Организация работы с персоналом
Наука и практика выработали инструментарий (методы) изучения состояния действующей системы управления персоналом организации, построения, обоснования и реализации новой системы.
Системный анализ служит методическим средством систем подхода к решению проблем совершенствования системы управления персоналом. Системный подход ориентирует исследователя на открытие системы управления персоналом в целом и составляющих компонентов: целей, функций, организационной структуры, к технических средств управления, информации, методов управления людьми, технологии управления, управленческих решений; на выявление многообразных типов связей этих компонентов между собой и внешней средой и сведение их в единую целостную картину.
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение вглубь явления и определение его сущности. Например, систему управления персоналом можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции.
Метод сравнений позволяет сравнить существующую системe управления персоналом с подобной системой передового предприятия, с нормативным состоянием или состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости исследуемых систем, их однородности.
Динамический метод предусматривает расположение данных динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метод использует при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления персоналом.
Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации в целом и системы управления персоналом с точки зрения их соответствия целям организации.
Анализ целей, развертывание их в иерархическую систему целей, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производственного управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы управления персоналом.
Экспертно-аналитический метод совершенствования управления персоналом основывается на привлечении высококвалифицированных специалистов по управлению персоналом к процессу совершенствования. При исполнении этого метода очень важна проработка форм систематизации и ясного представления мнений и заключений экспертов.
С помощью этого метода выявляются основные направления совершенствования управления персоналом, оценки результата анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем, что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее объективен при многошаговой экспертизе.
Блочный метод ускоряет процесс формирования новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.
Метод творческих совещаний предполагает коллективное обсуждение направлений развития системы управления персонал группой специалистов и руководителей. Эффективность метода стоит в том, что идея, высказанная одним человеком, вызывает других участников совещания новые идеи, а те, в свою очередь порождают следующие идеи, в результате чего возникает поток идей. Цель творческого совещания - выявить, возможно, больше вариантов путей совершенствования системы управления персоналом.
Метод коллективного блокнота («банка» идей) позволяет сочетать независимое выдвижение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом.
Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи с помощью заранее подготовленного списка водящих вопросов. Форма вопросов должна быть такой, чтобы в них имелась «подсказка» о том, что и как следует сделать для её решения.
Метод 6-5-3 предназначен для систематизации процесса нахождения идей по развитию системы управления персоналом. Суть его заключается в том, что каждый из шести членов экспертной группы записывает на отдельном листе три идеи и передает лист остальным членам группы, каждый из которых к уже предложенным вариантам добавляет свои три идеи. По окончании этой процедуры на каждом из шести листов должно быть записано 18 вариантов решений, а всего будет 108 вариантов.
Наибольший эффект и лучшее качество системы управления персоналом достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.
Процесс комплектования кадрами, как правило, носит постоянный характер и состоит из нескольких подпроцессов:
планирование потребностей в персонале;
· наем персонала;
· высвобождение персонала;
· определение участников процесса формирования кадрового состава;
· определение трудозатрат на осуществление комплектования.
По методологическим особенностям планирование делится на стратегическое и текущее. Основным элементом и стратегического, и текущего планирования является выявление потребностей в трудовых ресурсах. В основе стратегического планирования лежат характеристики внешнего окружения в будущем. Оно подразумевает:
· отслеживание тенденции развития персонала;
· определение стратегической потребности в трудовых ресурсах, возникающей в процессе реализации тех или иных производственных планов;
· определение долгосрочных потребностей в кадрах той или иной квалификации;
· выбор форм обучения и развития персонала и их финансирования.
В сфере управления персоналом текущее планирование конкретизирует и детализирует стратегический план, а также применяется в следующих ситуациях:
· увольнение;
· выход на пенсию;
· уход в декретные и творческие отпуска;
· текучесть кадров и т. п.
Основной особенностью текущего планирования является его оперативность, т. е. обеспечение готовности к быстрой реакции на небольшие изменения. Фактически это планирование замещения выбытия трудовых ресурсов. Текущее планирование связано со следующими факторами:
· оперирование данными, полученными на основе анализа краткосрочных потребностей организации, и характеристиками, отражающими колебания численности рабочей силы и представляющими собой лишь количественную его сторону;
· разработка мероприятий, направленных на привлечение с наименьшими затратами недостающего количества работников;
· отражение финансовых аспектов.
Существует множество методов определения будущих потребностей в персонале. Основными из них являются:
Экстраполяция- метод планирования трудовых ресурсов, основанный на продлении в будущее существующих тенденций, связывающих показатели производства и общую численность персонала (прежде всего, соотношение между объемом работ/услуг и среднесписочной численностью).
Балансовый методочень близок к экстраполяции, отличие заключается в том, что планирование персонала в данном случае осуществляется для нескольких связанных между собой видов деятельности в организации. Баланс между видами деятельности может быть просчитан как по продукции, так и по персоналу.
Метод экспертного опросаиспользуется для прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, прежде всего при переходе на новые технологии или при выпуске новых видов продукции. В качестве внутренних экспертов могут выступать менеджеры по персоналу, специалисты различных функциональных направлений и руководители бизнес-единиц (цехов, отделов, служб).
Моделирование - метод, используемый для определения потребностей в рабочей силе в изменяющихся условиях. Процесс моделирования основывается на требованиях и особенностях технологических процессов (масштабов работ, соответствия между количеством работников и видом оказываемой услуги, количеством и спецификой потоков информации и др.), а также на социотехническом подходе, учитывающем запросы производственной и социальной подсистем организации (обогащение труда, развитие персонала, ротация кадров и др.).
Подбор кадров является одной из основных функций менеджера по персоналу. Если она выполняется не в полной мере, незамедлительно последуют негативные последствия: отсутствие сотрудника скажется на эффективности подразделения, а значит, и всей организации.
Процесс подбора новых сотрудников в организации включает следующие этапы:
1. Анализ и планирование потребности в персонале.
2. Формулирование требований к должности.
3. Определение алгоритма подбора персонала.
4. Оценка кандидатов на вакансию.
5. Отбор из числа кандидатов подходящего работника.
Проведение анализа потребностей в персонале позволяет четко определить задачи и функции, выполнение которых обязательно для успешной деятельности организации. Появление новых задач может быть вызвано активным развитием бизнеса, а также изменением стратегии. Они могут распределяться между сотрудниками, обладающими необходимыми для эффективной работы знаниями и навыками, а также инициировать открытие дополнительных вакансий.
Чтобы понять, какой работник необходим, нужно четко сформулировать характеристики должности будущего специалиста: требования к потенциальному кандидату; управленческие задачи, которые включает в себя данная позиция; место позиции в должностной структуре организации: кому она подчинена, и кто находится в подчинении у сотрудника, занимающего данную позицию.
Изменение условий внешней среды (законодательных норм, налоговой политики, действий конкурентов и поставщиков) и внутренние преобразования (смена формы собственности, организационной структуры и т. п.) требуют качественного улучшения предпринимаемых сотрудниками действий, а для этого работникам необходимы новые знания, умения, навыки.
На практике можно встретить смешение понятий "обучение сотрудников" и "развитие персонала", но эти термины не идентичны.
Обучение по своей сути ориентировано на настоящее и призвано решать текущие задачи, стоящие перед подразделением и компанией. Его цель - дать работнику навыки, необходимые в его работе. Периодами планирования обучения являются год, квартал, месяц. В плане обучения всегда указано, кого и чему учить.
Развитие персонала ориентировано на будущее и призвано раскрыть потенциал сотрудников, подготовить их к тем условиям работы в компании, которые будут сформированы в будущем: через год, два, три. Важное отличие двух понятий в том, что сотрудника можно заставить учиться, но нельзя принудить к развитию, т. к. оно должно соответствовать его внутренней мотивации.
Первые элементы системы обучения в компании возникают как реакция на существующую потребность в получении сотрудниками дополнительных знаний или навыков. Это так называемое реактивное обучение. Оно допустимо в ситуации, когда, например, организация заключила договор с иностранными партнерами и отправляет офис-менеджера или секретаря на курсы иностранного языка. Если договоренности с зарубежными клиентами или поставщиками планировались заранее, то имеет смысл также заранее обучить сотрудника иностранному языку. Такое обучение называется проактивным или опережающим, на его основе должна выстраиваться система обучения в компании.
Часто руководство компании ставит перед службой персонала задачу создать систему корпоративного обучения, целью которого является как удовлетворение потребностей подразделений в повышении квалификации сотрудников, так и увеличение эффективности предприятия в целом. В этом случае менеджеру необходимо разработать и внедрить в компании все элементы системы. Корпоративное обучение проводится в 5 этапов.
1. Анализ потребностей в обучении
2. Планирование обучения
3. Разработка учебной программы
4. Проведение обучения
5. Оценка результатов обучения
На первом этапе мeнеджеру необходимо тесно взаимодействовать с руководителями подразделений и самими сотрудниками. Важно понимать, что потребность в обучении должна согласовываться со стратегией развития всей компании. Ее необходимо выявлять и анализировать таким образом, чтобы у менеджера по обучению имелось четкое представление о том, каких именно навыков не хватает сотрудникам и чему их следует учить.
Выявить потребности в обучении можно разными методами, основными из которых являются:
· итоги регулярных оценочных (или аттестационных) мероприятий;
· результаты отборочного собеседования при приеме на работу;
· итоги прохождения сотрудником испытательного срока;
· интервьюирование руководителей подразделений и топ-менеджеров;
· анализ заполненных сотрудниками анкет;
· изменения внешней среды, в которой существует организация.
На втором этапе задачами менеджера по обучению являются:
· определение целей и задач тренинга или семинара;
· определение участников;
· выбор формы обучения и будущего провайдера;
· выполнение функций, связанных с бюджетированием мероприятия.
На третьем этапе происходит адаптация программы обучения под специфику организации. Она включает мероприятия, связанные с уточнением содержания программы, сбором ожиданий участников, выбором методов обучения и подготовкой учебных материалов.
Этап оценки эффективности обучения является завершающим. Успешность тренинга зависит от того, достиг ли он поставленных перед его началом целей и задач. Наиболее применимы на данном этапе методологии оценки эффективности Дональда Киркпатрика и Джека Филипса, который первым предложил рассчитывать экономическую выгоду от тренинга, т. е. определять возврат инвестиций (Return оп Investment) в обучение.
Оценка персонала - комплекс мероприятий, позволяющих определить, насколько сотрудник обладает характеристиками и знаниями, которые необходимы ему для решения производственных задач.
Целями проведения оценочных мероприятий являются:
· выявление потребностей в обучении сотрудников, формирование учебного лана;
· планирование карьеры сотрудников, создание индивидуальных листов развития;
· формирование кадрового резерва на ключевые должности;
· корректировка компенсационных пакетов сотрудников;
· диагностика ситуации в компании в целом;
· оптимизация организационной структуры и улучшение системы управления;
· отбор кандидатов при приеме на работу.
Участие в оценочных мероприятиях дает сотруднику следующие преимущества: гарантия того, что его достижения за прошедший период не останутся без внимания; ясное понимание поставленных задач и критериев успешности их выполнения.
Основными этапами проведения оценки персонала являются:
1. Определение целей, т. е. понимание того, зачем проводится оценка персонала. Нечеткое определение целей может привести к выбору некорректных методов, следовательно, и к получению недостоверных результатов.
2. Выбор методов оценки.
3. Разработка инструментов оценки, к которым относятся: анкеты, бланки для наблюдателей, экзаменационные вопросы, тесты и т. д.
4. Проведение оценочных мероприятий: формирование оценочной комиссии, обучение членов комиссии навыкам оценки (навыки задавания вопросов, реагирования на ответы аттестуемых, наблюдения реакции аттестуемых).
5. Анализ результатов и предоставление обратной связи. Данные мероприятия рекомендуется осуществлять сразу после завершения оценки аттестуемых, чтобы избежать потерь собранной информации.
Стремление к объективности при проведении мероприятий по оценке персонала требует от специалистов постоянного пополнения их инструментария и поиска наиболее эффективных методов.
Выбор методов оценки персонала зависит от уровня развития организации, ее задач и специфики корпоративной культуры. Основными, наиболее часто применяемыми в российских организациях методами оценки персонала являются:
1. Биографическое интервью. Это структурированная беседа, в ходе которой специалист по персоналу собирает подробную информацию о жизненном пути человека с самого его детства. Необходимо выявить ключевые, поворотные события, в которых проявляются основные мотивы и интересы человека. Описание успехов и неудач может дать представление о том, к чему человек стремится, каковы его основные ресурсы, в чем его возможности ограничены.
2. Тестирование. Тесты разрабатываются под конкретную должность и направлены на оценку ключевых знаний и навыков. Профессиональные тесты (в отличие от личностных) могут быть подготовлены специалистами службы персонала совместно с линейными руководителями.
3. Интервью по компетенциям. Это структурированная беседа, направленная на получение подробного описания реальных рабочих ситуаций, с которыми человек сталкивался в своей профессиональной деятельности.
4. Оценка по методу «360 градусов». Заключается в получении данных о дейcтвиях человека в реальных рабочих ситуациях и о проявляемых им качествах от людей, которые взаимодействуют с ним (от начальника, коллег, подчиненных, клиентов, а также от него самого). Недостаток метода заключается в его трудоемкости.
5. Решение бизнес-кейсов, представляющих пример типичной рабочей ситуации, в которой должны проявляться и оцениваться ключевые для данной должности качества, компетенции. Бизнес-кейс - это задача со многими неизвестными, содержащая информацию, которую оцениваемый должен изучить и принять конкретное решение.
6. Ассессмент-центр. Включает бизнес-кейсы, личностные опросники, тесты способностей, интервью по компетенциям. Данный метод считается одним из самых прогностичных, так как человека во многих ситуациях оценивают несколько специалистов. Его точность определяется тем, насколько верно сформулированы ключевые компетенции, а также качеством разработанных для их оценки кейсов и профессионализмом специалистов по оценке.
7. Аттестация. В процессе аттестации оцениваются результаты деятельности сотрудника. Сегодня термины "оценка" и "аттестация" часто употребляют в качестве синонимов, хотя понятие оценки является более емким.
8. Оценка по КРI (ключевым показателям эффективности) - это максимально формализованный метод оценки результативности сотрудников. Он требует точно разработанной методики определения КРI и автоматизации оценки.
Кадровое планирование
осуществляется как в интересах организации, так и в интересах его персонала. От правильного решения кадровых вопросов напрямую зависит благополучие организации. Поэтому в настоящее время в крупных организациях за кадровую работу отвечает первый заместитель руководителя. Главная его задача - удовлетворение потребности организации в персонале в заданном количестве и необходимого качества.
Такая потребность возникает в связи с его естественной убылью, текучестью, предполагаемым расширением масштабов деятельности, техническим перевооружением и пр. Удовлетворение этой потребности происходит в процессе набора кадров. Последний производится в соответствии с плановыми расчетами, в основе которых лежат, во-первых, данные о составе и структуре персонала, его текучести, продолжительности рабочего времени, его потерях, а во-вторых, планы производства, сбыта, инвестиций, научных исследований. Исходя из этой информации, создаются прогнозы необходимой численности персонала и дополнительной потребности в нем. Они и служат исходным моментом планирования мероприятий по привлечению кадров, рационализации их структуры.
Кадровое планирование должно дать ответ на следующие вопросы:
1. Сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы?
2. Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал без нанесения социального ущерба?
3. Как лучше использовать персонал в соответствии с его способностями?
4. Каким образом обеспечить развитие кадров для выполнения новых квалифицированных работ и поддержания их знаний в соответствии с требованиями производства?
5. Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия?
Кадровое планирование реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом. Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо с помощью специальных анкет собрать необходимую информацию.
Информация о персонале представляет собой совокупность всех оперативных сведений, а также процессов их обработки для кадрового планирования. Она должна отвечать следующим требованиям простоты, наглядности, однозначности, сопоставимости, преемственности, актуальности.
Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования и базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. При определении потребности в персонале в каждом конкретном случае рекомендуется участие руководителей соответствующих разделений.
Задачей планирования привлечения персонала является удовлетворение в перспективе потребности в кадрах за счет внутренних и внешних источников.
Существенное значение в процессе кадрового планирования имеет планирование высвобождения или сокращения персонала. Планирование высвобождения персонала позволяет избежать передачи на внешний рынок труда квалифицированных кадров и создания для этого персонала социальных трудностей. Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на классификации видов увольнений. Критерием классификации выступает степень добровольности ухода работника с предприятия:
по инициативе работника, то есть по собственному желанию;
по инициативе работодателя или администрации;
в связи с выходом на пенсию.
Главной задачей служб управления персоналом при работе с увольняющимися работниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личностную ситуацию. В особенности это относится к последним двум видам увольнений. Отношение к пожилым сотрудникам (равно как и соответствующая государственная политика) является мерилом уровня культуры управления и цивилизованности экономической системы
Одной из проблем работы с персоналом является управление трудовой адаптацией.
Выделяют два направления адаптации:
первичная, то есть приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, речь в данном случае о выпускниках учебных заведений);
вторичная, то есть приспособление работников, имеющих о профессиональной деятельности (как правило, меняющих область деятельности или профессиональную роль, например при переходе в ранг руководителя).
Продолжительность адаптационного периода определяется внутри организации, иногда ее приравнивают к длительности испытательного срока. В среднем она составляет 1-3 месяца. В то же время этот срок может оказаться недостаточным для успешной социализации, т. е. процесса усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему работать в качестве полноправного члена коллектива. Успешность адаптации зависит от характеристик компании и самого человека. Чем сложнее для работника новая окружающая среда, чем больше она отличается от привычных для него условий, тем труднее проходит процесс адаптации.
Для оценки результатов адаптации используют сравнение профессиональных показателей работника со средними показателями, характерными для данного коллектива (например, средним процентом выполнения производственных планов, уровнем брака производимой продукции и пр.), а также анализ уровня удовлетворенности работника, характер его взаимоотношений с коллегами, удовлетворенность работника новым статусом и новыми возможностями. Сравнение полученных результатов с запланированными позволяет корректировать ход процесса адаптации сотрудников.