Итоговое повторение - 5 часов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).
Последовательность предъявления материала обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Общая характеристика учебного предмета «Обществознание»
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
С 6-го класса курс обществознания приобретает модульную структуру. Каждая тема, как правило, представляет собой самостоятельный модуль, внутри которого материал связан дидактическим единством и системой изучения: определение целей и задач вначале модуля, обобщение и контроль – в конце. Таким образом, в каждом классе ученики знакомятся с целостной картиной общественных связей, но каждый раз на новом уровне, соответствующем уровню их восприятия, познавательных интересов и возможностей. Так, учебный материал 6-го класса объединен одним вопросом: как устроен мир людей? Два учебных модуля позволяют учащемуся найти решение проблем, поднятых в рамках каждого из них. Поиск ответа на поставленные вопросы позволит: сформировать у шестиклассников умение анализировать простые системы, факты, явления и понятия; научиться оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения; объяснять отличия своих оценок от других; приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков.
Центральной темой в содержании 7-го класса является поиск ответа на вопрос: как найти себя в обществе? Содержание учебных модулей ориентировано на признание семиклассниками моральных и правовых норм как регуляторов общественной жизни.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества происходит в 8–9-м классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, характеризующих современное глобальное общество.
Изучение обществознания в этом возрасте должно способствовать освоению старшими подростками основных социальных ролей (в рамках своего возраста), осознанию возрастающих возможностей и ответственности гражданина Российской Федерации.
Место учебного предмета «Обществознание»
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования в 5-9 классах 175 часов из расчета 1 учебный час в неделю»
Содержание учебного предмета «Обществознание»
Класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Человек – 3 часа.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Тема 2. Семья – 6 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа – 5 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд – 5 часов.
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина – 9 часов.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение - 5 часов
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
Класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. «Человек в социальном измерении» - 12 часов
Введение. Как работать с учебником.
Человек - личность. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Человек познает мир. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты
способен.
Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека – по работе».
«Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна (основные формы
деятельности человека).
Потребности человека. Какие бывают потребности. Мир мыслей. Мир чувств.
На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду
помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха.
Выбор жизненного пути.
Тема 2. «Человек среди людей» - 10 часов
Межличностные отношения. Какие отношения называются межличностными.
Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. Человек в группе. Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто
может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за это бывает. О поощрениях и
наказаниях. С какой группой тебе по пути.
Общение. Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются.
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро,
молчание - золото».
Конфликты в межличностных отношениях. Как возникает межличностный
конфликт. Семь раз отмерь… как не проиграть в конфликте.
Тема 3. «Нравственные основы жизни» - 10 часов
Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым.
Доброе – значит хорошее. Главное правило доброго человека.
Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу
«нет».
Человек и человечность. Что такое гуманизм. Прояви внимание к старикам.
Итоговое повторение – 2 часа
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
Класс
Введение – 1 час.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук.
Тема 1. Человек и другие люди – 6 часов
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.
Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники,
друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели
общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими
и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность,
взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение.
Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить
контакт
Тема 2. Человек и закон – 12 часов
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи,
ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и
защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и
виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.
Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная
служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-
правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и
человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя
дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду.
Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и
проступки Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона.
Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов
государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика – 11 часов
Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство.
Основные участники экономики – потребители и производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и
малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества
труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на
производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки
производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы
бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена.
Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды
денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное
хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и
произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего
хозяйства.