Человек как составная часть первичного элемента СЭС. 2,2,1
Существует три точки зрения на представление человека, каждая из которых имеет свои особенности.
Первая – отражает его биологическую сущность со своими состояниями, с определенным структурным устройством, в виде биологического существа.
Вторая – акцентирует внимание на социальной функции человечества, пренебрегая свободой и самостоятельностью индивида, обезличивая его (в предельном случае – «функциональное место» в структуре общества).
Третья – представляет человека в виде свободной и суверенной личности, наделенной психикой и сознанием, способностями к определенному поведению и культурой, самостоятельно развивающейся и вступающей в коммуникативно-информационные отношения с другими подобными личностями.
Формирование первичного элемента СЭС требует целостного представления человека. Познание законов действия человека позволяет прогнозировать будущее состояние СЭС. С этой целью в системном анализе для описания поведения человека используют четырехмерную динамическую семантическую матрицу (рис. 2.1).
Индивидуальные
Продуктивность особенности Направленность Способности
Индивидуальность Личность
![]() | ![]() | ||
Индивидуальные
истории Знания, опыт Темперамент Характер
![]() | |||||
![]() | ![]() |
Воля Мышление Нейродинамика Пол
Субъект Индивид
![]() | ![]() |
Аффект Восприятие Возраст Телосложение
|
|
Рис. 2.1. Четырехмерная динамическая семантическая матрица человека
21. Структурный анализ систем. Типы структур. Связи.
Структура – элементы и связи между ними. Именно структура придаёт целостность системе .
Различные типы структур возникают в связи с:
1. Разнообразием типов систем;
2. С разнообразием структурных срезов одной и той же системы
Структурная модель СЭС состоит из нескольких типов структурных срезов системы:
1. Функциональная (первична);
2. Организационная структура;
3. Техническая структура
4. Информационная структура и т.д.
Цели
ð Функциональная структура: 1. преобразование исходных целей в совокупность показателей; 2. Определение совокупностей функций СЭС степени их соответствия целям, декомпозиция функций на подфункции, определение уровня иерархии.
ð Организационная структура:1. подбор элементов СЭС в соответствующем количестве определённого качества; 2. размещение и соподчинение элементов СЭС (по горизонтали – разделение функций, по вертикали – иерархия власти).
Функциональная структура. Элементом является функция. Функциональная структура может иметь две разновидности:
8. Метафункция (глобальная функция) – в этом случае считают, что функциональная структура обеспечивает реализацию определённой метафункции, для описания которой применяют иерархические модели функциональных структур в вид дерева основных частных функций, поддерживающих общую функцию (метафункцию).
Основные списки метафункций (Обер-Крие):
А) коммерческая функция (закупка, сбыт);
Б) техническая функция (всё, что касается производства);
В) финансовая функция
Г) административная функция
Список от Анри Файоля:
А) Техническая (производство)
Б) Коммерческая
В) Учёт
Г) Финансовая
Д) Обеспечение безопасности
Е) Административная функция
Американский список:
А) Административная
Б) Производственная
В) Научно-исследовательская
Г) Закупочная
Д) Персонал
Е) Коммерческая функция (в узком смысле – рынки)
Ж) Транспортная функция (включая складирование и упаковку)
З) Учёт
Е) Контроль
И) Отчётности
2. Метаструктура – применяется в тех случаях, когда необходимо отследить связи между различными структурами СЭС
Организационная структура –упорядоченное множество иерархических отношений между компонентами системы, необходимое для реализации функций системы. Этапы:
1. Определение количества элементов (подразделений должностей)
2. Определение связей между этими подразделениями: определить связь между различными элементами системами
Задачи, решаемые на первом уровне: определение целостности системы и выделение циклов;
На втором уровне: определение направления связи
выделение сильно-связанных подсистем
добавление входных и выходных полюсов
выделение уровней в структуре и связей между ними
выявление топологической значимости элемента
Третий уровень: определяем не только направление, но и тип связи.
1 и 2 сохраняется, +
Выделение местных и общих контуров взаимодействия;
Выделение структурных конфигурация для каждого из режимов работы СЭС
22. «Проектирование» систем.Процесс принятия решений (модель Марча).5
Процесс проектирования социально-экономических систем (СЭС) нельзя свести к формированию некоторого алгоритма (перечня действий), обеспечивающего один и тот же результат. В данном разделе процесс проектирования рассматривается на основе цикла формирования решений, как последовательность функций проектирования (рис. 5.1), на которой основан метод исследования проблем СЭС.
![]() |
Рис. 5.1.Процесс проектирования социально-экономических систем
|
|
|
23. Этапы процесса «проектирования» систем 5,1
В процессе проектирования СЭС принято выделять три основных этапа.
1. Формирование стратегии (предварительное планирование).
1.1. Определение проблемы.
Можно выделить две основные группы факторов, оказывающих влияние на определение проблемы: во-первых, факторы окружающей среды, ее потребности; во-вторых, амбиции и притязания ЛПР. Таким образом, на стадии определения проблемы определяется следующее:
· потребители, нужды которых должны быть удовлетворены;
· потребности, подлежащие удовлетворению;
· способ определения степени удовлетворения потребностей;
· круг участников проекта (проектировщиков, планировщиков, ЛПР и др.), тех, кто может повлиять на проект или испытать на себе его влияние;
· общее описание методов, которые будут использоваться для решения задач;
· границы системы;
· объем имеющихся ресурсов (в сравнении с необходимым).
1.2. Исследование миропонимания потребителей и проектировщиков.
Миропонимание проектировщика системы играет существенную роль в формировании его образа реальности. При этом важно понять те предпосылки и предположения, системы познания, которыми он руководствовался.
Через миропонимание ЛПР воспринимаются и организуются разрозненные факты реального мира. В связи с этим ЛПР должно быть осведомлено о миропонимании потребителей, чтобы предложить план, согласующийся с их потребностями и ожиданиями.
1.3. Формирование целей.
В процессе формирования целей и определения стремлений социально-экономической системы в целом должны учитываться как интересы внутренних подсистем, так и систем внешнего окружения. При этом необходимо использовать определенные показатели и критерии, позволяющие оценить относительную важность этих интересов, установить соответствующие приоритеты, определить возможность взаимозамен и компромиссов.
Процесс формирования целей предусматривает также рассмотрение этических аспектов проектирования системы. Этические аспекты связаны с социальной ответственностью проектировщиков за результаты проекта. При этом принято рассматривать:
· критерии ценности (затраты и полезность);
· науку о ценностях;
· этические аспекты побочных эффектов;
· этическую сторону производимых изменений;
· этическую сторону поставленных целей;
· этику руководителей;
· ответственность перед обществом;
· этическую сторону использования ресурсов;
· потребление и охрану интересов потребителя;
· ответственность за выпускаемую продукцию.
Оценка этической стороны результатов проектирования систем связана с возможностью проявления, наряду с положительными результатами, вредных последствий. Цель оценки – увеличить положительные результаты и минимизировать вред. При этом для обеспечения устойчивости развития проектируемой системы достижение выгод не должно сопровождаться ущемлением чьих-то интересов.
1.4. Поиск и разработка вариантов.
В зависимости от решаемой проблемы на этом шаге создаются варианты решения, программы, рассматриваются возможные проекты систем для реализации целей. Разработка вариантов зависит от ограничений на время, стоимость и ресурсы. В процессе поиска и разработки вариантов предусмотрены следующие процедуры:
· проработка и сравнение вариантов программы проектирования системы и взаимосвязи участников. Предлагаемые программы (или системы) должны сравниваться на основе системного подхода, то есть должны быть рассмотрены все участники, влияющие на проектируемую систему (ее подсистемы) или сами испытывающие влияние с ее стороны. На этой стадии создаются матрицы «программы-элементы» с указанием связей между программами и ЛПР, программами и потребителями, программами и затратами, затратами и их эффективностью и т. п. (при этом не следует забывать о влиянии факторов окружающей среды);
· определение результатов для того, чтобы оценить преимущество одного варианта перед другим;
· достижение согласия или процесс «узаконивания решения» [15], в котором проектировщики системы получают одобрение заказчиков.
2. Оценивание.
На этом этапе выделяют следующие шаги.
2.1. Определение результатов, свойств, критериев, шкалы и модели измерений:
· определение результатов. Рассматриваемые варианты проекта приводят к оцениваемым выходным данным и результатам. Это − один из наиболее сложных аспектов процесса проектирования систем. До недавнего времени все результаты, кроме материальных, не принимались во внимание. Если результат не может быть измерен, то его не следует рассматривать. В данном случае предполагается, что любой проявившийся результат подлежит оцениванию;
· определение свойств и критериев. Выделение ключевых свойств, на основании которых полученные результаты в дальнейшем могут быть оценены. Количественные критерии используют для оценки степени соответствия результатов установленным целям. Следует различать свойства и критерии для прямых и косвенных оценок. При прямых измерениях критерии непосредственно отражают поставленные цели. При проведении косвенных измерений следует критически подходить к выбору свойств в смысле соответствия используемой меры поставленным целям;
· определение измерительной шкалы. После определения свойств их необходимо измерить. То есть появляется потребность в шкале измерения (см. раздел 3.2.2);
· определение модели измерений. Модели измерений используются для перехода от качественных наблюдений к количественным результатам. Они включают в себя средства объяснения событий и явлений и позволяют обоснованно принимать решения;
· определение пригодности данных. При рассмотрении этапов проектирования систем необходимо убедиться, что используемые данные достоверны и пригодны для обработки. Для этого уже на начальных стадиях проектирования необходимо:
– определить источники информации, имеющиеся в распоряжении;
– оценить их соответствие целям проекта.
2.2. Оценивание вариантов.
При оценивании вариантов принято использовать различные модели (измерений, принятия решений, компромиссов, ...). Модели позволяют ЛПР формализовать задачу для оценки и сравнения различных вариантов ее решений.
3. Реализация.
3.1. Реализация выбранных вариантов:
· реализация решения.
Реализация решений является одной из наиболее сложных стадией процесса проектирования. Нет смысла рассматривать какое-либо решение, если заранее известно, что по каким-то причинам оно не может быть реализовано. С этим связано требование вовлечения специалистов по проектированию системы в процесс управления этой системой. Это позволит оптимизировать целевую функцию проекта, повысить его эффективность;
· узаконивание и согласование.
Согласование и реализация проекта начинается с согласования его целей и возможных вариантов с заказчиком. Достижение согласия включает процесс узаконивания. При этом предложения проектировщиков и требования заказчиков совместно анализируются, что и позволяет разрешить конфликты;
· эксперты и экспертиза.
И авторитарная, и коллективная модели согласования предполагают привлечение экспертов при проектировании и реализации системы. При этом могут быть использованы различные способы сбора и усреднения мнений экспертов.
3.2. Управление системами.
Эта стадия предполагает сравнение фактических результатов на выходе системы с плановыми. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность регулирования и приведения системы к ее проектным параметрам и обеспечение устойчивости движения к поставленным целям.
3.3. Проверка и переоценка.
Проверка результатов приводит к переоценке проекта системы. Этот этап является своеобразной обратной связью от фазы реализации к фазе формирования стратегии, а сигнал обратной связи формируется в процессе оценки полученных результатов.
24. «Проектирование» систем. Формирование целей и стремлений. Поиск вариантов.«Границы» реальности.
1.3. Формирование целей.
В процессе формирования целей и определения стремлений социально-экономической системы в целом должны учитываться как интересы внутренних подсистем, так и систем внешнего окружения. При этом необходимо использовать определенные показатели и критерии, позволяющие оценить относительную важность этих интересов, установить соответствующие приоритеты, определить возможность взаимозамен и компромиссов.
Процесс формирования целей предусматривает также рассмотрение этических аспектов проектирования системы. Этические аспекты связаны с социальной ответственностью проектировщиков за результаты проекта. При этом принято рассматривать:
· критерии ценности (затраты и полезность);
· науку о ценностях;
· этические аспекты побочных эффектов;
· этическую сторону производимых изменений;
· этическую сторону поставленных целей;
· этику руководителей;
· ответственность перед обществом;
· этическую сторону использования ресурсов;
· потребление и охрану интересов потребителя;
· ответственность за выпускаемую продукцию.
Оценка этической стороны результатов проектирования систем связана с возможностью проявления, наряду с положительными результатами, вредных последствий. Цель оценки – увеличить положительные результаты и минимизировать вред. При этом для обеспечения устойчивости развития проектируемой системы достижение выгод не должно сопровождаться ущемлением чьих-то интересов.
1.4. Поиск и разработка вариантов.
В зависимости от решаемой проблемы на этом шаге создаются варианты решения, программы, рассматриваются возможные проекты систем для реализации целей. Разработка вариантов зависит от ограничений на время, стоимость и ресурсы. В процессе поиска и разработки вариантов предусмотрены следующие процедуры:
· проработка и сравнение вариантов программы проектирования системы и взаимосвязи участников. Предлагаемые программы (или системы) должны сравниваться на основе системного подхода, то есть должны быть рассмотрены все участники, влияющие на проектируемую систему (ее подсистемы) или сами испытывающие влияние с ее стороны. На этой стадии создаются матрицы «программы-элементы» с указанием связей между программами и ЛПР, программами и потребителями, программами и затратами, затратами и их эффективностью и т. п. (при этом не следует забывать о влиянии факторов окружающей среды);
· определение результатов для того, чтобы оценить преимущество одного варианта перед другим;
· достижение согласия или процесс «узаконивания решения» [15], в котором проектировщики системы получают одобрение заказчиков.
25. «Проектирование» систем. Процесс принятия решений (модель Ульриха).
Связано с процессом принятия решения на основе цикла формирования системы; этапы:
1. Формирование стратегии или планирование
- Определение проблемы
· Определение потребителей, чьи потребности подлежат удовлетворению
· Определение потребностей
· Определение круга участников проекта
· Недетализирование общее описание методов, используемых для решения стоящих задач
· Определение границ системы
· Сравнение объемов ресурсов
- Исследование миропонимания потребителей и проектировщиков: согласование представлений о проектируемой системе проектировщиков, ЛПР, юридическими и нравственными нормами
- Назначение целей, касается всех участников процесса, имеющих отношение к затратам и прибылям, строится как сходящий процесс, который путем учета относительной важности интересов приведение и формирование цели, устраивающей всех
- Поиск и разработка вариантов в зависимости рассматриваемой проблемы, рассмотреть варианты решений, программы для реализации решений, поиск и разработка вариантов зависит от ограничений на время, ресурсы, количество рассматриваемых вариантов ограничения знаниями проектирования в системе со стороны всех участников и достижение между ними согласия. На этом этапе требуется определение с результатами проектируемой системы, учитываются возможные последствия в случае принятия каждого варианта, после чего заказчик одобряет проект.
2. Оценивание системы
- Определение результатов, свойств, критериев, измерительной шкалы, модели измерения, один из наиболее трудных процессов проектирования систем, это связано с тем что любой результат подлежит измерению, для измерения необходимо выделить те свойства и критерии, которые должны удовлетворять проектируемой системе, возникшая проблема в проектировании свойств системы и создании для этих целей шкалы и моделей измерений
- Оценка вариантов, сопоставление вариантов моделей системы, сильные и слабые стороны, оценка может осуществляться с помощью логико-содержащих или логико-формальных методов
- Процесс выбора, производится выбор единицы варианта на основании оценки, результат достигается объединением технических, экономических, социальных, политических аспектов в одном проекте, чтобы сделать его практически осуществимым приемлемее для потребителя
3. Реализация, подлежат решению оптимизация и субъектимизация, конфликты и их урегулирование, критическая оценка результатов и возврат к началу циклов
- Реализация выбранных результатов, специалисты должны стремится к оптимизации функций, определение наилучшего варианта решения задачи оптимизации. Нередко при этом неизбежен переход к компромиссу, состоящему в использовании комбинации согласно субоптимизмов. Реализация выбранных вариантов включает процесс узаконивания и разрешения конфликтов между заказчиком и проектировщиком.
- Управление системами, сравнение выходных сигналов и результатов с имеющимися на них стандартами. Оно связано с регулированием и настройкой систем приводещих ее к расчетным режимам
- Проверка и переоценка, проверка приводит к переоценке проекта, выявляет его слабые стороны, определяет потребности в изменении и весь цикл начинается сначала