Итоговое повторение - 5 часов

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).

Последовательность предъявления материала обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

С 6-го класса курс обществознания приобретает модульную структуру. Каждая тема, как правило, представляет собой самостоятельный модуль, внутри которого материал связан дидактическим единством и системой изучения: определение целей и задач вначале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в каждом классе ученики знакомятся с целостной картиной общественных связей, но каждый раз на новом уровне, соответствующем уровню их восприятия, познавательных интересов и возможностей. Так, учебный материал 6-го класса объединен одним вопросом: как устроен мир людей? Два учебных модуля позволяют учащемуся найти решение проблем, поднятых в рамках каждого из них. Поиск ответа на поставленные вопросы позволит: сформировать у шестиклассников умение анализировать простые системы, факты, явления и понятия; научиться оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения; объяснять отличия своих оценок от других; приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков.

Центральной темой в содержании 7-го класса является поиск ответа на вопрос: как найти себя в обществе? Содержание учебных модулей ориентировано на признание семиклассниками моральных и правовых норм как регуляторов общественной жизни.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества происходит в 8–9-м классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, характеризующих современное глобальное общество.

Изучение обществознания в этом возрасте должно способствовать освоению старшими подростками основных социальных ролей (в рамках своего возраста), осознанию возрастающих возможностей и ответственности гражданина Российской Федерации.

Место учебного предмета «Обществознание»

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в 5-9 классах 175 часов из расчета 1 учебный час в неделю»

Содержание учебного предмета «Обществознание»

Класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. Человек – 3 часа.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья – 6 часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа – 5 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4. Труд – 5 часов.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина – 9 часов.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.

Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение - 5 часов

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

Класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. «Человек в социальном измерении» - 12 часов

Введение. Как работать с учебником.

Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?

Сильная личность – какая она?

Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты

способен.

Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».

«Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы

деятельности человека).

Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.

На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду

помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха.

Выбор жизненного пути.

Тема 2. «Человек среди людей» - 10 часов

Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными.

Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто

может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и

наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро,

молчание - золото».

Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный

конфликт. Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.

Тема 3. «Нравственные основы жизни» - 10 часов

Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым.

Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.

Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу

«нет».

Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.

Итоговое повторение – 2 часа

Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.

Класс

Введение – 1 час.

Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.

Тема 1. Человек и другие люди – 6 часов

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.

Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники,

друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели

общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими

и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность,

взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.

Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить

контакт

Тема 2. Человек и закон – 12 часов

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,

ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и

защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и

виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.

Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная

служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-

правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и

человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя

дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду.

Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и

проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона.

Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов

государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика – 11 часов

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство.

Основные участники экономики – потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и

малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества

труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на

производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки

производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы

бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.

Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды

денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное

хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и

произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего

хозяйства.

Наши рекомендации