ГСС и перспективы вступления России в ВТО

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) действует с 1947 г. По сути это межправительственный договор 123 государств, который определяет их права и обязанности во внешнеторговых отношениях. Около 20 государств, в том числе и Россия, рассматриваются как потенциальные члены Согла­шения и фактически находятся в стадии присоединения.

В декабре 1993 г. было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом многостороннее Соглашение по тарифам и торговле стало со­ставной частью новой организации, в ее компетенцию вошли и другие вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (в том числе банковскими, страховыми, транспортными). 1 января 1995 г. ВТО начала функционировать официально.

Членство в ВТО обязывает государство в полном объеме вы­полнять все достигнутые договоренности, но для вступления в ГАТТ/ВТО требуется полная гармонизация методов регулиро­вания внешнеэкономической деятельности с правилами ГАТТ. В области стандартизации — это приведение нормативных до­кументов, действующих в ГСС, в соответствие с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (в частности, Кодекса по стандартам)*.

* Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов (см. приложение 1).

Основные требования Кодекса по стандартам касаются стан­дартизации, оценки соответствия, информации.

В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в техниче­ский барьер в торговле. Стороны должны гарантировать, что при разработке, принятии и применении технических регла­ментов и стандартов обеспечивается устранение препятствий для международной торговли. В большой степени этого можно достигнуть использованием международных стандартов. По­этому, планируя разработку национального технического регла­мента или стандарта, необходимо убедиться в наличии соответст­вующего международного стандарта (либо его проекта) и при­нять его за основу (полностью или частично) разрабатываемого нормативного документа.

Если нет такого международного стандарта или требования национального нормативного документа отличаются от между­народного стандарта и могут значительно повлиять на торговые отношения других сторон, необходимо выполнить ряд правил Кодекса по стандартам:

· как можно раньше опубликовать уведомление для заин­тересованных сторон о предполагаемом принятии техни­ческого регламента или стандарта;

· через секретариат ГАТТ/ВТО сообщить другим сторонам сведения, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснование необходимости принятия технического рег­ламента;

· предоставлять по требованию других сторон подробную информацию (или копии) о технических регламентах;

· заинтересованным лицам сообщать подробные сведения о стандартах (или их копии) с указанием отличий этих доку­ментов от международных стандартов.

В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что национальные системы оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизованы с международными рекомендациями или правилами, принятыми международными организациями. Но если таковых нет либо национальные системы значительно отличаются от рекомендаций и правил международных организаций и могут оказать негативное влияние на торговые отношения, то сторона-участник ГАТТ/ВТО обязана выполнить следующие требования:

· как можно раньше предоставить заинтересованным сто­ронам уведомление о предполагаемом введении подоб­ной системы оценки соответствия;

· сообщить в секретариат ГАТТ/ВТО о продукции, соот­ветствие которой необходимо подвергнуть оценке по та­кой системе;

· предоставить по требованию и без дискриминации другим сторонам подробную информацию о правилах вводимой системы (либо копию этих правил).

В области информации каждая сторона обязана создать ин­формационно-справочную службу, в задачу которой входит предоставление информации заинтересованным лицам других сторон о разрабатываемых или принятых технических регламен­тах. Это в равной степени относится к нормативным докумен­там как центральных и местных правительственных органов, так и неправительственных органов, имеющих юридическое право вводить технические регламенты, а также региональных организаций по стандартизации (если перечисленные органы являются их участниками). Данное требование относится в равной степени как к стандартам, так и к системам оценки со­ответствия, которые разрабатываются или действуют на терри­тории сторон и применяются центральными (местными) прави­тельственными органами (имеющими юридическое право вво­дить технические регламенты). Указания по оценке соответст­вия касаются и региональных организаций по сертификации, членами которых состоят названные выше органы.

Информационно-справочная служба должна также информи­ровать о печатных изданиях, в которых публикуются уведомле­ния о введении новых документов, а если они не опубликова­ны — о месте их нахождения.

Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматри­вает, что страны-участницы должны гарантировать для импор­тируемой продукции не менее благоприятные условия, чем для аналогичной продукции отечественного производства. При этом технические регламенты не должны носить более ограни­чительный характер для торговли, чем это необходимо для вы­полнения законодательных требований (защита здоровья и безопасность людей, охрана животного и растительного мира, охрана окружающей среды).

В целях более полной гармонизации технических регламентов страны — члены ГАТТ/ВТО должны активно участвовать в работе соответствующих международных органов по стандартизации, разрабатывающих международный стандарт на тот вид продук­ции, для которого планируется принятие технического регла­мента.

В отношении процедур оценки соответствия товара требовани­ям технических регламентов или стандартов устанавливается обязанность стран-участниц гарантировать выполнение цен­тральными правительственными органами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продукции, производи­мой в других странах. Доступ влечет за собой право поставщика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и по­лучение знака соответствия, если соблюдались правила системы.

Информация по испытаниям продукции, выпускаемой на территории других стран-участниц, так же конфиденциальна, как и для отечественной продукции — этого требует защита за­конных коммерческих интересов.

К оценке соответствия предъявляются требования, подобные приведенным выше по стандартизации:

· полная гармонизация процедур оценки соответствия,

· участие в разработке международными организациями пра­вил и процедур оценки,

· включение правил и процедур оценки в соответствующие нормативные документы.

Соглашение по техническим барьерам в торговле признает важность взаимного признания оценки соответствия для разви­тия международной торговли. Страны-участницы должны га­рантировать, что их процедуры оценки соответствия обеспечи­вают достоверное доказательство соответствия товара техниче­ским регламентам (стандартам), что может быть признано в других странах. Соглашение допускает, что при этом может быть то или иное различие в самих процедурах и в организации про­цесса, в связи с чем возможны соответствующие консультации.

Как видно из изложенного выше, политика стандартизации в России во многом направлена на гармонизацию с положениями Кодекса по стандартам.

Но есть еще и нереализованные требования. Так, к основопо­лагающим стандартам принята поправка, касающаяся введения нового для России обязательного нормативного документа — тех­нического регламента, однако практики его применения в стране нет.

Кроме задач, связанных с присоединением к ГАТТ/ВТО, перед Россией со стороны ВТО поставлены условия, которые необходимо выполнить для присоединения еще к одному со­глашению ВТО — по стандартным и фитосанитарным мерам. В этом направлении совместно с Госстандартом работают и дру­гие организации (Минздрав — в лице Департамента Госсанэпиднадзора, Министерство сельского хозяйства и продоволь­ствия РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству и др.), усилиями которых в основном подготовлена нормативно-правовая база. Принятые ранее основные законодательные до­кументы в России (Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закон «О ветеринарии») дополне­ны правилами и нормами. Так, нормативный документ Сан-ПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продук­тов», содержащий около 20 тыс. показателей, на 95% отвечает требованиям Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».

Продолжается гармонизация российских санитарных правил и норм с международными, разработаны Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, при Минздраве РФ создается Информационно-справочный центр по вопросам Соглашения ВТО в области фито-санитарных норм.

Методическая помощь России во всем диапазоне деятель­ности Госстандарта предусмотрена проектом ТАСИС.* Цель проекта — развитие российской системы стандартизации и сер­тификации для ее более полной гармонизации с европейскими правилами. Эксперты ТАСИС намерены передать России свой опыт работы в строгих рамках ГАТТ/ВТО.

* ТАСИС — европейская программа технической помощи странам – бывшим республикам СССР.

В проекте не предусмотрена финансовая поддержка, пре­доставляется лишь консультативная помощь. Цель ее — содей­ствовать пониманию российскими специалистами роли стан­дартизации и сертификации в рыночных условиях, важности процедур аккредитации; ознакомление с техническим законо­дательством ЕС и отдельных стран Европы. Для этого органи­зуются обучение российских экспертов во Франции и Англии, а также проведение зарубежными консультантами семинаров в России для преподавателей соответствующих дисциплин.

В рамках программы группа российских специалистов за­нимается гармонизацией комплекса стандартов в области элек­тротехники с целью устранения нетарифных барьеров в торговле.

Финансирование работ на безвозмездной основе осуществ­ляет ЕС.

Наши рекомендации