Действие гражданских законов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Прежде всего – действие гражданских законов во времени. Вот принимают новый гражданский закон, а с какого времени он вступает в действие, когда он начинает применяться?
Ответ на этот вопрос дает специальный закон – Федеральный закон от 25 мая 1994 года с последующими изменениями и дополнениями. Он называется так: “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”.
Содержание этого нормативного акта сводится к следующему, он устанавливает следующие весьма важные правила.
Первое правило. Применяется только тот нормативный акт, который официально опубликован.
Итак, закон только тогда может вступить в действие, когда он официально опубликован. Если закон официально не опубликован, то он не действует и не регулирует общественные отношения, его не применяют ни суды, ни участники гражданского оборота, ни другие правоприменительные органы.
При этом датой принятия закона (закона, законодательного акта) считается дата принятия этого закона Государственной Думой в последнем чтении. Такой закон подлежит официальному опубликованию в течение 7 дней с момента его подписания Президентом.
Официальным опубликованием считается опубликование текста закона либо в “Российской газете”, либо в “Собрании законодательства Российской Федерации”, либо в “Парламентской газете”. Где раньше опубликуют текст закона, там он считается впервые официально опубликованным (в этих трех источниках). Могут раньше опубликовать в другом источнике (например, в “Комсомольской правде” или где-то еще), но это официального значения не имеет.
Какое значение имеет официальное опубликование?
Здесь действует следующее правило: закон считается вступившим в действие по истечении 10 дней с момента его первого опубликования.
Скажем, если 1 числа был опубликован в “Российской газете”, а через три дня в “Парламентской газете”, то исчисление 10-дневного срока считается с 1 числа. Истек 10-дневный срок – закон вступил в действие.
Почему установлен 10-дневный срок? Да потому, что для того, чтобы правильно применять закон, нужно ознакомиться с его содержанием; участникам гражданского оборота отводится на это по общему правилу 10 дней.
Однако иногда нужно немедленно ввести закон, и тогда, скажем, в самом законе пишется “вступает в действие с момента его опубликования”. А иногда нужен более длительный срок, для того чтобы ознакомиться с текстом закона, и тогда говорят, что, скажем, он вступает в действие с 1 января следующего года.
Итак, общее правило – если в законе при опубликовании не сказано, когда он вступает в действие – вступает в действие по истечении 10 дней с момента его официального опубликования (если в самом законе не предусмотрено иное).
А иногда для введения какого-то, как правило объемного, нормативного акта принимается специальный закон о введении его в действие. Когда была принята Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, то она была введена в действие специальным Законом от 30 ноября 1994 года, он так и назывался: “О введении в действие Части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”. И в этом вводящем законе подробно расписано, как вступает в действие этот нормативный акт, на какие отношения он распространяется, на какие не распространяется и так далее; потому что это фундаментальный нормативный акт и ввести его в действие не так-то просто.
Это что касается законов.
Подзаконные нормативные акты: прежде всего указы президента и постановления правительства. Их порядок введения в действие урегулирован Указом Президента РФ “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти”.
В соответствии с этим нормативным актом акты Президента и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию либо в “Российской газете”, либо в Собрании законодательств Российской Федерации в течение 10 дней со дня их подписания, и вступают они в действие по истечение 7 дней с момента их первого официального опубликования, если в самом нормативном акте не установлен иной срок введения их в действие.
Особые требования предъявляются к вступлению в действие нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Здесь действует правило: если эти нормативные акты федеральных органов исполнительной власти затрагивают права, свободы и обязанности человека или гражданина, или устанавливают правовой статус организации, или имеют межведомственный характер, то есть затрагивают интересы различных министерств и ведомств (достаточно одного из трех этих обстоятельств), в этом случае такие нормативные акты должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, чтобы Министерство юстиции определило, не нарушают ли они своим содержанием вышестоящие нормативные акты: законы, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, а также предусмотрено ли издание такого нормативного акта министерством или ведомством. Если Министерство юстиции убеждено, что здесь все нормально, тогда оно регистрирует у себя этот нормативный акт. Если этот нормативный акт не зарегистрирован в Министерстве юстиции, то даже будучи опубликованным, он не имеет юридической силы. Его просто не опубликуют, публикуются только те, которые зарегистрированы Министерством юстиции.
После регистрации такой нормативный акт подлежит официальному опубликованию за исключением таких нормативных актов, которые содержат в себе государственную тайну.
Официально опубликованы должны быть эти нормативные акты либо в “Российской газете”, либо в газете “Российские вести”, либо в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. И обязаны они быть опубликованы только после их регистрации. Вступают в силу по истечение 10 дней с момента их официального опубликования, если иной срок вступления в силу не установлен самим этим нормативным актом.
Итак, опубликован в надлежащем порядке либо закон, либо подзаконный нормативный акт, вступил в силу. И здесь важно уяснить следующее правило, которое имеет чрезвычайно важное значение для правильного применения норм гражданского права.
Это правило гласит: закон обратной силы не имеет. Причем здесь слово “закон” употребляется в широком смысле – не только законодательный акт, но и подзаконный нормативный акт обратной силы не имеет.
А это означает, что вновь принятый нормативный акт гражданского законодательства распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после введения его в действие, и не распространяется на те общественные отношения, которые возникли до введения его в действие.
Вполне понятно почему – потому что участники гражданского оборота, вступая в общественные отношения, подчиняются требованиям гражданского законодательства. А как они могут подчиниться требованиям того закона, который когда-то еще будет введен в действие, они о нем ничего не знают. Поэтому он распространяется только на те общественные отношения, которые возникли после введения его в действие.
Из этого общего фундаментального правила, что закон обратной силы не имеет, иногда устанавливаются исключения, когда закону придается обратная сила. Гражданскому закону может быть придана обратная сила, но происходит это только при наличии следующих условий.
Первое. Если принимается такой закон, который регулирует общественные отношения, ранее вообще никаким законом не регулируемые.
Вот раньше не было закона, который регулировал эти общественные отношения. И тогда, чтобы урегулировать общественные отношения, которые остались без правового воздействия, этот закон распространяется и на ранее возникшие общественные отношения.
В качестве примера можно привести статью 234 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эта статья предусматривает возможность приобретения права собственности на имущество ввиду давности владения. Если гражданин или юридическое лицо давно владеет открыто, беспрерывно и добросовестно каким-то имуществом, но не является собственником, то по истечении 5 лет гражданин или юридическое лицо становится собственником движимого имущества, а по истечении 15 лет – в силу приобретательной давности – недвижимого имущества. Раньше эти отношения вообще не регулировались, и тогда, когда был введен в действие Гражданский кодекс, его действие (статьи 234) распространили и на такое владение, которое возникло до введения в действие этого Гражданского кодекса. И тот срок владения, который истек до введения в действие Гражданского кодекса, он учитывается. Эти отношения регулируются с обратной силой.
Это первое – когда не урегулированы были какие-то общественные отношения, тогда для их регулирования придается обратная сила законам.
И второе – если закон устанавливает более льготный правовой режим для участников гражданского оборота. В этом случае также закону может быть придана обратная сила. Если он устанавливает более льготный режим, значит, в интересах самих участников гражданского оборота распространить на те отношения, в которые они вступили до введения его в действие, этот новый закон.
Что касается действия законов в пространстве, то здесь действует чрезвычайно элементарные правила.
По общему правилу вновь принятый нормативный акт действует на всей территории Российской Федерации, если в самом нормативном акте не установлено, что он действует только на какой-то части территории Российской Федерации.
Скажем, если принимается постановление правительства, устанавливающее какие-то льготы для жителей Крайнего Севера, то вполне понятно, что этот закон действует только в районах Крайнего Севера.
Точно так же и по кругу лиц. По общему правилу вновь принятый нормативный акт распространяет свое действие на всех граждан, юридических лиц и других субъектов гражданского права, которые находятся на территории Российской Федерации. Будь то российские граждане, иностранные граждане или лица без гражданства – все они подчиняются вновь принятому нормативному акту, опять-таки если в самом нормативном акте или из его смысла не вытекает, что она распространяется не на всех участников гражданского оборота.
Например, если Правительство РФ принимает постановление, в котором устанавливает льготы для участников ВОВ, ясно, что этот закон действует только для участников ВОВ и не действует для других субъектов гражданского права.
Вот такие элементарные правила установлены для введения в действие законов.
Итак, существуют гражданско-правовые нормы. Эти гражданско-правовые нормы находят свое воплощение в нормативных актах гражданского законодательства. Принимаются нормативные акты гражданского законодательства, они вступают в действие в определенное время и начинают регулировать те общественные отношения, которые входят в предмет гражданского права.
Часто сталкиваются с таким понятием: нормы права регулируют общественные отношения. А как нормы права регулируют эти общественные отношения? Каков механизм воздействия норм права на общественные отношения, что значит урегулировать общественные отношения?
В раскрытии механизма воздействия норм гражданского права на общественные отношения и в понятия этого механизма огромное значение имеет такое явление, как гражданское правоотношение.
Гражданское правоотношение. Вообще, вопрос о том, что такое гражданское правоотношение, это камень преткновения на экзаменах. С другой стороны, понятно почему – потому что гражданского правоотношения вообще, абстрактного, в природе не существует, существуют конкретные виды правоотношений, скажем: правоотношения собственности, правоотношения купли-продажи, правоотношения дарения, правоотношения строительного подряда, авторское правоотношение, а вот правоотношение вообще, как абстракция – это вырвано из всех многочисленных и многообразных видов правоотношений, собраны такие признаки, которые присущи любому правоотношению. Вот это и есть гражданское правоотношение. Абстрактное понятие. А абстрактное понятие не всегда хорошо усваивается.
А ответить на вопрос, что такое правоотношение как абстрактное понятие, чрезвычайно просто.
Гражданское правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.
Вот те общественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, будучи урегулированы нормой гражданского права, содержащейся в гражданском законодательстве, становятся гражданским правоотношением.
И здесь мы подходим к вопросу: что значит урегулировать общественные отношения и что собой представляет любое общественное отношение? А любое общественное отношение складывается между людьми в процессе их взаимодействия между собой.
Итак, содержание любого общественного отношения составляет взаимодействие людей между собой, и, вступая во взаимодействие между собой, люди тем самым вступают в общественные отношения.
А как можно урегулировать это взаимодействие? Тогда, когда общественное отношение не урегулировано, люди как хотят, так и взаимодействуют, как им в голову придет, а нужно это как-то упорядочить, урегулировать. И урегулировать чрезвычайно просто: один участник этого общественного отношения наделяется субъективным правом, а на другого возлагается субъективная обязанность. В дальнейшем их взаимодействия осуществляются в соответствии с этими правами и обязанностями – общественные отношения считаются урегулированными.
Если регулирование общественных отношений сводится к тому, что участники этих отношений наделяются правами и обязанностями и в дальнейшем их взаимодействие осуществляется в соответствие с этими правами и обязанностями, то мы легко можем ответить и на другие вопросы.
Первый вопрос: что составляет содержание общественного отношения?
Содержание гражданского правоотношения, так же как и общественного отношения, составляет взаимодействие участников этого правоотношения.
У любого явления есть не только содержание, но и форма. У гражданского правоотношения есть правовая форма, и правовую форму составляют права и обязанности участников этого правоотношения. Они образуют правовую форму этого правоотношения.
Итак,субъективные права и обязанности.
Из общего курса теории государства и права вы знаете, что такое субъективное право и субъективная обязанность. Но эти понятия носят дискуссионный характер как в общей теории права, так и цивилистической. Под субъективным правом понимается юридически обеспеченная возможность управомоченного лица требовать определенного поведения от обязанного лица. А субъективная обязанность - юридически обусловленная необходимость определенного поведения обязанного лица.
Давайте посмотрим, как регулируется элементарные общественные отношения с помощью норм гражданского права. Предположим, существуют элементарные отношения займа. Один гражданин взял взаймы денежную сумму у другого, должен отдать. Они вступили во взаимодействие между собой. Если он не отдает и здесь никак не урегулировано, здесь может быть все, что угодно: можно физическое применить насилие, отобрать и т.д. А как мы регулируем? Управомоченное лицо, которое дало взаймы, наделяется субъективным правом - правом требовать возврата долга. А на обязанном лице лежит долг, юридические обусловленная необходимость определенного поведения отдать эту денежную сумму по истечению установленного срока. И теперь уже они взаимодействуют в соответствии с этими правами и обязанностями. Их общественные отношения урегулированы.
Что значит юридические обеспеченная необходимость определенного поведения? Он юридически обусловлен вернуть этот долг. Если он не вернет этот долг, значит вступает в действие принудительная сила государства. Придет судебный пристав, отберет денежную сумму и передаст управомоченному лицу. У него есть право требовать возврата денежной суммы. Это юридически обеспеченная возможность определенного поведения, то есть она опирается на принудительную силу государства, и если он добровольно это требование не исполнит, он может пойти в суд, получить судебное решение, и судебный пристав исполнит это решение. Это юридически обеспеченная возможность — она опирается на принудительную силу государства. Их взаимодействие урегулировано. Это элементарные общественные отношения.
Гражданские правоотношения наряду с содержанием и формой характеризуются еще двумя элементами: субъектами и объектами правоотношений.
В качестве субъектов гражданского правоотношения могут выступать прежде всего индивидуальные какие-то лица, граждане, отдельные индивиды. Это могут быть как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, так и лица без гражданства, они могут быть участниками гражданского правоотношения. Участниками гражданского правоотношения могут быть и целые организации, но только такие, которые обладают признаками или свойствами юридического лица, юридические лица могут быть участниками, субъектами гражданского правоотношения.
В качестве субъекта гражданского правоотношения может выступать и сама Российская Федерация в целом, так же как субъектом гражданского правоотношения может быть и отдельный субъект Российской Федерации, например Санкт-Петербург.
И, наконец, в качестве субъектов гражданского правоотношения могут выступать муниципальные образования, то есть органы местного самоуправления.
Если участник гражданского правоотношения наделяется правом, то это управомоченная сторона гражданского правоотношения, а тот участник гражданского правоотношения, на которого возлагается обязанность, это обязанный участник гражданского правоотношения.
Ну и наконец, объект гражданского правоотношения.
Дело в том, что общественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, это либо имущественно-стоимостные отношения, либо личные неимущественные отношения, поэтому в качестве объекта всегда выступает либо какое-то материальное благо, либо какое-то неимущественное благо, какая-то духовная ценность. Поэтому в качестве объекта гражданского правоотношения выступает поведение участника этого правоотношения, направленное либо на материальное благо, либо на какое-то духовное благо.
И здесь важно различать то поведение участников, которое составляет содержание гражданского правоотношения, от того поведения, которое образует объект этого правоотношения.
Поведение участников правоотношения по отношению друг к другу составляет содержание гражданского правоотношения. А поведение их, направленное на какие-то материальные или духовные ценности, образует объект гражданского правоотношения.
Приведем элементарный пример – правоотношения строительного подряда. Есть заказчик (управомоченная сторона), есть подрядчик. Когда заказчик требует от подрядчика строительства объекта, по которому они договорились, в соответствии с договором, утвержденным планом и так далее, они взаимодействуют между собой, их поведение образует содержание гражданского правоотношения. А вот тогда, когда под влиянием действий заказчика подрядчик возводит именно этот объект, он взаимодействует с продуктами материального мира, с вещами, из продуктов природы создает жилой дом для заказчика, то его поведение в процессе взаимодействия с материальными объектами мира составляет объект гражданского правоотношения. Благодаря действиям на подрядчика, тем самым заказчик воздействует на его поведение в отношении объектов материального мира, и тем самым это поведение в отношении объектов материального мира образует объект гражданского правоотношения.
Такова структура, или схема, гражданского правоотношения.
Имейте в виду, что само понятие гражданского правоотношения, его содержание, формы и объекты это чрезвычайно дискуссионный в цивилистической науке вопрос. И если вы почитаете учебник, особенно учебник не петербургский, а, скажем, написанный специалистами-цивилистами кафедры гражданского права Московского университета, или Свердловского университета, Саратовского университета, то увидите, что самые различные мнения высказываются и по поводу того, что такое гражданское правоотношение, что составляет содержание, форму и объект гражданского правоотношения. Не удивляйтесь. У меня просто нет времени рассказывать о различных точках зрения, их слабых и сильных сторонах. Но имейте в виду, что очень многие вопросы носят дискуссионный характер в науке гражданского права, и понятие гражданского правоотношения – одно из самых спорных положений в сфере цивилистической науки.
Итак, гражданское правоотношение – это само общественное отношение, только урегулированное нормой гражданского права. Когда нормы гражданского права с помощью субъективных прав и обязанностей регулируют взаимодействие участников этого общественного отношения, оно приобретает правовую форму и становится гражданским правоотношением.
Но само по себе не возникает ни одно гражданское правоотношение. Для того чтобы возникло гражданское правоотношение, необходимо, чтобы наступил какой-то юридический факт, с которым закон связывает возникновение именно этого гражданского правоотношения. Поэтому между нормой гражданского права и самим общественным отношением всегда лежат какие-то юридические факты, и без наступления этих юридических фактов не может возникнуть, измениться или прекратиться ни одно гражданское правоотношение.
Эти юридические факты, с которыми закон связывает либо установление гражданского правоотношения, либо изменение гражданского правоотношения, либо его прекращение, получили название “основания гражданских правоотношений”, они лежат в основе этого правоотношения; есть основание – есть правоотношение, нет основания – нет этого гражданского правоотношения.
Основания гражданских правоотношений (юридические факты гражданского права).
Под основаниями гражданских правоотношений понимаются те юридические факты, с которыми закон связывает либо установление, либо изменение, либо прекращение гражданского правоотношения. Поэтому юридический факт гражданского права - это связующее звено между нормой гражданского права и гражданскими правоотношениями. Без юридического основания не может существовать ни одно гражданское правоотношение.
Все многочисленные юридические факты, те обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений, получили определенную классификацию и находятся в определенной системе.
Классификация юридических фактов гражданского права.
Прежде всего, в зависимости от характера течения юридических фактов все юридические факты в гражданском праве делятся на события и действия.
Под событиями понимаются такие обстоятельства, которые протекают независимо от воли человека. Например, наводнение, протекает независимо от воли человека. Пожар, пожар может быть вызван волей человека, например хулиган спичкой поджег жилой дом, но дальше он протекает помимо его воли, поэтому это событие. Смерть человека тоже протекает независимо от воли человека, это события. И с этими событиями связываются определенные правоотношения. Скажем, наступила смерть гражданина, возникают наследственные правоотношения.
Но большинство гражданский правоотношений возникает в результате действий человека. Гражданское право имеет дело с нормальным развитием гражданского оборота, а он развивается в силу того, что человек совершает какие-то действия.
В свою очередь действия человека, поскольку они совершаются по воле человека, делятся на правомерные действия и неправомерные действия.
Правомерные действия - это такие действия, которые соответствуют требованиям закона. А неправомерные действия - действия, которые противоречат требованиям гражданских законов.
Опять-таки поскольку гражданское право в отличие от уголовного имеет дело с нормальным развитием гражданского оборота, нормальными явлениями, поэтому большинство гражданских правоотношений возникает в результате совершения именно правомерных действий. Хотя гражданское законодательство предусматривает возможность возникновения гражданских правоотношений и в результате совершения какого-то неправомерного действия. Скажем, когда гражданин своими действиями причиняет вред имуществу или здоровью другого гражданина. Причинение вреда - это неправомерное действие, но в силу этого юридического факта, самого факта причинения вреда, возникает обязательство по возмещению этого вреда, это особый вид гражданского правоотношения, в силу которого причинивший вред обязан потерпевшему возместить все понесенные им убытки. И хотя это правоотношение возникает из неправомерного действия, направлено оно на достижение правомерного результата: восстановить сферу имущества потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Исполнение этого обязательства восстанавливает то положение, которое существовало до правонарушения. Но в основе этого гражданского правоотношения лежит неправомерный факт и неправомерное действие лица.
В свою очередь, правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты.
Юридические поступки порождают гражданско-правовые последствия, то есть ведут к возникновению, изменению или прекращению гражданских правоотношений, порождают гражданско-правовые последствия независимо, а иногда и вопреки намерениям человека.
В качестве примера юридического поступка можно назвать создание авторского произведения. Вот писатель пишет какой-то роман. Когда он пишет роман, он может не преследовать цель стать участником гражданского авторского правоотношения, приобрести авторские права на это произведение. Но независимо от этого в момент создания произведения в объективном виде он становится участников авторского правоотношения, где ему принадлежит право авторства на это произведение, право опубликовывать или разрешать опубликовывать это произведение, право на неприкосновенность этого произведения. Эти права у него возникают автоматически независимо от того, желал он наступления этих последствий или нет.
А иногда в результате совершения поступка возникают такие права и обязанности, которые даже нежелательны для некоторых граждан. Скажем, находка. Это тоже юридический поступок. Идет гражданин, нашел кошелек. Желает он этого или не желает, но возникает обязательство по возврату этого кошелька собственнику, который утратил этот кошелек. Даже если он не хотел наступления последствий, они все равно наступают.
Это юридические поступки.
В отличие от юридических поступков, юридические актытолько тогда порождают соответствующие гражданско-правовые последствия, когда они совершаются со специальным намерением породить эти гражданско-правовые последствия. Если такого намерения нет, то никаких гражданско-правовых последствий быть не может. И только тогда, когда это намерение имело место в поведении человека, только тогда эти гражданско-правовые последствия возникают.
И, в свою очередь, юридические акты (это последняя ступень классификации) делятся на административные акты и сделки.
Отличаются они по нескольким критериям.
Первое. Административные акты могут совершаться только органами государственной власти и местного самоуправления, а сделки могут совершаться любыми субъектами гражданского права (гражданами, в том числе органами государственной власти и управления, Российской Федерации, юридическими лицами). Любые лица могут совершать сделки.
Далее. Административные акты как юридические факты гражданского права порождают одновременно два вида последствий: во-первых, административно-правовые последствия (поэтому называются “административные акты”) и, во-вторых, гражданско-правовые последствия. Административные акты всегда наряду с гражданско-правовыми последствиями вызывают и административно-правовые последствия, иначе они бы не назывались административными актами. А сделки, в отличие от административных актов, порождают только гражданско-правовые последствия.
И наконец, последнее отличие. Лицо, совершившее административный акт, никогда не становится участником того гражданского правоотношения, которое возникает из этого административного акта. А лицо, совершившее сделку, всегда становится участником соответствующего гражданского правоотношения.
Поясню на конкретном примере. Большинство гражданских правоотношений возникает в результате совершения сделок, и чрезвычайно редко гражданское правоотношение возникает из административного акта. Административный акт – это как бы антипод сделки, это то явление, которое не присуще гражданскому праву, и только в редчайших случаях в результате совершения административного акта возникают гражданские правоотношения.
В качестве примера такого административного акта можно привести выдачу ордера на занятие жилого помещения. Если местная администрация выдает ордер на занятие жилого помещения, то это ни что иное, как совершение административного акта органом государственной власти и управления. В результате выдачи ордера возникают административные правоотношения между органом, выдавшим ордер, и гражданином, которому выдан ордер, а также между органом, выдавшим ордер, и жилищной организацией, в ведении которой находится то жилое помещение, которое предоставлено данному гражданину
Каково содержание этих административных правоотношений? В силу этого административного правоотношения тот орган, который выдал ордер, предписывает жилищной организации заключить договор жилищного найма с тем гражданином, которому выдан ордер на занятие жилого помещения. В силу этого административного правоотношения предписывается гражданину проживать в том помещении, ордер на который ему выдан. Одновременно с этими административными правоотношениями возникает гражданское правоотношение. Но участником этого гражданского правоотношения эта организация не становится, им становится гражданин и жилищная организация. И в силу этого уже гражданского правоотношения, на условиях равенства сторон, гражданин вправе требовать от жилищной организации заключения с ним договора жилищного найма, а жилищная организация обязана заключить с ним договор жилищного найма. А когда будет заключен договор, это другой уже юридический акт, тогда возникают жилищные обязательства, которые регулируют отношения по пользованию жилой площадью.
Итак, из административного акта возникли два вида правовых последствий.
Сделка же, а наиболее распространенной разновидностью сделки является договор, договор - это двусторонняя сделка (бывают еще односторонние сделки), всегда вызывает только гражданско-правовые последствия.
Заключен договор купли-продажи. Между покупателем и продавцом возникло обязательство купли-продажи, в силу которого продавец вправе требовать уплаты покупной цены, а покупатель вправе требовать передачи ему в собственность вещи. И в основе этого гражданского правоотношения лежит договор как юридическая сделка.
Более подробно, что такое сделка, какие виды ее бывают, и что такое договор, мы будем говорить чуть позже. Важно понять, что основная масса гражданских правоотношений возникает в результате совершения сделок, а основную массу сделок составляют договоры как юридические акты гражданского права.
Итак, если есть основания гражданского правоотношения, то возникают гражданские правоотношения с участием субъектов гражданского права, либо гражданами, либо юридическими лицами, либо Российской Федерацией, либо субъектами Российской Федерации. Но чтобы стать участниками гражданского правоотношения, граждане должны обладать определенными свойствами, так же, как и юридические лица. Любой субъект гражданского права для того, чтобы быть участником гражданского правоотношения, должен обладать определенными свойствами. И такими важнейшими свойствами являются правоспособность и дееспособность.
Субъекты гражданского права. В качестве субъектов гражданского права и субъектов гражданского правоотношения могут выступать как граждане, так и юридические лица, и Российская Федерация и т.д., но какой бы субъект гражданского права ни имел место, для того, чтобы участвовать в гражданских правоотношениях, он должен характеризоваться определенными свойствами, определенными качествами, и такими качествами являются правоспособность и дееспособность, только обладая этими качествами, можно стать участниками гражданского правоотношения. И субъектов гражданских правоотношений характеризуют эти два фундаментальных качества.
Правоспособность. В этом слове часть способность стоит на первом месте, это не право на что-то, это способность к чему-то. Это способность иметь гражданские права и обязанности.
Это такое свойство, скажем, человека или другого субъекта гражданского права, которое зависит от государства. Государство может наделить гражданина правоспособностью, а может не наделять его таким свойством. Все зависит от того, что это за государство.
Скажем, рабовладельческое государство. Возьмем такую выдающуюся личность, как Спартак. Личность выдающаяся во всех отношениях – в физическом смысле, в умственном, моральном, волевом и так далее. Но какими бы раб ни обладал свойствами, рабовладельческое государство не признавало за ним свойства правоспособности, а стало быть, раб не обладал таким необходимым качеством, как способность иметь гражданские права и обязанности, и поэтому он не мог участвовать в гражданских правоотношениях.
А в демократическом обществе, нормальном демократическом обществе, государство всегда признает за всеми гражданами способность иметь любые гражданские права и обязанности.
Поэтому под содержанием правоспособности понимается способность иметь допускаемые законом права и обязанности.
Но обладать лишь способностью к приобретению прав и обязанностей еще недостаточно, это не означает, что гражданин имеет какие-то конкретные субъективные права в отношении каких-либо материальных или духовных ценностей и благ. Это лишь абстрактная предпосылка, без которой невозможно приобрести субъективное право. Но сама правоспособность создает лишь возможность для приобретения прав, а не предоставляет сами эти права. А вот чтобы приобрести какие-то права, конкретные права в отношении конкретных благ, нужно совершить какие-то действия, скажем, заключить договор, совершить еще какое-то действие. Только тогда могут возникнуть эти самые субъективные права и обязанности.
Участники гражданского оборота, субъекты гражданского права могут различными способами приобретать гражданские права.
Их можно приобретать своими действиями. Если сам человек заключает договор, он в результате договора получает какие-то права. А можно приобретать эти права действиями других участников гражданского оборота, скажем действиями представителей.
Но для того, чтобы своими действиями приобретать права, необходимо обладать другим качеством, наряду с правоспособностью, и это качество, это свойство получило название “дееспособность”.