Система макроэкономических взаимосвязей основных секторов народного хозяйства
Миллионы субъектов экономики в процессе своей деятельности принимают решения самостоятельно, однако в результате их взаимодействия формируются устойчивые закономерности развития всей национальной экономики. Поэтому для понимания характера и направлений воздействия решений отдельных экономических субъектов на механизм функционирования всей национальной экономики определяющее значение имеет анализ системы связей, складывающихся между различными секторами.
Такого рода анализ проводится на базе теоретической модели кругооборота продуктов и доходов.
Государственный сектор связан с остальными элементами экономической системы следующими способами: через налоги, через государственные закупки и через займы.
Налоги, уплачиваемые государству, представляют собой изъятия денежных средств у домашних хозяйств. Однако этот поток денежных средств частично возмещается обратным потоком трансфертных платежей, поступающих в распоряжение домохозяйств. Для достоверной оценки потока денежных платежей, поступающих от домашних хозяйств в государственный сектор экономики, при макроэкономическом анализе учитываются только чистые налоги, под которыми понимается разность общих налоговых поступлений и трансфертных платежей. Основная особенность движения потока налоговых платежей состоит в том, что они связывают государственный сектор и домохозяйства напрямую, а не через систему рыночных взаимодействий. Трансфертные платежи (пенсии, стипендии, пособия) являются лишь частью расходов государства.
Другая часть этих расходов – государственные закупки, которые включают платежи федеральных и региональных правительственных учреждений за приобретенные у фирм товары и услуги, а также заработную плату всех государственных служащих.
Разница между чистыми налогами и государственными закупками образует сбережения государства.
Иностранный сектор, так же как и государственный, связан с другими экономическими субъектами тремя способами.
Первый – это импорт товаров и услуг. Импортируемые товары и услуги поступают в страну на рынок благ, а встречный поток денежных платежей – с рынка благ в иностранный сектор экономики.
Второй способ связи национальной экономики с зарубежными странами – это экспорт товаров и услуг. Денежные средства, полученные в обмен на стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств от продажи благ отечественным домашним хозяйствам и государству. Разница между величиной платежей за импорт и поступлений от экспорта называется чистым экспортом.
Третьим способом связи является проведение различного рода международных финансовых операций, связанных как с получением займов и предоставлением ссуд, так и с трансакционными сделками по купле-продаже реальных и финансовых активов.
Эти операции приводят к возникновению определенных потоков платежей, направленных как внутрь экономической системы, так и за ее пределы.
Первые из этих потоков в экономике принято называть притоками капитала, вторые – оттоками капитала, хотя они отражают движение не реального, а фиктивного капитала, т. е. различного рода финансовых активов.
5. См. в тетради
Национальное богатство
Для оценки итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство.
Национальное богатство (НБ)представляет собой совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на определенную дату.
Между национальным богатством и созданным в стране общественным продуктом существует прямая и обратная зависимости.
Прямая зависимость определяется тем, что общественный продукт является основным источником пополнения и обновления НБ.
Обратная зависимость заключается в том, что сам объем произведенного общественного продукта, темпы и абсолютные значения его прироста зависят от накопленного национального богатства, его величины, структуры и качественного состава образующих его элементов.
Структура национального богатства характеризуется следующими основными составными элементами:
- принадлежащими населению, фирмам и государству средствами производства, функционирующими как в материальной, так и в духовной сфере (машины, станки, оборудование и т. п.);
- запасами готовой продукции на складах фирм;
- стратегическими запасами государства;
- имуществом населения, материализованным в недвижимости и предметах потребления длительного пользования;
- материальными и культурными ценностями, являющимися общественным достоянием;
- вовлеченными в хозяйственный оборот природными ресурсами, а также разведанными полезными ископаемыми;
- нематериальными духовными ценностями.
Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно-технических изменений, сопровождается не только увеличением, но и изменением структуры национального богатства.
Увеличение национального богатства и прогрессивное изменение его структуры являются материальной основой повышения благосостояния всего населения страны.
Для измерения последнего используется показатель чистого экономического благосостояния, который был введен в экономическую науку В. Нордхаусом и Дж. Тобином.
В отечественной макроэкономической науке он является относительно новым. Необходимость его использования определяется тем, что ни один из рассчитанных на основе системы национального счетоводства и показателей общественного продукта не позволяет дать адекватную оценку благосостояния нации.
Например, основным элементом, не относящимся к общественному продукту, но увеличивающим благосостояние населения, является свободное время.
Рост этой составляющей экономического благосостояния может при прочих равных условиях явиться фактором снижения общественного продукта.
Для определения показателя чистого экономического благосостояния из величины показателя, используемого для измерения общественного продукта (например, валовой национальный продукт), вычитается денежная оценка отрицательных факторов, воздействующих на благосостояние, прибавляются денежные оценки нерыночной деятельности и свободного времени.
Количественные значения всех этих оценок, как правило, определяются экспертным путем.
Чистое экономическое благосостояние – это показатель, измеряющий экономическое благосостояние общества с учетом не только имеющихся доходов, но и качества жизни.
Однако вычисление ЧЭБ имеет значительные сложности, т. к. пока не существует способов и показателей абсолютного измерения объемов теневой экономики, досуга, загрязнения.
7.?
8.