ГСС и перспективы вступления России в ВТО
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) действует с 1947 г. По сути это межправительственный договор 123 государств, который определяет их права и обязанности во внешнеторговых отношениях. Около 20 государств, в том числе и Россия, рассматриваются как потенциальные члены Соглашения и фактически находятся в стадии присоединения.
В декабре 1993 г. было принято решение о преобразовании ГАТТ во Всемирную торговую организацию (ВТО). При этом многостороннее Соглашение по тарифам и торговле стало составной частью новой организации, в ее компетенцию вошли и другие вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (в том числе банковскими, страховыми, транспортными). 1 января 1995 г. ВТО начала функционировать официально.
Членство в ВТО обязывает государство в полном объеме выполнять все достигнутые договоренности, но для вступления в ГАТТ/ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельности с правилами ГАТТ. В области стандартизации — это приведение нормативных документов, действующих в ГСС, в соответствие с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле (в частности, Кодекса по стандартам)*.
* Кодекс установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов (см. приложение 1).
Основные требования Кодекса по стандартам касаются стандартизации, оценки соответствия, информации.
В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в технический барьер в торговле. Стороны должны гарантировать, что при разработке, принятии и применении технических регламентов и стандартов обеспечивается устранение препятствий для международной торговли. В большой степени этого можно достигнуть использованием международных стандартов. Поэтому, планируя разработку национального технического регламента или стандарта, необходимо убедиться в наличии соответствующего международного стандарта (либо его проекта) и принять его за основу (полностью или частично) разрабатываемого нормативного документа.
Если нет такого международного стандарта или требования национального нормативного документа отличаются от международного стандарта и могут значительно повлиять на торговые отношения других сторон, необходимо выполнить ряд правил Кодекса по стандартам:
· как можно раньше опубликовать уведомление для заинтересованных сторон о предполагаемом принятии технического регламента или стандарта;
· через секретариат ГАТТ/ВТО сообщить другим сторонам сведения, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснование необходимости принятия технического регламента;
· предоставлять по требованию других сторон подробную информацию (или копии) о технических регламентах;
· заинтересованным лицам сообщать подробные сведения о стандартах (или их копии) с указанием отличий этих документов от международных стандартов.
В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что национальные системы оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизованы с международными рекомендациями или правилами, принятыми международными организациями. Но если таковых нет либо национальные системы значительно отличаются от рекомендаций и правил международных организаций и могут оказать негативное влияние на торговые отношения, то сторона-участник ГАТТ/ВТО обязана выполнить следующие требования:
· как можно раньше предоставить заинтересованным сторонам уведомление о предполагаемом введении подобной системы оценки соответствия;
· сообщить в секретариат ГАТТ/ВТО о продукции, соответствие которой необходимо подвергнуть оценке по такой системе;
· предоставить по требованию и без дискриминации другим сторонам подробную информацию о правилах вводимой системы (либо копию этих правил).
В области информации каждая сторона обязана создать информационно-справочную службу, в задачу которой входит предоставление информации заинтересованным лицам других сторон о разрабатываемых или принятых технических регламентах. Это в равной степени относится к нормативным документам как центральных и местных правительственных органов, так и неправительственных органов, имеющих юридическое право вводить технические регламенты, а также региональных организаций по стандартизации (если перечисленные органы являются их участниками). Данное требование относится в равной степени как к стандартам, так и к системам оценки соответствия, которые разрабатываются или действуют на территории сторон и применяются центральными (местными) правительственными органами (имеющими юридическое право вводить технические регламенты). Указания по оценке соответствия касаются и региональных организаций по сертификации, членами которых состоят названные выше органы.
Информационно-справочная служба должна также информировать о печатных изданиях, в которых публикуются уведомления о введении новых документов, а если они не опубликованы — о месте их нахождения.
Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны-участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятные условия, чем для аналогичной продукции отечественного производства. При этом технические регламенты не должны носить более ограничительный характер для торговли, чем это необходимо для выполнения законодательных требований (защита здоровья и безопасность людей, охрана животного и растительного мира, охрана окружающей среды).
В целях более полной гармонизации технических регламентов страны — члены ГАТТ/ВТО должны активно участвовать в работе соответствующих международных органов по стандартизации, разрабатывающих международный стандарт на тот вид продукции, для которого планируется принятие технического регламента.
В отношении процедур оценки соответствия товара требованиям технических регламентов или стандартов устанавливается обязанность стран-участниц гарантировать выполнение центральными правительственными органами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продукции, производимой в других странах. Доступ влечет за собой право поставщика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получение знака соответствия, если соблюдались правила системы.
Информация по испытаниям продукции, выпускаемой на территории других стран-участниц, так же конфиденциальна, как и для отечественной продукции — этого требует защита законных коммерческих интересов.
К оценке соответствия предъявляются требования, подобные приведенным выше по стандартизации:
· полная гармонизация процедур оценки соответствия,
· участие в разработке международными организациями правил и процедур оценки,
· включение правил и процедур оценки в соответствующие нормативные документы.
Соглашение по техническим барьерам в торговле признает важность взаимного признания оценки соответствия для развития международной торговли. Страны-участницы должны гарантировать, что их процедуры оценки соответствия обеспечивают достоверное доказательство соответствия товара техническим регламентам (стандартам), что может быть признано в других странах. Соглашение допускает, что при этом может быть то или иное различие в самих процедурах и в организации процесса, в связи с чем возможны соответствующие консультации.
Как видно из изложенного выше, политика стандартизации в России во многом направлена на гармонизацию с положениями Кодекса по стандартам.
Но есть еще и нереализованные требования. Так, к основополагающим стандартам принята поправка, касающаяся введения нового для России обязательного нормативного документа — технического регламента, однако практики его применения в стране нет.
Кроме задач, связанных с присоединением к ГАТТ/ВТО, перед Россией со стороны ВТО поставлены условия, которые необходимо выполнить для присоединения еще к одному соглашению ВТО — по стандартным и фитосанитарным мерам. В этом направлении совместно с Госстандартом работают и другие организации (Минздрав — в лице Департамента Госсанэпиднадзора, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственный комитет РФ по рыболовству и др.), усилиями которых в основном подготовлена нормативно-правовая база. Принятые ранее основные законодательные документы в России (Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Закон «О ветеринарии») дополнены правилами и нормами. Так, нормативный документ Сан-ПиН 2.3.2.560-96 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов», содержащий около 20 тыс. показателей, на 95% отвечает требованиям Комиссии ФАО/ВОЗ «Кодекс Алиментариус».
Продолжается гармонизация российских санитарных правил и норм с международными, разработаны Правила сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, при Минздраве РФ создается Информационно-справочный центр по вопросам Соглашения ВТО в области фито-санитарных норм.
Методическая помощь России во всем диапазоне деятельности Госстандарта предусмотрена проектом ТАСИС.* Цель проекта — развитие российской системы стандартизации и сертификации для ее более полной гармонизации с европейскими правилами. Эксперты ТАСИС намерены передать России свой опыт работы в строгих рамках ГАТТ/ВТО.
* ТАСИС — европейская программа технической помощи странам – бывшим республикам СССР.
В проекте не предусмотрена финансовая поддержка, предоставляется лишь консультативная помощь. Цель ее — содействовать пониманию российскими специалистами роли стандартизации и сертификации в рыночных условиях, важности процедур аккредитации; ознакомление с техническим законодательством ЕС и отдельных стран Европы. Для этого организуются обучение российских экспертов во Франции и Англии, а также проведение зарубежными консультантами семинаров в России для преподавателей соответствующих дисциплин.
В рамках программы группа российских специалистов занимается гармонизацией комплекса стандартов в области электротехники с целью устранения нетарифных барьеров в торговле.
Финансирование работ на безвозмездной основе осуществляет ЕС.