Определение размера причинённого ущерба

Правильное определение размера ущерба является одной из гарантий охраны заработной платы работников, направленной против необоснованного привлечения работников к материальной ответственности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 января 2003 г. № 22 «О размере вреда, причинённого государственному имуществу» [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 7. 5/11791; 2004. № 188. 5/15189; 2009. № 1. 5/28798] установлено, что вред, причинённый государственному имуществу (включая денежные средства) в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей, с 1 апреля 2003 г. подлежит возмещению в размере, определённом законодательством, с увеличением его на последний официально опубликованный Национальным статистическим комитетом индекс потребительских цен на день вынесения контролирующими органами решения о его возмещении, за исключением денежных средств, увеличение размера процентов по которым определяется учётной ставкой Национального банка на день исполнения обязательства или его части.

Постановлением Правительства было поручено Министерству финансов совместно с Министерством экономики в 3-месячный срок разработать и утвердить порядок определения размера причинённого государственному имуществу (включая денежные средства) вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц.

Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство экономики Республики Беларусь постановлением от 24 марта 2003 г. № 39/69 [Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 38. 8/9304; 2004. № 59. 8/10829; 2005. № 109. 8/12850; 2006. № 145. 8/14960; 2007. № 84. 8/16073] утвердили Инструкцию о порядке определения размера причинённого государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц (далее – Инструкция).

Согласно Инструкции вред, причинённый государственному имуществу, выражается в фактической стоимости похищенного, повреждённого (испорченного), недостающего, уничтоженного имущества (далее – утраченное имущество), либо в сумме, составляющей разницу между стоимостью государственного имущества до и после его повреждения, либо в стоимости восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.) повреждённой вещи в пределах возмещения реального вреда, определяемого в соответствии с Инструкцией.

В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств.

Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь и применяется с даты совершения вреда и по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии).

В случае, если вред, причинённый организации незаконным пользованием её денежными средствами, частично возмещён лицом, его причинившим, проценты, начисленные на сумму этих средств, исчисляются исходя из ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей на дату составления акта проверки (ревизии), в зависимости от количества дней, в течение которых лицо, причинившее вред, обязано было его возместить. Размер вреда определяется:

♦ осуществляющими ведомственный контроль республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчинёнными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, в ведении (подчинении) которых находятся или в состав которых входят организации;

♦ иными контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организаций;

♦ государственными юридическими лицами, имуществу которых причинён вред.

Размер вреда определяется при выявлении в ходе проверок (ревизий) следующих фактов:

♦ хищения, повреждения (порчи), недостачи, умышленного уничтожения и утраты государственного имущества;

♦ необоснованного временного использования денежных средств вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки;

♦ необеспечения взимания арендной платы за сданные организацией в аренду, в том числе без заключения договора аренды, земельные участки, водные объекты, природные ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, а также производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности;

♦ неуплаты организации арендаторами или иными пользователями коммунальных и других видов услуг в случаях, если такая уплата предусмотрена договором аренды либо законодательством;

♦ хищения, недостачи, расходования с нарушением законодательства и излишней выплаты денежных средств (в том числе иностранной валюты);

♦ хищения или недостачи всех видов билетов, талонов, абонементов и других документов, предназначенных для расчётов за услуги;

♦ хищения или иной недостачи ценных бумаг;

♦ хищения, недостачи, умышленного уничтожения или порчи товарно-материальных ценностей, полученных государственным юридическим лицом в порядке иностранной безвозмездной помощи;

♦ отчуждения государственного имущества ниже стоимости, определённой в соответствии с законодательством.

Согласно Инструкции определение размера причинённого государственному имуществу вреда осуществляется следующим образом:

1) если утраченное государственное имущество относится по установленной законодательством классификации к основным средствам:

– по первоначальной (восстановительной) стоимости в соответствии с правилами переоценки стоимости основных средств на дату составления акта проверки (ревизии) о взыскании вреда за вычетом фактически произведённых амортизационных отчислений по данному имуществу;

– в размере 10 процентов от первоначальной стоимости с учётом проведённых переоценок и корректировки на коэффициент изменения стоимости на дату составления акта проверки (ревизии), но не ниже ликвидационной стоимости в случае 100-процентного начисления амортизационных отчислений;

2) если утраченное государственное имущество относится к сырью, материалам и другому аналогичному имуществу (товарно-материальным ценностям):

– по стоимости приобретённого организацией имущества, идентичного утраченному, на дату составления акта проверки (ревизии);

– при отсутствии у организации указанного имущества или если стоимость имущества, идентичного утраченному, меньше цен, сложившихся на товарном рынке Республики Беларусь, – исходя из сформированных иными продавцами цен на имущество, идентичное утраченному организацией, на дату составления акта проверки (ревизии), если иное не установлено законодательством;

– при отсутствии вышеперечисленного имущества – исходя из сформированных иными продавцами цен на имущество, аналогичное утраченному организацией;

3) если утраченное государственное имущество относится к отдельным предметам – в составе средств в обороте за вычетом потери стоимости в период эксплуатации в соответствии с законодательством на дату составления акта проверки (ревизии);

4) если утраченное государственное имущество относится к готовой продукции или товарам для продажи – по ценам, установленным организацией для продажи идентичного или аналогичного имущества, которое было утрачено (но не ниже себестоимости), товарам для продажи на дату составления акта проверки (ревизии);

При этом, когда речь идёт о сырье, материалах и другом аналогичном имуществе, то определение размера возмещения вреда осуществляется комиссией по инвентаризации, образуемой организацией (далее – комиссия), в соответствии с законодательством.

Комиссия осуществляет определение идентичности или аналогичности имущества, выбор обоснованного значения цены с использованием информации о ценах на имущество из средств массовой информации, прейскурантов, бюллетеней, каталогов, иных периодических и (или) официальных изданий, а также с использованием сведений о стоимости производства аналогичных видов имущества от организаций-изготовителей (с учётом расходов по приобретению, доставке, монтажу и установке) и сведений об уровне цен, поступивших от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на аналогичное или идентичное имущество.

Размер возмещения вреда организацией, являющейся коммерческой, подлежит увеличению на сумму налогов, подлежащих уплате организацией при выбытии имущества вследствие утраты, хищения, повреждения (порчи), недостачи в порядке, установленном законодательством.

Определение размера вреда в виде ухудшения характеристики государственного имущества, в том числе в случае его разукомплектования, расходования с нарушением законодательства или повреждения, порчи, при которых по решению организации возможно восстановление характеристик имущества, осуществляется исходя из стоимости указанного восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.).

Особый порядок Инструкция предусматривает для определения размера ущерба в случае, если утраченное имущество было получено организацией в виде иностранной безвозмездной помощи.

Днём вынесения решения о возмещении вреда следует считать день месяца, в котором был составлен акт проверки (ревизии).

Согласно трудовому законодательству размер возмещения ущерба, причинённого по вине нескольких работников, определяется для каждого из них с учётом степени вины, вида и предела материальной ответственности. Если ущерб причинён совместно несколькими лицами, то может наступить долевая либо солидарная ответственность.

В основном наступает долевая ответственность, когда каждый из причинителей вреда отвечает за свои деяния. Бригадная материальная ответственность является разновидностью долевой ответственности.

Солидарная материальная ответственность возлагается в случае причинения ущерба уголовно наказуемыми деяниями при условии, что они были совместными и имелся умысел.

Законодательством может быть установлен особый порядок определения размера ущерба, в том числе в кратном исчислении, если он причинён хищением, умышленной порчей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный характер.

Порядок возмещения ущерба

Порядок возмещения ущерба зависит от его размера и волеизъявления работника, некоторых иных обстоятельств.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично. Причём закон предоставляет право сделать это независимо от срока, размера ущерба и вида материальной ответственности. С согласия нанимателя он может передать для возмещения причинённого ущерба равноценное имущество или исправить повреждение.

Таким образом, возмещение ущерба может производиться не только путём внесения денежных сумм в кассу нанимателя, но и возмещением ущерба в натуре либо посредством исправления повреждённого имущества. В последнем случае единственное условие – согласие на это нанимателя. Исходя из приоритета закона следует также, что даже при наличии соответствующих записей в подзаконных актах о праве работника возместить ущерб в натуре без согласия нанимателя, должен действовать принцип, закреплённый в ст. 408 ТК.

За время исправления повреждённого имущества самим виновником оплата не производится.

Если работник добровольно не возместит ущерб (см. ст. 401), то в соответствии с законодательством допускается принудительный порядок его возмещения, который можно подразделить на два вида – внесудебный и судебный. Внесудебный порядок предусмотрен для случаев возмещения ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка работника. Согласно ч. 1 ст. 408 ТК возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению нанимателя путём удержания из заработной платы работника. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее десяти дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством. Поскольку в этом случае действует внесудебный порядок рассмотрения вопроса о возмещении ущерба, суд должен отказать в принятии искового заявления, если не истёк двухнедельный срок для издания нанимателем распоряжения об удержании из заработной платы работника.

При пропуске нанимателем двухнедельного срока для издания приказа (распоряжения) об удержании, при отказе работника от добровольного возмещения ущерба (на что указывается в исковом заявлении) либо когда ущерб превышает среднемесячный заработок, возмещение производится в судебном порядке. При этом на отказ работника от добровольного возмещения должно быть указано в исковом заявлении. Если наниматель в нарушение установленного порядка произвёл удержание из заработной платы работника, то орган по рассмотрению трудовых споров принимает по жалобе работника решение о возврате незаконно удержанной заработной платы.

Взыскание с руководителей предприятий, учреждений, организаций и их заместителей материального ущерба в судебном порядке производится по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора.

В исковом заявлении о возмещении ущерба, причинённого нанимателю, должен быть указан размер прямого действительного ущерба, изложены факты, подтверждающие вину, противоправность работника, причинную связь между его деянием и ущербом.

Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания с работников материального ущерба установлен срок в один год со дня обнаружения ущерба (ст. 242 ТК). Те же сроки применяются и при обращении в суд прокурора.

Указанный срок исчисляется со дня, следующего за днём обнаружения ущерба, т.е. днем, когда нанимателю стало известно о наличии ущерба, причинённого работником. Днём обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения.

Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Основание отказа или удовлетворение требования о восстановлении срока должно быть мотивировано в решении суда.

Если в процессе трудовой деятельности работник причинил ущерб третьим лицам или этот ущерб согласно действующему законодательству возмещен нанимателем, то по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб нанимателю в пределах, предусмотренных законодательством. Право регрессного требования возникает со времени выплаты нанимателем сумм третьему лицу и с этого же времени исчисляется срок на предъявление регрессного иска.

В соответствии со ст. 409 ТК с учётом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника суд может уменьшить размер ущерба, подлежащего возмещению. Проверяя материальное положение работника как условие применения ст. 409 ТК, суды должны истребовать доказательства об имущественном положении лица, привлекаемого к материальной ответственности (размер заработка, иные доходы), его семейном положении. При этом должны учитываться основные и дополнительные доходы, количество членов семьи, наличие иждивенцев, удержания по исполнительным листам, наличие имущества, в том числе доли в общей собственности, совместной собственности супругов в имуществе колхозного двора и т.п.

К конкретной обстановке, при которой причинён ущерб, следует относить обстоятельства, препятствовавшие работнику выполнить надлежащим образом возложенные на него обязанности, в частности отсутствие нормальных условий хранения, ненадлежащая организация труда. Вместе с тем наличие этих обстоятельств само по себе не может служить основанием для уменьшения ущерба, подлежащего взысканию, если работник знал либо мог и должен был знать о наличии этих обстоятельств или о возможном их возникновении и влиянии на сохранность материальных ценностей, но не принял всех зависящих от него мер к предотвращению ущерба.

Заключение договора о бригадной материальной ответственности не исключает применение ст. 409 ТК относительно того или иного члена бригады. Признано, что это возможно после распределения ущерба между членами бригады.

Бригадная материальная ответственность не является солидарной, поэтому ответственность здесь не индивидуальная, если, конечно, не известен конкретный виновный, а коллективная. Никто из бригады не обладает правом регрессного требования. Таким образом субъектом материальной ответственности является бригада, нарушившая обязанности перед нанимателем по сохранности имущества.

В связи со спецификой ответственности законодательством устанавливается ряд гарантий по формированию коллектива бригады.

Снижение размера ущерба, подлежащего взысканию, недопустимо, если ущерб причинён преступлением, совершенным с корыстной целью.

В силу того что причинение ущерба работником, находившимся в состоянии опьянения, является грубейшим нарушением трудовых обязанностей и в соответствии с законом влечёт его полную материальную ответственность, уменьшение размера возмещения за этот ущерб, как правило, не допускается.

Руководители государственных предприятий, учреждений, организаций самостоятельно не вправе уменьшать размер взыскиваемого ущерба либо вообще освобождать от материальной ответственности. Однако это допустимо делать субъектам хозяйствования с частной формой собственности.

Суд вправе выйти за пределы исковых требований, если неправильно определена сумма ущерба, а также при наличии к тому оснований принять решение о взыскании с работника суммы ущерба в более высоких пределах ограниченной материальной ответственности по сравнению с предъявленным иском либо в полном размере ущерба.

Если иск заявлен о возмещении ущерба в пределах полного его размера, а на работника может быть возложена материальная ответственность в ограниченном размере, суд разрешает спор по существу.

Если при подготовке гражданского дела или в процессе его разбирательства выяснится, что ущерб причинён не только по вине ответчиков, но и неправомерными действиями других лиц, суды должны привлекать их к участию в качестве соответчиков. Так, например, наряду с непосредственными причинителями вреда при наличии условий для применения ст. 404 на должностных лиц, виновных в возникновении ущерба, может быть возложена материальная ответственность в части, касающейся ущерба, не возмещённого его непосредственным причинителем.

Наши рекомендации