делится до тех пор, пока не достигнут уровень докризисного производства. 4.Подъем – быстрыми темпами растет объем продукции, нехватка рабочей силы, развив инновационные технологии, стремительно увеличивается величина капиталовложений, растет зарплата> перепроизводство> кризис. Кризис- самая важная фаза. От ее продолжительности зав все остальные фазы. В ней происх восстановление экон. На соврем этапе в фазе кризиса → повыш цен. Стагнация (замедление экономического роста) + инфляция (рост цен) => стагфляция(кризис и повышение цен одновременно). Полит.цикл – перед выборами макроэкономич. ситуация улучшается.
51.БЕЗРАБОТИЦА- нал в стране людей, сост-х часть экон-ки активного населения, кот способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. Критерии признания человека безработным обычно устан законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (напр, месяца). Доказанное стремление чел найти работу (напр, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безр в стране. Этот показатель опре след образом:число безработных,численность рабочей силы. ФОРМЫ:Фрикционная безработица-та, которая связана с переходом с прежнего места работы на новое. Основным признаком такой безр служит её непродолжительность.Институциональной безр считается такая, которая обусловлена правовыми или иными институциональными нормами. Напр, слишком большие соц-е выплаты по безр могут снизить предложение труда и тем самым повысить уровень безработицы.Добровольная безработица-та, при которой есть люди, которые могут, но не хотят работать по каким–то личным причинам.Структурная безр-такая безр, кот возникает под воздействием крупномасштабных преобразований в той или иной отрасли, в экономике в целом. При этом в одних отраслях может резко сворачиваться производство, а значит и потребность в работниках, в других же наоборот – расширяться.Технологическая безработица прямо связана с научно–технической революцией и означает сокращение работающих из–за внедрения новой техники и технологии. Так, роботизация производства в США вела к реальной безработице, поскольку замена рабочих робототехникой давала большой доход: на ряде операций американский рабочий получал 25 Usd в час, а издержки по приобретению и эксплуатации робота составляют 6 Usd в час.Региональная безработица-та, которая характерна по каким–то причинам для отдельного региона.Циклическая безработица связана с экономическими циклами, с циклическими спадами производства и кризисами.Скрытая безр-обычно незаметная напрямую, но реально существующая избыточность применяемого труда, проявляющаяся в пониженном уровне производительности труда. Иначе говоря, это ситуация, когда работу одного работника фактически выполняют два. ПОСЛЕДСТВИЯ безработицы:потеря квалификации,экономические посл (потеря ВВП),ухудшение криминогенной ситуации,ухудшение динамики роста интереса населения к труду,снижение уровня обеспеченности домохозяйств.
52.СУЩНОСТЬПРИЧИНЫСОЦ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛ-ИЯ ИНФЛЯЦИИ. Инфля́ция-обесценивание денег в результате переполнения каналов товарного обращения денежной массой.Сущность инфл состоит в обесценении денег, т.е. в снижении их покупательной способности. Это очень сложное и мало изученное явление. Чаще всего проявл в росте цен. ПРИЧИНЫ:1.Рост гос+х расходов, для финансирования которых гос-во прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды. 2.Чрезмерное расширение денежной массы за счёт массового кредитования, причём финансовый ресурс для кредитования берётся не из сбережений, а из эмиссии необеспеченной валюты.3.Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.4.Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики ур зараб платы.5.Сокращение реального объёма национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен,т.к. меньшему объёму товаров и услуг соответствует прежнее количество денег.6.Увеличение государственных налогов и пошлин, акцизов и т. д., при стабильном уровне денежной массы. Соц-экономические последствия инфл выражаются в следующем: сниж объема производства, поскольку колебания и рост цен делают неуверенными перспективы развития производства; происходит перелив капитала из производства в торговлю и посреднические операции, где быстрее оборот капитала и больше прибыли, а также легче уклониться от налогообложения; расширяется спекуляция в результате резкого и неравномерного изменения цен; ограничиваются кредитные отношения, так как никто не верит в долг; обесцениваются финансовые ресурсы гос-ва.
53. Сущность денег.Функции денег.Деньги — универсальный инструмент обмена, особый товар, наделенный свойством всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров.
Роль денег в финансовых отношениях проявляется с помощью таких функций как:
1. cредство обращения (обмена);
2. мера измерения стоимости — измерение цены товара. Деньги делают стоимость товаров соизмеримой;
3. средство накопления — деньги используются как актив, сохраняющийся после реализации товара и обеспечивающий покупательную способность в будущем (реализации этой функции помогает высокая ликвидность денег);
4. средство платежа — используются как кредитные деньги, так и реальные;
5. средство мировых расчетов (мировые деньги).
Деньги являются непременным спутником сферы обращения. Они превратились в особый товар. Они имеют определенную внутреннюю стоимость, определяется затратами общественного труда на их изготовление. Одновременно деньги имеют меновую стоимость, которая определяется относительным товарным выражением или покупательной способностью денег. Внутренняя и меновая стоимость носят самостоятельный характер, хотя и связаны между собой. Разрешение противоречия между внутренней и меновой стоимостью является сущностью денег.
Сущность денег заключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента.Сущность денег выражается в единстве 3-х свойств:1) всеобщей непосредственной обмениваемости;2) кристаллизации меновой стоимости;3) материализации всеобщего рабочего времени.В своей эволюции деньги выступают в виде: металлических (медных, серебряных, золотых), бумажных, кредитных и электронных денег.
54. Денежный рынок. Структура денежного предложения. Денежные агрегаты.Денежный рынок — это часть финансового рынка, рынок краткосрочных высоколиквидных активов; это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, "цену" денег; это сеть институтов, обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.На денежном рынке деньги "не продаются" и "не покупаются" подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.На рис. 3.2 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кривая предложения Sm имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный банк, контролирующих денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменений номинальной процентной ставки.Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения. Равновесие на рынке денег означает равенство количества денег, которое хозяйственные агенты хотят сохранить в форме М-1, количеству денег, предлагаемому центральным банком.
Денежная система— это исторически сложившаяся и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения в стране.
Экономическая система – совокупность экономических явлений и процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем отношений собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. В экономической литературе существует множество и других определений. Однако наиболее полно выражает суть экономической системы в современных условиях именно данное определение.Экономическое явление – это деятельность экономических субъектов, или агентов. К ним относятся домохозяйства, отдельные предприниматели, руководители банков, фирм, ассоциации, объединения, правительственные органы и учреждения.Экономическая деятельность - это производство различных жизненных благ и услуг, что является основой существования каждого человека и всего общества в целом.экономическая система имеет следующие структуры.К функциональной структуре относится человек - центральная фигура экономики. Он выступает как производитель товаров и услуг, как их потребитель, так и управленец; естественная природа - элемент системы жизнеобеспечения людей, являющейся кладом ресурсов и средой обитания человека; искусственная природа – это то, что создано человеком. Материально-вещественная структура экономической системы представлена натуральными количественными и качественными показателями. Однако не все продукты можно сопоставить друг с другом и измерить в натуральных показателях. Например, 3 т хлеба и 5 т картофеля невозможно сравнивать. Эта проблема решается с помощью денег.Отраслевая структура экономической системы – это экономическая деятельность, направленная на производство однородной продукции. Экономическая система состоит из совокупности взаимосвязанных отраслей материального и нематериального производства.Региональная структура экономической системы представляет собой деление экономики страны по территориальному признаку в зависимости от условий производства.Все структуры экономически тесно связаны между собой и в совокупности дают целостное представление об экономической системе как едином целом.Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.Для характеристики денежного предложения применяются, называемые денежные агрегаты. К ним относят следующие: Агрегаты М-1 — "деньги для сделок" — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
1. Агрегаты М-2 и М-3включают, кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли-продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако, они сходны с деньгами в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют "почти деньгами".
2. Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L, наряду с М-3, включает прочие ликвидные (легкореализуемые) активы, такие как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, поскольку без особых трудностей могут быть обращены в наличность. Агрегаты D включают как все ликвидные средства, так и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.
3. Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-1: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений:
§ коммерческими банками
§ государственным казначейством
§ эмиссионным банком.