А. релятивность, математическая точность, однозначность выводов
Институциональная экономика
Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 080100 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций»
Брянск 2013
УДК 330.1 (072)
Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения направления 080100 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» / Брянск. гос. технол. акад. сост. О.С. Сухарев. – Брянск: БГИТА, 2013. – 21с.
Даны методические рекомендации к выполнению контрольной работы по институциональной экономике, как научного направления современной экономической мысли, исследующее проблемы экономической теории в их взаимообусловленности с институциональными изменениями. Поведение хозяйствующих субъектов, действие законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов, управление деловыми трансакциями – все эти явления и процессы зависят от принятых в обществе институтов.
Рецензент:
кандидат экон. наук, доцент Родина С.Е.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями экономического факультета БГИТА.
Протокол № _____ от «_____» ________________ 2013г.
Содержание
Введение………………………………………………………………….……..5
Теоретическая часть……………………………………………………….…..6
Заключение……………………………………………………………………18
Список использованных источников……………………………………….19
Введение
Контрольная работа по институциональной экономике представляет собой составную часть системы изучения дисциплины и дипломного проектирования по экономическим специальностям.
Целью методических рекомендаций является оказание методической помощи студентам при подготовке к написанию контрольной работы, в обеспечении связи теории и практики.
Объем контрольной работы должен быть не менее 15-20 страниц компьютерного текста (формой стандартного листа 210-297 мм.). Текст рукописи может быть набран в редакторе «Microsoft Word» шрифтом «Times New Roman», размером 14. Абзацный отступ – 5 знаков, интервал – 1,5.
Текст размещается на лицевой стороне листа, обратная оставляется свободной для замечаний и предложений преподавателя. Станицы нумеруются в нижнем правом углу. Поля: левое 30мм, верхнее и нижнее должны составлять не менее 20 мм, правое – не менее 15 мм.
Выбор темы контрольной работы определяется согласно варианту, который назначается по последней цифре зачетной книжки студента. Следует учитывать, что содержание работы должно соответствовать названию поставленных в плане вопросов, работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСа, а также иметь аккуратный внешний вид. Каждые таблица и график должны быть прокомментированы, при этом не обязательно повторять те цифры, которые представлены в них.
Содержание каждого раздела зависит от темы контрольной работы, однако необходимо учитывать ряд общих требований и положений.
Во введении раскрывается актуальность темы, значение её разработки. Указывается предмет изучения, методы исследования, источники информации, используемой при написании контрольной работы.
В основной части на материалах литературных источников излагаются теоретические положения по теме контрольной работы, освещаются соответствующие вопросы экономики на современном этапе рыночных отношений. Сопоставляются различные точки зрения экономистов. В качестве литературных источников используются учебные пособия, монографические брошюры, журнальные статьи, интернет-ресурсы и пр.
В заключении излагаются выводы и основные предложения.
Список использованных источников составляется в алфавитном порядке. По каждому литературному источнику указывается автор, название работы, издательство, год издания.
Тематика контрольных работ
Вариант 1
1. Трансакционные и трансформационные издержки – значение для развития экономики, примеры.
2. Нормообразующие факторы и устойчивость норм поведения
Тестовые задания.
1. Назовите три революционных этапа развития экономической науки, для которых было характерно изменение предмета, метода исследования экономической науки, а также взглядов на проблему верификации экономического знания?
Варианты ответов:
А. меркантилизм, кейнсианская революция, неоклассическая революция
Б. стадия предшественников, маржиналистская революция, эконометричес-кая революция
В. физиократия, институционализм, посткейнсианство
2. Какие базовые четыре вида моделей использует при проведении анализа экономическая наука?
Варианты ответов:
А. аналитические, графические, оптимизационные, численные
Б. описательные, объяснительные, прогностические, принятия решений
В. описательные, объяснительные, эконометрические, игровые
Вариант 2
1. Основные методологические проблемы экономической науки. Почему они приводят экономическую науку к кризису?
2. Предмет и метод экономической науки. Проблема верификации экономического знания (основные подходы – Фридмена, Куна, Поппера, Лакатоса, МакКлоски)?
Тестовые задания:
1. Назовите 5 подходов к проблеме верификации экономического знания и учёных, разработавших эти подходы?
Варианты ответов:
А. неопозитивистский (Фридмен), «правило демаркации»( Поппер), постпозитивистский (Кун), плюралистический (Лакатос), постмодернистский (МакКлоски)
Б. неопозитивистский (Поппер), «правило демаркации» (Кун), постпозитивистский (Фридмен), плюралистический (МакКлоски), постмодернистский (Лакатос)
В. неопозитивистский (Фридмен), «правило демаркации» (Поппер), постпозитивистский (Кун), макроэкономический (Кейнс) плюралистический (Лакатос).
2. «Правило демаркации» гласит?
Варианты ответов:
А. научное знание отличается от «ненаучного» тем, что имеет подтверждения в опыте
Б. любое знание всегда потенциально опровержимо, фальсифицируемо
В. знание научно, если оно опровержимо
Вариант 3
1. Мэйнстрим и ИЭЭ – точки противостояния?
2. Принцип соответствия Самуэльсона как основа мэйнстрима и его ограничения.
Тестовые задания:
1. Назовите три свойства, определяющие современное состояние экономического знания?
Варианты ответов:
А. релятивность, математическая точность, однозначность выводов
Б. «экономический империализм», точно определён предмет и объект изучения, изучаемые процессы в условиях ограниченных ресурсов
В. фрагментарность, релятивность, плюралистичность
2. Методологические проблемы экономической науки развёртываются вокруг следующих вопросов?
Варианты ответов:
А. богатства, ресурсов, распределения доходов
Б. предмета, метода, верификации
В. экономической политики, ценностей, индивида
Вариант 4
1. Особенности развития институционально-эволюционной экономики: этапы и основные школы.
2. Понятия «института» и «эволюции»? Формальные и неформальные институты и их влияние на хозяйственное развитие?
Тестовые задания:
1. Плюралистический подход к верификации экономического знания утверждает?
А. экономическое знание совершенствуется посредством смены парадигм
Б. в экономической науке сосуществуют исследовательские программы, конкурирующие друг с другом за влияние в области методологии и экономической практики
В. точность знания определяется тем, насколько точно исследователь может убедить научную общественность в правильности полученных им результатов
2. Мэйнстрим базируется на принципе соответствия Самуэльсона, который исходит из следующих допущений?
А. полноты и доступности информации, наличия равновесия, отвергает неустойчивость в развитии экономики, рассматривает изменения вокруг равновесия, абсолютной рациональности, ограниченности ресурсов
Б. ограниченности информации, неравновесной экономической динамики, наличия институтов, ограниченной рациональности, ограничен-ности ресурсов
В. исходит из иных принципов (указать каких)
Вариант 5
1. Отличия институциональной и эволюционной экономики?
2. Структуризация эволюционной экономики по Годсону и по объекту эволюционного анализа?
Тестовые задания:
1. Под институтом понимают?
А. организацию или фирму
Б. стереотип поведения или обычай
В. формальные и неформальные правила поведения, структурирующие обмены
2. Важнейшим свойством социальной эволюции является?
А. обратимость и прерывность