Равновесие фирмы – монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Издержки монополистической конкуренции
Как было показано ранее, свободный вход на рынок и выход из него в условиях совершенной конкуренции приводит к тому, что у фирм исчезнет возможность получать прибыль сверх нормальной. Аналогичные силы действуют в условиях монополистической конкуренции, хотя они не настолько мощны, чтобы полностью ликвидировать возможность получения экономической прибыли или гарантировать каждой фирме нормальную прибыль.
Барьеры для входа на монополистически конкурентный рынок, как известно, низкие. Если экономическая прибыль краткосрочного периода существует, то можно ожидать, что действующие фирмы будут стремиться к экономии от масштаба производства, росту и другим решениям, увеличивающим прибыль и снижающим издержки. Новые фирмы, привлеченные прибылью выше нормальной, получат мотив для входа в отрасль. Достаточно высокий спрос, вход новых фирм и расширение сбыта уже существующими на рынке фирмами усиливают конкуренцию и ликвидируют возможность получения экономической прибыли. Когда спрос низок и не позволяет получать даже нормальную прибыль, одни фирмы покидают отрасль, другие стремятся стать более эффективными по издержкам, найти способы стимулирования потребительского спроса, чтобы обеспечить получение хотя бы нормальной прибыли. Важно отметить, что в монополистически конкурентной отрасли рыночные силы не столь мощны, чтобы заставить фирмы действовать в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.
В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически (рис.5.3).
Новые фирмы не имеют побудительных мотивов ко входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса D на рис.5.3 лишь касается кривой средних общих издержек (АТС), т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек (Р = АС).
Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя свойствами:
а) как и на рынке чистой монополии, цена товара превышает предельные издержки фирмы (Р > МС). Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода MR предельным издержкам МС, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены;
б) как и на конкурентном рынке, цена равняется средним общим издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.
Второе свойство (б) показывает отличие рынка монополистической конкуренции от чистой монополии: так как чистая монополия – единственный продавец продукции, не имеющей близких заменителей; она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочном периоде.
Рынки с монополистической конкуренцией характеризует то, что на них не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Превышение ценой предельных издержек в условиях равновесия в долгосрочном периоде указывает на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, производимые с теми же ресурсами.
В противоположность фирмам, действующим при совершенной конкуренции, в условиях монополистической конкуренции фирмы производят несколько меньший объем производства. Производство осуществляется с более высокими издержками на единицу продукции, чем достижимый минимум. Это, в свою очередь, означает установление цены несколько более высокой, чем в условиях совершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции фирмы должны назначать более высокую цену по сравнению с конкурентной ценой в долгосрочном периоде, чтобы добиться нормальной прибыли.
Таким образом, в состоянии долгосрочного равновесия монополистически конкурентная фирма выпускает меньше продукции, чем необходимо для достижения минимума средних общих издержек. Разница между уровнем выпуска в условиях монополистической конкуренции и эффективным объемом выпуска (min LATC) называется избыточной мощностью, ее наличие говорит о недостаточно эффективном использовании ресурсов.
В условиях монополистической конкуренции силы установления равновесия долгосрочного периода не так сильны, как в условиях совершенной конкуренции. Потому что, во-первых, некоторые фирмы могут создать и запатентовать продукт с уникальными свойствами, получив при этом преимущество над конкурентами на достаточно долгое время. Во-вторых, отдельные фирмы могут размещаться в географически выгодном для своего бизнеса месте, что позволит им устойчиво получать экономическую прибыль (мотели, станции техобслуживания, рестораны, торговые центры и т.д.). В-третьих, инновации и использование передовых технологий могут позволить фирме на долгое время получать конкурентное преимущество. Наконец, барьер для входа на рынок новых фирм может быть повышен за счет дополнительных финансовых инвестиций, связанных с дифференциацией продукции и стимулированием сбыта. С другой стороны, условия, при которых фирма получает прибыль ниже нормальной, могут существовать долгое время. Поэтому рыночные силы в условиях монополистической конкуренции недостаточно велики, чтобы все время удерживать цены в соответствии с краткосрочными и долгосрочными средними издержками. Однако эти силы способны определять тенденцию ограничения прибыли и в долгосрочном периоде сдерживать потери монополистически конкурентных фирм.
Итак, монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции отличают два существенных обстоятельства:
1) наличие избыточных мощностей;
2) наценка.
Изобразим это графически (рис.5.4).
Недогруженные производственные мощности, а также потребители, «наказанные» за эту недогрузку ценами, превышающими конкурентный уровень, составляют издержки монополистической конкуренции. К этим издержкам необходимо добавить затраты, которые несут фирмы на рынках с монополистической конкуренцией тогда, когда производитель стремится убедить потребителей в преимуществах своего товара, его отличиях от товаров конкурентов. Монопольно конкурентные рынки изобилуют товарными знаками, брэндами известных и не очень компаний. Все они в борьбе за потребителя не скупятся на рекламу, разработку новых товаров и совершенствование уже выпускаемых.
Фирмы будут предпринимать усилия, чтобы улучшить свое положение и получать экономическую прибыль в долгосрочном периоде благодаря использованию неценовой конкуренции. Методами неценовой конкуренции являются:
- дифференциация продукта и его совершенствование;
- реклама.